Posted 17 февраля 2008,, 21:01

Published 17 февраля 2008,, 21:01

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Полуостров погибших идей. Многие архитекторские задумки в Уфе так и не увидели свет

17 февраля 2008, 21:01
В истории Уфы, как и любого другого российского мегаполиса, есть свои несбывшиеся планы, неосуществленные мечты и прожектерские задумки, воплощение которых казалось фантастикой. Многие проекты со временем перешли в разряд городских баек, а иные дожидаются своего часа и поныне. «МКС» представляет вашему вниманию проекты, многие из которых погибли, успев родиться только в чертежах и строительных сметах. Надеемся, что читатель сам сделает выводы, какие из них – прожектерские, а какие действительно нужны городу и сегодня. Именно поэтому мы собрали воедино амбициозные идеи, которые должны были украсить уфимский полуостров, ведь именно так называют столицу Башкирии архитекторы.

Разгрузка уличных сетей – скоростные полосы

Идея скоростного трамвая возникла в Уфе еще в начале 90-х годов, однако в Генплан от 1995 года проект так и не попал, так же как и в Генплан-2006.

Дело в том, что скоростной трамвай – аналог метрополитена. Отличие от обычного трамвая заключается в том, что он должен был делать всего три-четыре остановки вместо десятка. Для того, чтобы электротранспорт развивал высокую скорость, необходимо освободить его пути от светофоров, автомобильных переездов и других преград. Не видя возможности закрыть трамвайную дорогу стенами, вывести ее в подземные тоннели или провести по эстакадам, разработчики генерального плана поставили на скоростном трамвае крест. Проект завернули как «не разгружающий улично-дорожную сеть».

В нынешнем виде трамвайная сеть Уфы, конечно же, не претендует на звание скоростного транспорта. Мало того, в последнее время ГАИ позволила водителям занимать трамвайные линии в качестве дополнительной полосы во время заторов.

Однако идея скоростного трамвая может воплотиться в жизнь, но уже с автобусами. Республиканское ГИБДД намерено добиваться выделения специальных полос для движения общественного транспорта. Для того, чтобы огородить бордюрами скоростной путь для автобусов не требуется принятия новых законов – движение общественного транспорта по выделенной полосе прописано в правилах дорожного движения. А в Уфе появились дороги, где теперь это возможно сделать.

Коммунистический город убили в зародыше

Если бы городские и республиканские власти в свое время выбрали бы этот план развития Уфы, то сегодня, возможно, не было бы таких микрорайонов как Шакша, Док и Инорс. 40 лет назад проектировщики бились над созданием столицы будущего.

В 1967 году молодые архитекторы инициировали общественные обсуждения грандиозного проекта – строительства нового мегаполиса за Белой, на территориях нынешних поселков Алексеевка, Красный Яр и других левобережных деревень. Идея получила название «Коммунистический город».

В те времена не существовало проспекта Октября и многих других теперь известных нам улиц, но уже было решено возводить главную городскую магистраль и застраивать ее пятиэтажными хрущебами. Однако молодые архитекторы воспротивились решению Минстроя БАССР и попытались доказать, что застройка однотипными коробками не лучший вариант для развития города. Зодчие-бунтари убеждали не тратить время на перестройку полуострова, «заросшего» частным сектором, а предлагали возводить новую, современную Уфу за рекой Белой. Они считали, что лучше с нуля основать широкие проспекты, чем тратить колоссальные деньги на снос старинных деревянных домов. Мало того, молодые мастера предлагали не тянуть город на север и организовать на месте нынешней Шакши дачный поселок, где участки распределялись бы через профкомы предприятий.

В течение года проект обсуждался в прессе. Большинство горожан всерьез восприняло идею нового города, который был бы соединен с полуостровом системой мостов. Но идея погибла, после того как обком партии закидали жалобами директора крупных предприятий, опасавшиеся, что большинство рабочих будет жить в удалении от промзон. Да и к тому же Уфа нуждалась в жилье, пришлось застраивать проспект и другие центральные улицы дешевыми и простыми в строительстве хрущевками. Кстати, многие уфимцы до сих пор благодарны этим типовым коробкам, быстро решивших жилищную проблему молодых семей.

Жизненный путь уфимского метрополитена оказался коротким

Первое решение о строительстве метро в столице Башкирии было принято еще в 1975 году прошлого века. Центральный и единственный телеканал оповестил об этом жителей большой страны под названием СССР, но дело застопорилось – то ли специалисты дали отрицательное заключение, испугавшись карстовых пород, то ли в республике просто не смогли из центра выбить деньги. Проектироваться уфимский метрополитен начал лишь в 1987 году, чуть позже, в 90-е технико-экономическое обоснование метрополитена в столице Башкирии было защищено в Главгосэкспертизе РФ. 2 июля 1996 года строительство сабвея утвердили приказом Минстроя РФ и включили в федеральную программу метростроения. Вероятно, этот жест понадобился во время горячей выборной борьбы Ельцина и Зюганова в 1996 году.

Согласно «ельцинскому» проекту уже в 2007-м должен был заработать пусковой участок метро из четырех станций от перекрестка улиц Первомайская-Ульяновых до бульвара Славы с пассажиропотоком до 243 тысячи пассажиров в сутки. Было подсчитано, что для открытия этой первой девятикилометровой ветки нужно 2,6 миллиарда рублей. Примерно столько же денег понадобилось бы для строительства и запуска второй очереди, со станциями «Дружба», «Молодежная», «Революционная», «Театральная» и «Правая Белая». Основная линия должна была запуститься в 2015-м.

Проект уфимского метро посчитали нереальным, прикинув сметную стоимость строительства.

Электроавтобус остался фантастикой

Питерцы решили переоборудовать железную дорогу, бегущую по Уфе с севера на юг, под внутригородские пассажирские перевозки и пустить от Аэропорта до Шакши рельсовый электроавтобус. Предусмотрели и доставку горожан к «надземному метрополитену», разработав систему эскалаторов и канатных подъемников, которые доставляли бы пассажиров на отдаленные от центра города платформы. Идея городским властям понравилась, но они так и не решили, как люди с оживленных магистралей будут добираться к склону над рекой Белой, чтобы попасть на «железку». Идея осталась подвешенной в воздухе. Сейчас этот проект пробивает ОАО «РЖД», создавая компанию «Башпригород». Однако республиканские власти пока не решили, станут ли участвовать в специально созданном акционерном обществе, поскольку уже сейчас ясно, что электроавтобус будет убыточным.

Помпезная гостиница так и не стала визитной карточкой Уфы

В 1977 году «Башкиргражданпроект» получил от Уфимского горисполкома заказ на проектирование 24-этажной гостиницы на тысячу мест. Примечательно, что местом для строительства была выбрана площадка напротив обкома партии БАССР близ парка имени Матросова, там, где сейчас располагается один из корпусов Государственного Собрания (Курултая). Гостиница должна была «вписаться» в архитектурный комплекс рядом со зданием обкома партии.

Высота гостиничного комплекса вместе с козырьком должна была составить – 74 метра. По задумке архитекторов, советский отель должен был стать визитной карточкой Уфы. При въезде в город со стороны Бельского моста гости столицы могли бы любоваться возвышающуюся над холмами гостиничную башню.

К гостинице прилагался ресторан башкирской кухни на 40 мест, и кафетерий на 176 посетителей.

Однако на помпезную гостиницу не хватило денег, и проект свернули.

Кстати, нынешний общий фонд всех имеющихся гостиницы Уфы – не превышает 1700 мест, и очень часто возникают проблемы нехватки мест для командировочных. Если бы в 70-х гостиницу-высотку построили, то даже сегодня проблема с размещением приезжих гостей была бы разрешена.

Переправа – берег левый, берег правый

Еще в 60-е годы проектировщики поняли, что Уфе не хватает мостов, особенно в центре полуострова. Как вспоминает бывший главный архитектор республики Рудоль Авсахов, было запроектировано 13 мостов через Белую и Уфимку. Почти все крупные и ключевые улицы, пересекающие проспект Октября, должны были иметь переезды. Таким образом, увеличилась бы пропускная способность дорожного трафика, а жители имели бы дополнительные пути эвакуации.

Один из проектов касался непосредственного сообщения между районом Телецентра и Демой. У тогдашних градостроителей возникла идея перекинуть над Белой новый мост, параллельно железнодорожному. Новый переход соединил бы улицу Аксакова с демской улицей Левобережная. Начинаться мост должен был в том месте, где сейчас находиться Конгресс-холл. Изюминкой проекта было использование части горы, на которой находиться улица Фрунзе. Архитекторы предлагали прорыть тоннель, который бы срезал часть горного рельефа от перекрестка улиц Пушкина и Аксакова и вышел бы уже на новый мост. Но мостовой переход так и не построили.

Еще один мост через Белую когда-то планировали перекинуть в конце улицы Индустриальной, в районе Дежневского путепровода, с прямой автотрассой до Михайловки.

- Если бы все эти мосты построили, то спала бы нагрузка на центр полуострова, - объясняет г-н Авсахов. – Пока же чтобы попасть с полуострова на левобережье через Затонский или Бельский мосты приходиться ехать в центр.

Десять лет ожидания для дома дружбы

Оказывается, Дом дружбы народов могли построить еще в 1995 году, только тогда этот проект носил название «Межнациональный центр», и был спроектирован архитектурно-строительным факультетом УГНТУ по заказу городских властей к Всемирному курултаю башкир.

По задумке архитекторов Ильдара Сабитова, Рамиля Баймуратова, Валерия Сафарова и Виля Нагуманова, комплекс должен был находиться напротив универмага «Уфа», на том месте, где сейчас строится торгово-досуговый центр «СемьЯ». Главным в ансамбле зданий должна была стать высотка, располагающаяся ближе к улице Комсомольской. Но на строительство межнационального центра денег тогда не нашли, и проект остался пылиться на полках кафедры архитектуры нефтяного университета.

Чиновники мэрии и депутаты городского совета могли работать в разных зданиях

В 70-80 годы две ветви городской власти – городской исполнительный комитет и городской совет депутатов хотели рассадить по разным зданиям. В 1980 году «Башкиргражданпроект» разрабатывал новый корпус для чиновников исполкома. В здании планировали собрать все службы и управления городской администрации. Они, кстати, до сих пор раскинуты по всему городу.

Совет народных депутатов должен был остаться в привычном здании напротив площади имени Ленина, а новый шестиэтажный исполком площадью в 3745 квадратных метров, вырос бы рядом, между проспектом Октября, улицей Российской и Северным проездом, напротив гостиницы «Россия». В новом сооружении был запроектировал конференц-зал на 800 мест, столовая на 150 человек, три лифтовые шахты, огромный гараж и просторные кабинеты для чиновников горисполкома, в среднем по 65 кубических метров на одного сотрудника аппарата. А председатель горисполкома со своими четырьмя замами должен был получить новые кабинеты на втором этаже с видом на гостиницу «Россия».

Стены здания должны были покрыть гранитом и другими благородными видами камня, также как и лестничные площадки и коридоры. Документы на строительство даже успели отправить в Госстрой РСФСР, а само возведение новой мэрии поручили тресту «Башнефтьзаводстрой». Все участники строительства дали письменные обязательства, что располагают нужными материалами и техникой.

Однако до расселения двух ветвей власти почему-то так дело и не дошло, и мэрия, и горсовет остались неразлучными.

Новый аэровокзал строили близ Оренбургского тракта

В 1974 году при составлении плана развития уфимского аэропорта, было решено построить зал приема официальных делегаций. Место для VIP-корпуса было выбрано почти на отшибе, вдалеке от людских глаз у второй взлетно-посадочной полосы в нескольких минутах езды от Оренбургского тракта.

Вскоре планы немного изменились, и здесь решили возводить новый аэровокзал для международных рейсов. На площади в 12 тысяч квадратных метров должно было разместиться два этажа. Возведением монументального сооружения занялась югославская фирма, которой было поручено создать терминал, отвечающий всем имеющимся на то время международным требованиям.

В чистом поле, напротив поворота на Локотки, был возведен каркас здания и добротную асфальтовую дорогу от Оренбургского тракта. Но на этом все закончилось. Грянул кризис, финансирование стройки прекратилось, проект был свернут, а у югославов начались проблемы на своей родине. Ныне здесь полное запустение.

Башкирский торговый комплекс мог дать фору ИКЕА

На аэропортовской трассе, неподалеку от кафе «Отдых» должен был появиться новый торговый центр «Ай». Известные в республике архитекторы Ильдар Сабитов, Рамиль Баймуратов, Дамир Магафуров в 2003 году создали необычный проект мега-центра, напоминающий лежащий на земле полумесяц. Башкирский комплекс по площади не уступал шведскому центру ИКЕА, который возводится теперь на этом месте. Проект республиканских зодчих отложили в долгий ящик.

Самый большой кинотеатр должен был появиться в Уфе 30 лет назад

Еще один грандиозный проект задумывался в семидесятых годах для башкирской столицы – кинозал, который одновременно вместил бы 1200 зрителей с пристроенным рестораном на 500 посетителей. Кинотеатр «Октябрь» собирались построить в районе улиц Свердлова – Аксакова – Коммунистическая – Гоголя. Этот кинокомплекс должен был стать самым большим не только в Башкирии, но и соседних областях, однако задумка так и не увидела свет.

Подготовил Дмитрий КОЛПАКОВ.

"