Posted 20 февраля 2007,, 18:25

Published 20 февраля 2007,, 18:25

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Над компанией Skyguide нависло проклятие

20 февраля 2007, 18:25
Швейцарская компания «Скайгайд», виновная в гибели башкирских детей в небе над Германией, вновь попала в скандальную хронику. Две недели назад в воздушном пространстве Швейцарии чудом избежали столкновения алжирский военный самолет и пассажирское судно из Казахстана, пролетев в 300 метрах друг от друга! Напомним, именно непрофессионализм компании швейцарских авиадиспетчеров стал причиной столкновения лайнера «Башкирских авиалиний» и американского «Боинга» летом 2002 года. В небе взорвались 52 ребенка, которые летели из Уфы на отдых в Испанию. Только в мае 2007-го начнется процесс над восемью сотрудниками авиакомпании, обвиняемых в убийстве 71 человека, совершенном «из-за небрежности». Для того, чтобы добиться начала суда, родители погибших ребятишек прошли все круги ада.

Компания упорно не желала признавать свою ошибку, упрямство руководителей стоило жизни диспетчеру Петеру Нильсену, дежурившему в роковую ночь. Отца троих детей зарезал на пороге собственного дома потерявший в авиакатастрофе всю семью осетинец Виталий Калоев. Калоев устал ждать, когда будут названы виновники трагедии, и решил наказать убийцу своих детей собственноручно. Руководство «Скайгайд» посчитало нужным извиниться перед несчастными родственниками лишь спустя четыре года, когда Калоева уже осудили на восемь лет и отправили в швейцарскую тюрьму. Однако запоздалое раскаяние не спасло авиакомпанию от череды неприятностей, обрушившихся на нее в последнее время. Невольно поверишь, что провидение наказывает людей, которые ради сохранения имиджа лгали в лицо родителям потерявших детей.

Как стало известно «МКС», 8 февраля военный самолет, направлявшийся из Чехии в Алжир, на высоте 7,5 тысяч метров оказался в опасной близости к воздушному судну казахской авиакомпании "Беркут", который летел из Гренобля в Алма-Ату. Диспетчеры в Женеве обнаружили, что самолеты находятся всего в 300 метрах друг от друга. Диспетчеры, работавшие в тот момент, были уволены, а «Скайгайд» вновь две недели замалчивала происшествие. Интересно, что, как утверждают диспетчеры, столкнуть в небе два самолета практически невозможно: воздушное пространство – не железнодорожные рельсы и для того, чтобы судна встретились, требуется человеческое умение, задающее направление полета и высоту. А потому второй фантастический случай, чуть не закончившийся трагедией, о многом говорит. Вокруг «Скайгайда» накручивается столько мистических совпадений, что, кажется – не отмщенные души разбившихся ребятишек с небес наблюдают за земными распрями.

Напомним, что «Ту-154» с ребятами на борту, (самыми талантливыми школьниками Башкирии, которых премировал поездкой в Испанию фонд «Юнеско») оказался в небе Швейцарии из-за трагической случайности. Дети должны были вылететь рейсовым самолетом из аэропорта Шереметьево, но сопровождающие взрослые в спешке перепутали вокзалы и приехали в Домодедово. Самолет улетел в Барселону, а подростки сутки сидели в зале ожидания, пока в Уфе искали свободное судно. Самых опытных летчиков и бортпроводников, кстати, только что вернувшихся из Барселоны, выдергивали с садовых участков – была суббота. В воскресенье Ту-154 приземлился в Москве, вместе с башкирскими детьми на борт поднялась семья Виталия Калоева – супруга, сын и дочь. Калоевы летели к главе семейства, который работал на испанской стройке, и тоже опоздали на свой самолет. А уже через несколько часов погибли все – и измученные столь долгой дорогой детишки, и их вожатые, допустившие оплошность при поездке в аэропорт, и опытные летчики-международники, не ожидавшие от внеочередного рейса никаких подвохов, и осетинская семья. Питер Нельсен, который вел в небе Швейцарии несколько самолетов, оказался в роковую ночь один за диспетчерским пультом. Руководители компании решили сэкономить и отпустили остальных сотрудников. Интересно, что у швейцарцев оказались отключены «для профилактики» следящие устройства и телефоны – немецкие коллеги, видя на экране неминуемое сближение машин, звонили Нильсену. Но не дозвонились. За легкомыслие руководства “Скайгайда” сполна расплатилась семья проштрафившегося диспетчера. Калоев перестал по осетинскому обычаю брить бороду и замкнулся в себе. Спустя два года, не дождавшись правосудия, мужчина расправился с убийцей своей семьи сам.

Международное сообщество встало на сторону Калоева, обвинив швейцарцев в бездушии и черствости. За все время после трагедии они не только не объяснили родителям, что случилось в их небе, но и не выразили соболезнований.

- Виталия компания просто третировала — сколько раз он туда ходил, он же даже переселился в Швейцарию, чтобы получить ответ на вопрос, кто убил его семью, - говорит потерявший в авиакатастрофе 15-летнюю дочь Евгений Нелюбин.

Адвокаты посоветовали руководству компании молчать, и они молчали, надрывая сердца родственников.

Нелюбин трудится главным врачом больницы №5 столицы Башкирии. По его словам, две трети родственников обращались за психологической помощью, и многие нуждаются в ней сейчас. За время расследования авиакатастрофы 11 человек, потерявшие детей, уже умерли от инфарктов и инсультов. Прямо в кресле перед телевизором скончался отец 14-летнего Булата 45-летний Ирек Биглов. Несчастный родитель смотрел передачу про убийство швейцарского диспетчера.

В декабре прошлого года внезапно подал в отставку директор «Скайгайда» Алан Россье и аналитики утверждают, что увольнение связано с событиями 2002 года. С уходом руководителя неприятности авиакомпании не закончились.

Можно предположить, что после гибели башкирских детей над компанией нависло проклятие.

Антонина ЧЕСНОКОВА.

На фото Елены ФАЗЛИУЛЛИНОЙ:

На прощание с разбившимися в авиакатастрофе башкирскими детьми прилетел Владимир Путин

"