Posted 19 декабря 2010,, 20:47

Published 19 декабря 2010,, 20:47

Modified 10 ноября 2022,, 18:57

Updated 10 ноября 2022,, 18:57

Обезножевший танцор из Баймака стал успешным бизнесменом и меценатом

19 декабря 2010, 20:47
Бывают такие люди, жизненное кредо которых «Работа – это жизнь». Ни при каких обстоятельствах они не перестают планировать и претворять свои планы в жизнь. К таким людям относится бизнесмен и меценат Вилюр Рахимгулов из Баймака. В городе нет человека, который бы его не знал: Вилюр Зиннатович успешно ведет дела, многим помогает, хотя сам уже пять лет прикован к инвалидному креслу.

Плюшевое имя

- Трудолюбие и неуемная жизненная энергия передались мне от родителей, - утверждает 63-летний бизнесмен. – Отец и мать были очень уважаемыми людьми. Мама проработала сорок лет учителем математики в деревне Ишберды Баймакского района, там сейчас даже есть улица ее имени.

Вилюр был старшим из четырех детей семьи Рахимгуловых.

- Тогда было модно называть диковинными именами, поэтому мое имя созвучно с разновидностью бархатной ткани, - смеется он. – Не знаю, случайно ли это, но вся моя жизнь оказалась связанной с тканями, в том числе и с велюром!

В детстве Вилюру Рахимгулову скучать было некогда: парень занимался спортом, исполнял народные танцы, а еще в его обязанности входила забота о младшем брате и сестренках.

- Однажды родители куда-то уехали и оставили на меня братика Мансура, - вспоминает он. – Так я его накормил жаренными на углях макаронами. Вернувшись, родители долго смеялись, а потом сказали, что я горазд на выдумки.

После окончания темясовской школы-интерната 19-летнего активиста Рахимгулова направили в глухую деревню Ишеево учителем физкультуры. Ведь уже тогда он являлся чемпионом по пяти видам спорта: ходьбе на лыжах, биатлону, прыжкам в высоту, легкой атлетике и стрельбе.

- Когда я учился в школе, у нас только спортсменам выдавали красивую форму, - говорит бывший легкоатлет. – Поэтому и решил, что придется заниматься спортом, если хочу красоваться в специальном спортивном костюме.

Через год Вилюр уехал поступать в Стерлитамакский пединститут, что было полной неожиданностью как для родителей, так и для него самого.

- Мой друг собирался сдавать экзамен и позвал меня с собой, - поясняет Вилюр Зиннатович. – Мне не очень-то и хотелось там учиться, но родители ринулись снаряжать меня в поездку.

Несмотря на стремительно развивающиеся события, активист-спортсмен без проблем поступил на литфак.

- Там, кстати, я и встретил любовь всей своей жизни, - спешит рассказать он. – Первокурсникам физматемата и литфака поручили отремонтировать старое здание под общежитие, чтобы потом нас туда и заселить. Когда мы закончили работы, то решили с парнями: девушек на своем факультете искать не стоит, нужно договориться с ребятами физфака.

В итоге состоялась встреча делегатов от факультетов, на которой Вилюр отдал фотографии своих однокурсниц в обмен на снимки первокурсниц физфака.

- Как только я увидел фото Васили, сразу влюбился, - рассказывает однолюб. – Но познакомиться пришлось только на новогоднем балу, после чего я начал активные ухаживания – слишком много глаз было направлено в сторону моей любимой.

Сама Василя Валиулловна только теперь узнала, что у нее было столько поклонников.

- Он просто ко мне никого не подпускал, - говорит супруга.- Затмил собой всех вокруг. Да и как можно было не полюбить спортсмена, танцора, начальника студенческого стройотряда! Вилюр был завидным женихом.

Знакомиться с родителями невесты в деревню Балаклы Федоровского района Вилюр поехал в качестве часового мастера.

- Я всегда разбирался в технике и любил ремонтировать часы, - поясняет Вилюр Зиннатович. – И вот моя будущая теща дала мне «сломанные» часы с двумя циферблатами, один из которых работал, а один – нет. Я сразу понял, что это часы для игры в шахматы, но исполнил заказ – оба циферблата стали показывать время.

На четвертом курсе влюбленные поженились, и после окончания института в 72-м году Рахимгулов занял должность секретаря райкома комсомола в Баймаке. Через четыре года Вилюр Зиннатович стал директором школы, затем поработал в местном СПТУ, после чего в 1982 году стал заведовать культурой в Баймаке.

- Как раз в то время я создал танцевальный ансамбль и понял, что у школ, дворцов культуры есть большая потребность в национальных костюмах.

«Без меня остановится земля»

Центр народных промыслов «Баймак», который организовал Рахимгулов, начинался с шитья шапок и изготовления кураев.

- Сначала все делали дома, - вспоминает Василя Валилулловна. – Помню, я вся была, словно кошка – в шерсти от мехов. А когда муж делал кураи, то дома невозможно было находиться из-за запаха лака.

Вскоре частное предприятие начало разрастаться, и все шло бы своим чередом, если бы не начавшиеся в 90-м году проверки, результатом одной из которых стало уголовное дело на Вилюра Зиннатовича.

- Для этого не было никакого основания, но как раз этот период стал началом моей болезни, – говорит бизнесмен. – Меня таскали на допросы даже среди ночи. На одном из них что-то резко закололо в шее и сильно отдало в спину. Затем повторилось на следующий день, а потом еще и еще. Стали болеть ноги, изменилась походка.

Вскоре Вилюр Зиннатович стал ходить с палочкой, потом с двумя. А в 2005 году уже не смог встать на ноги. А дело все же закрыли - не нашли состава преступления.

- Ни один нейрохирург не может найти причину моей болезни, - сокрушается он. - Наверное, на мое состояние повлиял постоянный стресс. Тогда я без отпуска 11 лет работал – много идей, много и дел.

- Жить с трудоголиком нелегко, - признается супруга Василя Валиулловна. – Уходит на работу – дети еще спят, приходит домой с работы – дети уже спят.

Роза и ее младший брат Ильшат действительно редко видели папу дома.

- Но если были с ним рядом – то скучать не приходилось, - рассказывает Роза. – Всегда в действии, папа имеет уникальный талант заражать идеей и даже желанием работать.

Дочь Роза - отцовская копия. Импульсивная и легкая на подъем, отдыхать не привыкла.

- Да и когда отдыхать? – рассуждает она. - Папа держит табун лошадей, мы производим и продаем кумыс. Центр народных промыслов занимает почти все папино время, а я сейчас в основном веду кафе-пельменную, которое мы вынуждены были открыть, ведь многие предприятия могут расплачиваться только мясом или мукой. Многие инвалиды просят чем-то помочь, папа никогда не отказывает, делает, что может.

- Но ничего этого не было бы, если б не моя супруга, - отмечает Вилюр Зиннатович. – Даже дети мне говорят, что я без нее ничего бы не смог. И она без меня тоже. Иногда мне кажется, что даже наши сердечные ритмы совпадают, потому мы всю жизнь бежим рядом. В этом и секрет нашего семейного единства.

В свои 63 года Вилюр Зиннатович и не собирается отдыхать: недавно дети чуть ли не силком отправили родителей в санаторий. В первый же день глава семейства не выдержал: «Все равно постоянные звонки не дадут отдохнуть».

- Папа может позвонить в воскресенье в шесть утра с наивным вопросом – ты все еще спишь? – смеется дочь Роза.

- Просто всегда хотелось чего-то достигать, - признается отец семейства. - Покупал музыкальные инструменты для школы, основывал кружки. Когда побывал в Греции, куда мы ездили на гастроли с танцевальным коллективом, все никак не мог понять: почему мы не живем так же хорошо и комфортно? Там даже несколько выключателей в комнате: один на входе, а второй у изголовья кровати. А по нашим стандартам даже сквозь дверной проем на коляске не проедешь!

Несмотря на то, что ни один врач пока не может определить причину болезни Вилюра Рахимгулова, он все мечтает бегать по делам в прямом смысле слова, никого не обременяя заботами о себе. Даже инвалидное кресло не смогло превратить работоспособного и жизнерадостного бизнесмена в немощного человека.

Любящий муж, счастливый отец двоих детей и дедушка четырех внуков, заядлый охотник и рыбак, Вилюр Зиннатович два года назад начал писать стихи на родном башкирском языке.

- Видимо, мне есть чем поделиться с миром, - рассуждает он.

В своих стихотворениях он радуется тому, что «по фотографии выбрал невесту и попал в точку, как Иван-Царевич в лягушку стрелой». Еще он уверен: «Без меня остановится Земля».

А отвечая на телефонное приветствие «Как дела?», он непременно произносит: «Лучше всех: меня носят на руках!».

Юлия ЛЕЖЕНЬ.

"