Posted 18 июля 2016,, 12:54

Published 18 июля 2016,, 12:54

Modified 10 ноября 2022,, 18:36

Updated 10 ноября 2022,, 18:36

Появилось несколько версий причин трагедии на "Уфанефтехиме"

18 июля 2016, 12:54
«Медиакорсеть» попыталась понять, что же произошло на самом деле.

В Башкирии второй день подряд не утихает дискуссия вокруг трагедии, произошедшей в субботу, 17 июля, на «Уфанефтехиме». Пока следственный комитет и надзорные ведомства проводят проверки, жители региона и эксперты активно строят свои версии о том, что произошло и как этого избежать .

Что случилось?

Официальная версия - разгерметизация

Официальная версия причин трагедии – разгерметизация аппарата воздушного охлаждения. Из-за этого произошел взрыв с последующим возгоранием. Из-за чего произошла сама разгерметизация, пока непонятно: это предстоит выяснить в ходе проверки, которую сейчас проводит Следственный комитет Россиии и надзорные ведомства. Погибло в результате ЧП, как сообщала «Медиакорсеть», шесть человек.

Неофициальная версия – установку не отключили полностью

По данным источников «Медиакорсети», установка просто не была полностью вовремя отключена, хотя это было необходимо. По версии собеседника агентства, работникам была дана команда на отключение одного потока. Остальные печи оставили в работе. Водород скопился и дошел до печей. Резко такую установку останавливать очень трудно, работники сделать это сами побоялись. Вызвали из города зам начальника установки (Марата Булатова, похоронен сегодня – прим.ред.) По словам собеседника, он, даже не переодевшись, пошел посмотреть, что и произошло, и тут внезапно раздался взрыв.

Медленная модернизация, а случаи повсеместны?

Позиции пользователей социальных сетей по поводу трагедии разделились. Часть из них уверена, что причина – в низких темпах модернизации заводов «Башнефти». Другая – в том, что произошедшее – это нечто неизбежное, что время от времени это происходит на других подобных производствах.

- Составляются предписания по итогам проверок Ростехнадзора, пожарных, на основании этих предписаний пишут инвестиционные заявки, они рассматриваются на техсоветах, заседаниях инвесткомитетов, одобряются на определённую сумму денег. Далее проводится тендер, это полгода, год, далее выясняется, что денег, которые были по плану, оказывается не хватает, проект зависает, установки так и не модернизируются. Эта модель модернизации (огромная бюрократическая машина со всеми положенными откатами) свойственна всем крупным заводам, - пишет в комментариях в Facebook один из пользователей.

- Много знакомых на этом заводе и на других уфимских. В модернизацию денег не вкладывают вообще. В последний капремонт трубопроводы собирали из металлолома - руководство премии получило за экономность. Вся безопасность производства - да и города в целом - держится на работниках, на профессионализме персонала. А насчет проверяющих... они приходят с планом по количеству найденных нарушений и сумме выписанных штрафов, и пусть хоть один сотрудник башнефтевских заводов скажет, что это не так! И цель у них - не обеспечить безопасность, а план этот выполнить,- пишет другой пользователь.

- Я три года работал оператором на АВТ-1 на УНХ. Это самая старая и страшная АВТ на планете Земля. Закончил свою карьеру и.о. старшего оператора, поэтому мои слова не просто мысли в слух, - сообщает третий пользователь. - Было время, и я как раз там работал, когда всем владела АФК и они реально не знали, что со всем этим делать. При мне начались глобальные изменения. Охрана труда, штрафы, реконструкции, кадровая перестановка, ремонты, апгрейд оборудования. Я сейчас очень плотно поддерживаю отношения с теми, кто со мной работал. И знаю, что там все жестко и четко. Проблем еще много, не спорю. Ветхость оборудования еще имеет место быть, но вот такие вещи происходят не потому что, а потому как. Один не верный взгляд на режим, или износ одной задвижки и все - объемный взрыв, как на видео.
Люди, которые там работают, - это мегапрофи. Я сам дважды принимал участие почти в таких же ликвидациях Люди, которые там работают делают все, чтобы выжили они, завод и все остальные. Это не система, не завод, не износ. Так, увы, бывает на сверхопасных производствах.

- Считаю необходимым провести тщательное внутреннее расследование инцидента и сделать все необходимое для недопущения подобных трагедий, - написал на своей официальной странице в соцсети спикер башкирского парламента Константин Толкачев. - Нет ничего ценнее человеческой жизни. Безопасность производства для сотрудников предприятия и для жителей республики должна являться приоритетом в организации работы.

В региональных СМИ свои соболезнования родственникам погибших выразили глава республики Рустэм Хамитов и первый президент Башкирии Муртаза Рахимов.

Комментарии экспертов:

«Произошел сбой, для которого были предпосылки»

Айрат Шаммазов, бывший ректор УГНТУ:

- Я думаю, что причиной аварии однозначно стал какой-то сбой: это могла быть техническая проблема или ошибка персонала. Предпосылки и для первого, и для второго в принципе есть, и немалые. Раньше, например, на нефтяных заводах был жесткий контроль за техническим состоянием. Как только что-то начинало устаревать, это тут же демонтировалось, разбиралось и устанавливалось новое. Сейчас это, как многие знают, нет. И вторая проблема – это кадры. Раньше на такие серьезные установки допускались исключительно высоко профессиональные, грамотные специалисты. А сейчас снизился уровень подготовки и как результат - качества работы. Например, на диагностические работы приходят люди, часто не знающие технологию. И есть слабые места в тендерном допуске. В том числе поэтому риски таких трагедий возрастают. Что касается заявлений в соцсетях в духе «ну что ж, так бывает на таких опасных установках», то здесь все просто и понятно. Все это создается искусственно, чтобы хоть как-то сгладить весь ужас произошедшего.

«Ошибки были и в ликвидации аварии»

Руслан Файзуллин, декан факультета "Промышленная и энергетическая безопасность" Башкирского межотраслевого института:

- Ошибки, которые привели к трагедии, конечно, установят по результатам проверки. Но, на мой взгляд, они были и на этапе ликвидации пожара. На видео, которое было размещено в Интернете, видно, что спасатели подошли слишком близко. То есть они неправильно оценили угрозу. И возможно, если бы этого не произошло, удалось бы минимизировать человеческие жертвы. Вызывает много вопросов, кстати, и то, что кто-то снимал происходящее на видео. Это значит, что в компании ведут недостаточную работу в этом направлении: ведь проводить съемку на таких объектах категорически запрещено.

Причин может быть три

Собеседник агентства, пожелавший остаться неизвестным, работает экспертом в сфере промышленной безопасности. Он рассказал о трех возможных версиях случившегося:

- Одна – это человеческий фактор. Когда люди нарушают инструкции или правила техники безопасности по каким-то причинам. Вторая – не провели вовремя модернизацию оборудования или ремонтные работы. Тут скорее всего – документально все будет нормально, потому что на промпредприятиях за этим следят. Единственной объективной причиной, если такое обнаружат – это определенное время от момента обнаружения дефекта до его устранения, иногда это может занять до пяти-шести месяцев. И третья причина, самая невероятная – диверсия, например, в интересах возможного покупателя акций «Башнефти», с тем, чтобы после такого инцидента, акции ее подешевели.
По моим данным, иногда информация до директора завода о тех или иных неполадках в оборудовании просто не доходит. Средний персонал может не сообщить об этом по разным причинам: либо устранение их потребует огромных затрат, либо он сам виноват, и в последствии будет наказан.
Также одной из системных причин происходящих в промышленности аварий является нехватка экспертов в области промышленной безопасности. В стране необходимо порядка 8500 таких экспертов. Сейчас официально аккредитованы около 200. Разумеется, эти люди сверхзагружены, и они либо пишут то, что им скажут их заказчики (а экспертиза - это платная услуга), либо физически не могут качественно справиться с объемом работ.

И все же, что произошло в действительности, - неясно

- Причины произошедшего устанавливает следственная группа и надзорные службы при участии представителей "Башнефти", именно их работа станет основой для дальнейших выводов по выявлению причин, - пояснили в компании.

"