Уфимским археологам могилы достаются после мародеров

Уфимским археологам могилы достаются после мародеров

Уфимским археологам могилы достаются после мародеров

17 ноября 2010, 04:01
Общество
Имя уфимского археолога Анатолия Пшеничнюка неизменно связывают с одной из его самых главных находок – огромным количеством сарматского золота, которое он обнаружил в Филипповских курганах Оренбуржья. Именно здесь, на территории соседней области, ранние кочевники воздвигли несколько десятков огромных курганов, в которых хоронили самых достойных соплеменников, оставляя в склепе многочисленные дары: сокровища, оружие, мясо. Интересно, что археологом Анатолий Харитонович стал совершенно случайно.

Погибать, так с золотом

 

Собирался преподавать историю в школе – не получилось. На практике, уже на последнем курсе Башкирского пединститута, выяснилось, что из-за проблем с горлом не может долго ораторствовать, читать лекции. Так что дорога в школу ему была заказана. В поисках работы случайно забрел в Институт истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН, где и остался.

- Очень многое в жизни зависит от случайности, от стечения обстоятельств, - считает Анатолий Пшеничнюк. - Иной раз за нас решает сама жизнь. Если говорить откровенно, в археологию я пошел не от хорошей жизни. Я очень нуждался в работе, поэтому и устроился лаборантом в Институт истории, языка и литературы, ездил в археологические экспедиции, а сам мечтал поступить в Высшую военную школу. Все, что требовалось, - стать членом партии. Я собрал все необходимые рекомендации и… передумал вступать в КПСС. Соответственно, дорога в военные мне была закрыта. И я опять остался в археологии.

- Чем она вас зацепила?

- Сначала просто было интересно, а потом увлекся. Всерьез и надолго. Я по натуре – человек любопытный, очень интересно было узнать, что там, под землей? Еще работа археолога хороша тем, что она очень разнообразна. Тут вам и полевая работа, и умение собирать факты, анализировать и сопоставлять их, писать о своих находках, выступать на различных конференциях. Круг общения огромный! Такая работа мне по душе.

- Вы начали копать полвека назад. Что стало вашей первой достойной находкой?

- Первый хороший памятник я раскопал возле деревни Биктимирово, что в Бирском районе. Там был очень богатый могильник III-II века до нашей эры. В женских могилах мы нашли очень много украшений: бусы, сережки, подвески, богато украшенные пояса. Практически все - медное, но попадалось и немного золота. В мужских захоронениях чаще всего лежало оружие: колчаны, копья, стрелы, мечи, кинжалы, остатки поясов. Возле этой деревни я работал долго: раскопал городище и три грунтовых могильника, то есть без возвышения. Хоронили так же, как сейчас: просто в грунте. Такие могильники обычно обнаруживаются случайно, при вспахивании. Не будем забывать и о специальных разведочных археологических экспедициях, которые примерно представляют, где могли селиться наши предки и хоронить своих. Люди ведь чаще всего селятся по берегам водоемов, на возвышенностях.

- Доводилось ли обнаруживать жертвоприношения?

- По-разному бывало. При раскопке Филипповских курганов в Оренбургской области мы нашли хорошо сохранившиеся скелеты лошадей. Скорее всего, это были жертвы, сопровождавшие умерших. В северной части Башкирии принято было хоронить с заупокойной пищей: ставили горшочек и рядом раскладывали куски мяса - заднюю или переднюю ногу некрупного животного, барашка или свиньи. В Биктимирово мы раскопали около 80 погребений. Аналогичный могильник располагается также около села Охлебинино, что в Иглинском районе. Интересно, но там вообще семь веков хоронили на одном месте! Мы за четыре года раскопали 635 могил. А их около Охлебинино примерно 15 тысяч. Попадались даже трехъярусные захоронения, когда одного покойника «накладывали» на другого. Но это неудивительно, ведь все они были погребены в разное время: как-никак, столько столетий на одном месте хоронили. Очевидно, что возле Охлебинино было племенное кладбище, когда из разных поселений носили хоронить именно сюда. Видели бы вы, какой это огромный грунтовый могильник сарматов, или, правильнее сказать, ранних кочевников.

- Не подсчитывали, сколько лет провели с лопатой в руках?

- Сделать это очень просто. Раскопки обычно ведутся не больше 45 дней в июле-августе. Умножаем их на те 43 года, что я был в экспедициях, в которых не только руководил, но и орудовал лопатой, и получаем в результате 1935 дней, или около пяти с половиной лет непрерывных раскопок более чем на 70 археологических памятниках. На некоторых из них копал несколько лет. Например, в Охлебинино и Шипово, что в Иглинском районе, работали по четыре года. Филипповские курганы чуть побольше – пять лет.

 

Продолжительность смерти

 

- В чем главная задача таких раскопок?

- Можно получить массу важной информации о времени, обрядах захоронения, вещах - как они изготовлены и из чего. Много можно узнать и о антропологии, которая дает общий облик, рост, внешность. Если раскапываешь много могил, можно установить продолжительность жизни. По металлу определяем, откуда его привезли, где добывали руду, как готовили оружие. Словом, все это -  пища для ума, анализ фактического материала.

- Каким веком датируются самые ранние из найденных вами захоронений?

- Время кургана не всегда можно установить, пока не докопаешься до истины. Курган оказался эпохи бронзы или эпохи ранней бронзы, а я почти всю жизнь занимался эпохой раннего железа – это первое тысячелетие до нашей эры. Поскольку каждый из нас занимается определенной темой, то мы такие случайные находки передаем тем, кто специализируется на этом. Поэтому мы старались искать что-то применительно к своей теме. Вот и я сначала занимался ранним железным веком в северной Башкирии – изучал жизнь оседлых племен, а потом, уже в последние годы, копал курганы ранних кочевников на юге нашей республики и в Оренбуржье.

- Почему вы решили, что в этих курганах что-то есть?

- Известны знаменитые скифские «царские» курганы Северного Причерноморья в Украине - это Солоха, Чертомлык, Куль-Оба, Толстая могила, а также Пазырыкские, Башадарские и Туэктинские курганы Алтая, Бесшатырские курганы Семиречья и другие. Причем некоторые из них раскапывались еще в XIX - начале XX веков. Они были очень богатыми, в них найдено много золота и драгоценностей. И я задумался: а почему таких курганов не может быть на Южном Урале? На западе есть, на востоке есть, а в центре - на Урале - нет. Ученые объясняли, что у нас их нет потому, что мы живем на периферии. Мол, у нас рядом нет таких государств, как Греция, Рим или, предположим, Хорезм. У соседей этих цивилизаций кочевая знать обогащалась, их культура развивалась, поэтому в тех курганах было золото. А мы жили вроде как изолированно, поэтому и большого смысла что-то искать у нас нет. Я подумал, поприкидывал и не поверил. Начал искать подходящие курганные захоронения. А мне и говорят: да вон же, у нас большие курганы в Оренбургской области есть, съезди, погляди! Поехал, посмотрел на них. Договорился с местной передвижной механизированной колонной, где были скреперы и бульдозеры, что на будущий год, то есть в 86-м, приеду копать эти курганы.

- Почему до вас никто не брался за раскопки?

- Курганы были известны давно, и многие археологи на них побывали, но никто не хотел копать, потому что это очень существенные затраты и организаторская работа, а будут ли какие-то интересные находки в результате – неизвестно. Большинство погребений в курганах – грабленые: их разворовывали в разное время, бывает, грабят и сейчас. Я сам в Хайбуллинском районе копал один такой большой курган. Бульдозер там два дня работал, нашли очень большую могилу, чуть ли не с комнату. Весь наш «улов» - один поломанный наконечник стрелы Мы потратили массу сил, денег и - ничего! Все разграблено до основания, даже кости куда-то выбросили.

- Наверняка и Филипповские курганы тоже грабили?

- Конечно, это было заметно, и все-таки мы рискнули начать раскопки. Лишь на третий год мы нашли много золота. В 1986-87 годах мы, конечно, тоже его находили, правда, не в таком количестве. Зато в 88-м, когда мы раскопали самый большой, центральный курган,  нам удалось обнаружить два тайника, доверху наполненных сокровищами. При этом вся могила тоже почти напрочь разграблена, но найти тайники никто из воров-кладоискателей так и не смог. Те, кто хоронил, предполагали, что их могилы могут грабить. Вот почему они свои тайники не в самой могиле вырыли, а с краю. А воры всегда считали, что все богатство должно храниться исключительно в могиле. Вот они все, что можно было, из могилы и  вытащили: котлы, немного золота, но тайников с сокровищами так и не нашли. Что говорить, даже костей почти не осталось.

 

Что сказал покойник

 

- Как строится курган?

- Сначала сарматы копали круглую большую яму диаметром 20 метров и глубиной два метра. Это я сейчас привожу размер самого главного, центрального кургана. Размеры остальных будут поменьше, но технология при этом все равно оставалась такой же. Затем всю глину, что была внизу, они обкладывали валом по краю. Сверху выкладывались шалашом большие деревья, скрепленные между собой крепкими медными скобами. Шалаш, надо заметить, очень мощный был, состоял примерно из пяти-семи слоев деревьев! Потом его сверху обкладывали хворостом и засыпали землей. Сверху он был обложен ветками или дерном. В результате получается грандиозное сооружение, высотой метров 15 и диаметром 100 метров. Сбоку от могилы располагались специальные ворота, через которые заносили покойника.

- Как выглядели тайники и что в них было?

- Это были две ямы глубиной около метра, 80 сантиметров в длину и 50 - в ширину.  Они битком были набиты различными деревянными изделиями, обложенными золотом. Мы нашли в них 20 фигур оленей, высота каждого достигала 50 сантиметров. Еще пять очень красивых фигур оленей мы нашли там, где некогда был вход в могилу в виде ворот или дверей. Кроме того обнаружили много деревянной посуды, обложенной золотом. Дерево почти не сохранилось, зато с золотом ничего не случилось.

- Каков общий вес найденного вами сарматского золота?

- Трудно сказать. Отдельные вещи взвешены. Но как взвесить золото, которым обиты деревянные олени? Не будешь же их разрушать, тем более что некоторое дерево сохранилось, оно как бы законсервировалось. Это, прежде всего, историческая ценность. Такие вещи оцениваются на аукционах: кто больше даст. Дело ведь не только в золоте. Это, прежде всего, произведение искусства, равно как и гончарные, кремневые, бронзовые изделия. Страховая сумма сарматских оленей, конечно, имеется, но я ее не знаю. Меня от этого дела отстранили. Я золото нашел, сдал, и все. Теперь оно хранится в уфимском музее археологии и этнографии РАН при Институте этнологических исследований, что на улице Маркса. А вот стоимость средненькой археологической экспедиции мне известна: по сегодняшнему времени она обойдется минимум в полмиллиона рублей.

- Почему именно олень выступает у ранних кочевников главным животным?

- Если присмотреться, то сарматский олень - это не настоящий олень. Скорее, просто образ оленя, его символ. Это не натурализм, хотя мастерству и профессионализму кочевников можно только позавидовать. Посмотрите, какие у них большие рога. Явно, что они имели для ранних кочевников какое-то важное значение. Возможно, им поклонялись потому, что рога имеют целебные свойства, придают силу и энергию. Кроме того, ранние кочевники, относящиеся к ираноязычным племенам, знали десятичный счет. В одном тайнике мы нашли 20 фигур золотых архаров (горных баранов), причем десять из них смотрели в одну сторону, а десять - в другую. Там же обнаружили оружие, так называемые акинаки - большие кинжалы, сделанные из железа, покрытые и инкрустированные золотом. Но это не боевое оружие, скорее, символ власти, подчеркивающий достаток и ранг умершего.

- Раскопки ведутся до сих пор?

- В прошлом году ездил на раскопки, которые вела московская экспедиция совместно с Оренбургским педуниверситетом. Так вот у них были очень хорошие результаты. Они нашли три не разграбленные могилы - не центральные, а боковые, очень глубокие и очень богатые. Правда, в них тайников уже не было, центральная могила разграблена, но боковые три могилы остались нетронутыми. Находки очень интересные: золотые гривны (шейное украшение), бляхи, пояса, украшенные золотом.

- Почему прекратили раскопки Филипповских курганов?

- Дело даже не столько в финансах, а в том, что я чувствовал, что теряю и уничтожаю много информации. Руководство механизированной колонны поставило нам условие: копаем пять дней и уезжаем. Большой курган копали сразу пять скреперов и три бульдозера, делать все надо было очень быстро. Колонне было невыгодно предоставить нам в длительную аренду пару скреперов. Они - строители, им техника нужна, вот я и призадумался: да, сейчас мы тут все раскопаем, пройдет время, техника будет более совершенной. Придут другие, получат гораздо больше информации. Потому мы остановились, чтобы все не уничтожить.

- Что для вас важно сейчас?

- Любыми путями надо издать Филипповку. Мы опубликовали несколько красочных каталогов, но они включают далеко не все, что я нашел. Сейчас уже все описано, но есть проблема с иллюстрациями: нужны художники, а они дороги. Для меня очень важно издать археологический памятник, что около Охлебинино. Сейчас я занят этими двумя направлениями, и хочется надеяться, что нам удастся издать оба исторических памятника.

Галина ФЕДОРОВА.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter