Posted 19 февраля 2013,, 17:24

Published 19 февраля 2013,, 17:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Повышение цен на дизельное топливо реальная угроза автотранспортной отрасли

19 февраля 2013, 17:24
Второе с начала года повышение цен на топливо (первое случилось в январе) не вызвало особого всплеска эмоций у жителей Башкирии. Наверное, потому, что стоимость ходовых марок бензина повысилась значительно – от 80 до 90 копеек, но ожидаемо. Удар под дых получили только те, кто заправлялся дизельным топливом – в начале февраля они обнаружили, что солярка подорожала в цене у всех заправщиков на 2 рубля 50 копеек! И это при том, что в 2012 году стоимость солярки уже выросла в цене на 12-13 процентов, а за полтора месяца нового года скакнула еще на 8,4%.

Отныне литр дизельного топлива стоит от 32,3 до 32,9 рубля, существенно дороже, чем бензин «Премиум евро-95» и «Регулятор-92», на котором разъезжает большая часть легковых автомобилей. «Попавшими» оказались владельцы грузовой, коммунальной техники и общественного автотранспорта.

Неудивительно, что по уфимским улицам стало проще передвигаться автомобилистам. Армия частных перевозчиков, с которой никак не могли справиться силовыми и административными методами власти и надзорные органы, пала жертвой повышения цен на топливо и предпочла затаиться в отстойниках, чтобы не жечь соляру зря. Теперь автокоммерсанты появляются на дорогах только в часы пик, чтобы гарантированно забрать пассажиров и окупить поездку. И, возможно, топливная революция – это начало гибели сверхдоходного рынка нелегальных перевозок, которыми баловались многие, в том числе и облеченные властью. С учетом того, что эксперты предрекают в ближайшее время увеличение стоимости топлива еще на 10% (из-за повышения акцизов), доходы этого поля должны существенно упасть. Даже повышение цены на проезд до 20 рублей – частные извозчики быстро среагировали на рост стоимости топлива – не станет решающим в собираемости средств, так как пока пассажир имеет выбор, с кем ему ехать.

Суммы никем не учтенных наличных средств, которые собирали нелегалы на городских маршрутах, явно начнут стремиться к нулю, и, возможно, вакханалия на дорогах прекратится. Но это, похоже, единственная хорошая новость.

Плохая – повышение цен на дизтопливо здорово ударило и по карманам легальных перевозчиков, которые вынуждены соблюдать расписание и регулярность поездок. Они не имеют возможности сэкономить и обязаны жечь на дорогах солярку, даже если в определенные часы на остановках нет пассажиров. Так что, возможно, недалек тот день, когда в Уфе вновь станет некому перевозить людей.

- Что будем делать? На газ переходить, - бурчит собственник автобуса «ГАЗель» Павел Дорохин. Он признается, что пассажирскую машину придется продавать – «не стоит овчинка выделки». Большую часть времени Павел проводит на стоянке на улице Авроры в Уфе и за день делает не более трех кругов по городу.

- Сколько сжег топлива – столько и заработал, - не скрывает Павел разочарования.

А ведь этот извозчик практически не имеет накладных расходов – не платит налоги, не содержит механика и врача, не оплачивает аренду гаража. В крупных автопредприятиях, где собственники вынуждены нести эти затраты, признаются, что расходы на топливо сегодня составляют 30 процентов всех расходов. Соответственно, в отрасли не растет зарплата, и у перевозчиков нет средств не только на обновление автопарка, но и даже на текущий ремонт быстро изнашивающихся на городских улицах автобусов.

- Переход на газовое оборудование общественного автотранспорта проблемы не решит, - говорит коммерческий директор компании «Альянс Газсервис» Константин Иванов. –Одно дело, когда «бомбист» переделает свою машину, другое, когда речь идет о серьезном парке автобусов. Вряд ли крупные перевозчики готовы на вложение немалых инвестиций в переоборудование транспортных средств, но, самое главное - в городе практически нет газовых заправок, а те которые есть, не осилят прием большого количества общественного транспорта. Строительство таких заправок и инфраструктуры в доступных пределах – это государственный проект. И пока ни в одном российском городе он не реализован в полной мере.

- Не везде в государственных органах понимают, что честно работающие автотранспортные предприятия, выплачивающие все налоги, содержащие гаражи и медицинские службы, да еще берущие на себя перевозку льготных категорий пассажиров, несут огромные затраты, - констатирует экс-глава российского автотранспортного союза Михаил Козлов. - Государство самоустранилось от решения проблем автотранспортников, а ведь сегодня, в условиях роста цен на топливо, очень важно сохранить автобусные парки. Исполнительная власть должна включать в зону особого внимания существование общественного транспорта, иначе она потеряет остальные отрасли, которые немыслимы без регулярного автосообщения.

Ни для кого не секрет, что на рост стоимости топлива реагируют практически все сферы экономики, и повышение цен на бензин и солярку тут же закладывают в цену продукта все производители. Подорожание топлива почти на 20% не может не спровоцировать остальные отрасли поднять свои цены. И пострадает, как всегда, потребитель, которому твердят, что официальные цифры инфляции в стране составляют не более 6%.

В ближайшее время стоит ожидать повышение стоимости многих товаров, но, самое главное, вряд ли останется прежней цена на проезд в общественном автотранспорте.

Пока стоимость проезда в Башкирии резко не скакнула вверх по одной причине – цены сдерживает государственный автоперевозчик ГУП «Башавтотранс», на которого равняются как легальные, так и нелегальные перевозчики.

- Предельные тарифы на проезд в государственных автобусах правительство Башкирии установило еще в 2008 году – они равняются 18 рублям, - рассказывает финансовый директор ГУП «Башавтотранс» Алексей Митрофанов. – Но все это время мы не поднимали цену проезда до предельной планки, так как отлично понимаем, что это может вызвать социальную напряженность в обществе, и по-прежнему берем плату за проезд в 15 рублей, хотя себестоимость перевозки одного пассажира уже приближается к 19 рублям.

Любопытно, что с 2008 года, когда правительство РБ устанавливало предельные тарифы в общественном автотранспорте, цены на ГСМ выросли на 53 процента – с 21 до 32 рублей, а стоимость проезда у государственного автоперевозчика осталась прежней. В российском автотранспортном союзе признают, что проблемы общественного автотранспорта кроются в снижении доходов – предприятия, соблюдающие все технические регламенты и требования безопасности, предъявляемые к автоперевозчикам государством, сталкиваются с увеличением себестоимости поездок. Сегодня, в связи с удорожанием топлива, ситуация в автотранспортной отрасли и вовсе стала критической.

В «Башавтотрансе» уверяют, что стараются оптимизировать все возможные расходы, которые не влияют на качество услуг, а в 2012 году вдвое, по сравнению с 2011-м, сократили убытки предприятия. Но даже столь серьезные меры по секвестированию затрат не способны помочь автотранспортникам сохранить отрасль, так как автопарк не может изнашиваться до предела.

- Для того, чтобы автопредприятие успешно работало, обновление автопарка требуется производить каждые три года, - уверены автоэксперты. – Ведь новые автобусы не требуют дорогостоящего ремонта, не сходят с линии, новые двигатели «едят» гораздо меньше топлива, чем изношенные. Автопарк, который не обновлялся более четырех лет, несет одни убытки – большая часть транспортных средств стоит на ремонте, объемы которого существенно увеличиваются. А те автобусы, которые ходят по маршрутам, в любой момент могут сойти с рейса, и это – потеря пассажира и, соответственно, доходов. Но на какие средства можно покупать новые автобусы, если автопредприятия везут людей по цене билета ниже себестоимости поездки?

По данным экспертов авторынка, если перевозчики сегодня не поднимут цены, через несколько лет от городского автотранспорта останутся воспоминания – маршруты будут сокращаться, а в отдаленные районы Уфы просто никто не поедет.

- Общественный транспорт – стратегическая отрасль, - говорит гендиректор «Башавтотранса» Алексей Клуг. – Ведь случись так, что автобусы не выйдут на линию, и весь город парализует. Не задумываться о том, как будет работать автотранспорт в ближайшем будущем, в том числе и для социально незащищенных слоев населения, мы не можем.

Задача сохранить стратегическую отрасль сегодня стоит на повестке дня в каждом регионе России. Но в Башкирии принимать важные решения нужно уже сегодня, иначе через несколько лет Уфу отбросит в 90-е годы, когда люди часами стояли на остановках, чтобы уехать на любом «шаровом» автобусе, а о льготном проезде не подозревали.

Валентин ОРЛОВ.

"