Posted 17 марта 2014,, 18:50

Published 17 марта 2014,, 18:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Почва для подозрений. Из-за спекулянтов, торгующих черноземом, страдают дорожники

17 марта 2014, 18:50
Чиновники минприроды РБ и федеральный дорожный оператор – управление автомагистрали Самара–Уфа–Челябинск не могут договориться об использовании земли для строительства дорог. Цена вопроса – как минимум 3 млрд рублей в год: в такую сумму оцениваются потери региона из-за противоречий в законодательстве. Деньги могли бы выделяться на строительство новых магистралей, но законодательный тупик лишает республику федерального финансирования.
Дело в том, что для строительства трасс нужна грунтовая подушка – земляной пласт в многослойном «пироге» дорожной одежды. Раньше дорожные подрядчики просто арендовали у районных администраций участки, где брали грунт для отсыпки дороги. Но в 2011 году земля стала «общераспространенным полезным ископаемым», и чтобы набрать грунта для дороги, нужно получить лицензию на пользование недрами и выиграть торги на добычу грунта.

На экспертном совете по инфраструктурному развитию при Госсобрании РБ начальник управления автомобильной магистрали Самара–Уфа–Челябинск Радмир Вагапов заявил об абсурдности ситуации: победитель аукциона на постройку дороги обязан участвовать еще и в торгах на право добывать грунт для этой же дороги. Но в минприроды Башкортостана уверены в правильности такой системы: не будь лицензирования, вся республика будет раскопана нелегальными торговцами чернозема. Хотя для строительства дорог плодородная земля не нужна, на подсыпку идет смешанный грунт.

И дорожное управление и минприроды попросили законодателей исправить правовую коллизию.

При отсыпке земляного полотна автодороги землю обычно забирали из так называемых «притрассовых резервов грунта», а недостающий материал брали на участках, на которые указывали местные власти. Юридически «карьерами» эти углубления не являются, так как не раскапываются глубже пяти метров в глубину.

- Грунт не имеет стоимости в расценках, по которым рассчитывается смета дороги, этот механизм дорожного строительства регламентируется документами еще 1962 года, - объясняет Радмир Вагапов. – Действующее законодательство толкает подрядчика на получение лицензии на добычу полезных ископаемых. Но подрядчик уже участвовал в конкурсе на контракт на постройку дороги, и здесь ему нужно участвовать во вторых торгах. И практически никогда не бывает аукционов без посторонних претендентов: некие люди зная, что здесь пройдет дорога, но не зная, что стоимости грунта в проекте нет, конкурируют, завышая цену выигрывают, чтобы потом напрячь генподрядчика покупать у них грунт. Соответственно подрядчик спрашивает у нас: а где деньги на покупку грунта? А в проекте не заложена его стоимость. Тупик. Только в прошлом году мы из-за этого потеряли 3 млрд рублей федеральных денег, которые могли бы пойти на постройку новых дорог.

- В федеральном законе о недрах сказано – добывать можно только при наличии лицензии, - неумолим начальник отдела геологии и лицензирования недропользования минприроды РБ Газиз Исхаков. - И утверждение что грунт не имеет стоимости, не совсем правильное. А то что лицензию получать необходимо - к примеру, у республиканского предприятия «Башкиравтодор» 46 лицензий, а все федеральные подрядчики получившие контракты на постройку дорог, не желают получать лицензии, нужно говорить об этом честно! Основной довод, что проектанты не заложили стоимость грунта в дорогу, неприемлем, ведь проектировщики – не законодатели, не им решать, что имеет цену, а что нет.

Г-н Исхаков подозревает, что дорожные строители пытаются «бесплатно использовать полезные ископаемые для коммерческих целей». Но чиновник все же предложил дополнить законы строчкой, позволяющей обладателям контрактов на постройку дороги получать право на добычу грунта без аукциона.

В пользу де-бюрократизирования отрасли выступил начальник отдела координации деятельности предприятий дорожного хозяйства госкомтранса РБ Венер Насретдинов.

- Вы приводите в пример «Башкиравтодор», но это не корректно, так как предприятие изначально создавалось для содержания большой сети автодорог, а не для строительства, - сказал он. – А если дорожники не пользуются притрассовыми резервами грунта, его возят с отдаленных источников грузовиками, разрушая сами дороги. Получается, что строим одну дорогу и гробим другие. Есть реальная возможность удешевить стройку дороги, а у нас грунт возят китайскими многотонными самосвалами из официального карьера в Чесноковке через Уфу. Мы завтра возьмем и поставим на пути их следования весы (измерение нагрузки на ось грузовика -
ред
), потому что терпеть уже нельзя.

По словам г-на Вагапова, невозможно упрекнуть подрядчиков в воровстве грунта, тем более чернозема для перепродажи на стороне. Для дорожной «подложки» берется смешанный гравелистый грунт и суглинок, не имеющие ценности на рынке. А в отличие от «черных копателей», дорожники обязаны рекультивировать вырытую яму и убрать за собой.

- Мы просим законодателя отменить лицензию, или не толкать подрядчика на повторные торги, для добычи грунта до глубины пять метров, при строительстве дамб мостов и дорог, - объясняет Радмир Вагапов. - Для этого нужно, чтобы парламентарии Госсобрания РБ обратились к коллегам из Госдумы с просьбой поправить законодательство о дорожном строительстве и о недропользовании.

Как решится спор между дорожными чиновниками и природоохранным ведомством, станет известно в ходе весенней законотворческой кампании.

Однако в борьбе за «землю» уже есть первые пострадавшие. Радмир Вагапов сообщил, что недавний
, чье руководство подозревается в хищении 43 млн рублей при строительстве автотрассы М-7 в обход села Кушнаренково, отчасти связан с добычей грунта для земляного полотна трассы, но сообщить подробности отказался.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"