Posted 19 февраля 2013,, 18:30

Published 19 февраля 2013,, 18:30

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Фонд «Петербургская политика»: выступления против «Соды» инициировали иностранные интересанты

19 февраля 2013, 18:30
Интересное аналитическое исследование на основании открытой информации, опубликованной в СМИ, провел фонд «Петербургская политика», изучив экологические конфликты в российских регионах за последние годы и придя к выводу, что «сфера защиты окружающей среды создает серьезный социальный и политический фон, нередко являясь ограничителем для принятия решений в экономической сфере». Как отмечают эксперты, «одним из важнейших результатов исследования стало выявление отсутствия прямой связи между текущей экологической ситуацией в населенном пункте и уровнем общественной активности по экологической тематике». По данным аналитиков, активные экологические выступления фиксировались в городах, где экологическая обстановка стабильная и напротив, отсутствовали в «загрязненных» населенных пунктах.

По словам президента «Петербургской политики» Михаила Виноградова, «эксперты фонда попытались собрать информацию о наиболее острых эксцессах, возникавших в последние годы в наиболее чувствительных вопросах охраны окружающей среды - вырубка лесов, добыча полезных ископаемых, загрязнение воздуха, воды и почвы, переработка бытовых и радиоактивных отходов, защита природных памятников».

Все экологические протестные инициативы аналитики разделили на несколько категорий – те, где активисты сумели одержать победу, где правозащитники потерпели поражение, где расстановка сил еще не завершена и где экологи потеряли инициативу, так как конфликт перешел в политическую плоскость. К последним эксперты причислили выступления в Башкирии против разработки известняковых месторождений для предприятия «Сода» и перехода промышленного гиганта в объединенную содовую компанию. Среди подобных башкирскому конфликтов числятся: строительство горно-обогатительного комбината под Кызылом в Тыве, выступления против планов «Лукойла» по расширению производства в Кстово Нижегородской области, обвинения в нарушении природоохранного законодательства Московским НПЗ в Тверской и Владимирской областях, протесты жителей Ейска в Краснодарском крае против работы нефтяного терминала и движение в защиту плато Укок на Алтае. Эксперты приходят к выводу, что во всех этих случаях экологов использовали в качестве инструмента для достижения бизнес-целей, причем, чаще всего, в интересах иностранных компаний и в тех отраслях, где России приходится сталкиваться с серьезной международной конкуренцией.

Так, в случае в «Содой» аналитики полагают, что протестные выступления против освоения новых месторождений кальцинированной соды в России выгодны турецким производителям, поскольку облегчает им доступ на российский рынок.

«Среди интересантов называется компании Eti Soda и известную своей агрессивной маркетинговой политикой группу SISECAM, один слоганов которой гласит: «Весь мир – наш рынок», - говорится в исследовании фонда «Петербургская политика». – «Проблема защиты российского рынка заключается в том, что себестоимость производства натуральной соды, добываемой в Турции, в 2-3 раза ниже себестоимости соды синтетической, производимой в России, так как на территории РФ отсутствуют месторождения натуральной соды. Эксперты указывают на возможную взаимосвязь между постепенным завершением разработки существующей сырьевой базы на территории Башкортостана и запуском новых мощностей в Турции. Так, месяц назад министр энергетики и природных ресурсов Турции объявил о начале строительства крупнейшего в мире производства кальцинированной соды, ввод которого в эксплуатацию должен состояться в 2017 году – одновременно с окончательным исчерпанием сырьевой базы стерлитамакской «Соды», которая является крупнейшим производителем на территории СНГ».

Не менее занятную версию высказывают аналитики «Петербургской политики», объясняя, почему протестное движение в защиту Шиханов захлебнулось и практически сошло на нет.

- Удачным ходом экологов стало выдвижение лозунга «в защиту Шиханов», - пишут они. - Традиционно это слово не является именем собственным и означает одиночные холмы, хорошо выделяющиеся в рельефе (принято считать, что в Башкирии – около 80 шиханов). Критики «Соды» попытались воспользоваться слабой известностью этого факта и сделали ставку на тезис об уникальности «Шиханов» (используя этот термин уже в качестве имени собственного, а не нарицательного). «Шиханы» стали позиционироваться как одно из «чудес света».

Как отмечают эксперты, впоследствии башкирские экологи потеряли инициативу, потому что борьба за сохранение «Шиханов» объединилась с кампанией против присоединения предприятия «Сода» к Башкирской содовой компании.

- Такое переформатирование снизило общественную поддержку, дав повод к утверждениям о том, что конечным бенефициаром «борьбы за Шиханы» является одна из бизнес-структур, заинтересованных в снижении продажной стоимости «Соды», контрольный пакет которой до последнего времени принадлежал государству.

В результате падения интереса общественности к теме на организованный 15 января в Уфе «Соцпрофом» и карликовой «Российской партией народного управления» митинг вместо заявленных 550 участников пришло около 20, а экологи Стерлитамака на этом мероприятии оказались на вторых ролях. Фиаско этой кампании укрепило позиции сторонников передачи активов «Соды» в объединенную Башкирскую содовую компанию, и 17 января 2013 года было принято соответствующее решение, - констатируют аналитики.

Эксперты фонда предполагают два возможных сценария разрешения конфликта в ближайшее время.

- Первый предполагает его постепенное угасание в связи с присоединением «Соды» к Башкирской содовой компании и, соответственно, исчерпанием корпоративной стороны конфликта, - утверждают они. - Второй – попытку оживления противостояния в интересах раскрутки бренда «Российской партии народного управления». Ее лидер Альберт Мухамедьяров, который был одним из претендентов на контрольный пакет «Соды», планирует принять участие в сентябрьских выборах Государственного Собрания Башкортостана.

Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов отмечает, что «очевидный дефицит авторитетных арбитров, чьи оценки по вопросам экологии принимаются всеми участниками споров, порождает многообразие интерпретаций возникающих эксцессов».

- Эксперты старались уточнять и перепроверять информацию, вполне возможным является возникновение неточностей или неучета новых данных, - сообщает г-н Виноградов. - Поэтому мы будем благодарны за возможные коррективы и дополнения в тексте исследования.

"