Posted 16 сентября 2008,, 16:12

Published 16 сентября 2008,, 16:12

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Четвертая высота. Самолет в Перми разбился из-за ошибки пилота?

16 сентября 2008, 16:12
Глава Башкирии Муртаза Рахимов выразил соболезнование родственникам погибших в авиакатастрофе «Боинга-737», рухнувшего на железнодорожный перегон Бахаревка-Пермь-2 Свердловской железной дороги в нескольких десятках метров от жилых домов. «Известие о случившемся острой болью отозвалось в наших сердцах», - говорится в правительственной телеграмме, отправленной г-ном Рахимовым губернатору Пермского края Олегу Чиркунову. – «Все жители Башкортостана потрясены трагической катастрофой, повлекшей за собой тяжелые человеческие жертвы. В эти тяжелые дни мы скорбим вместе с вами».

Напомним, самолет, принадлежавший авиакомпании «Аэрофлот-Норд», упал при заходе на посадку в пермский аэропорт Большое Савино в ночь на воскресенье. На борту воздушного судна, совершавшего рейс N821, находились 82 пассажира, в том числе семь детей, включая месячного младенца, а также шесть членов экипажа. Все они погибли. Среди погибших есть иностранцы: девять граждан Азербайджана, пять — Украины, по одному — Франции, Швейцарии, Латвии, США, Германии, Турции, Италии. Не вернулись из этого рейса герой чеченской войны генерал Геннадий Трошев, первый вице-президент федерации самбо РФ Владимир Погодин и президент федерации самбо Чувашии Александр Трофимов. Все они летели на турнир в эти дни проходивший в Пермском крае.

Один из пилотов – 43-летний Рустэм Аллабердин родом из Уфы, здесь осиротели его жена Риана и двое детей 16-летняя дочь Адель и 11-летний сын Тимур. После банкротства авиакомпании «БАЛ» многие уфимские летчики стали искать работу в других компаниях, ведь никто из них не представлял жизни без неба.

Аллабердин, например, мечтал стать летчиком с детства и сразу после школы поступил в летное училище. Начинал летать на Ан-2, потом пересел на «тушку». Когда Рустэму удалось устроиться в «Аэрофлот-Норд», базирующийся в Архангельске, пришлось переучиваться летать на «Боинге». Мужчина даже не имел возможности видеть семью, надеялся, что появится вакансия, и тогда он сможет получить место пилота на рейсе Уфа-Москва. Но не сложилось. Рустэм погиб за несколько дней до выхода на пенсию за штурвалом американского самолета в Перми.

- Рустэм со дня на день должен был уйти на заслуженный отдых, а на этом рейсе вообще оказался случайно – подменил коллегу, - рассказывает соседка Аллабердиных. - Последний раз с ним виделись, он еще пошутил: «Надо уже и на земле побыть, а то все время в небе да в небе!». Его слова оказались пророческими.

Эксперты считают, что причиной гибели самолета мог стать «человеческий фактор». Дело в том, что заход на посадку на «Боинге» и отечественном «Ту-154» кардинально отличаются. Облегченный корпус американского самолета требует высокой скорости при глиссаде снижения, тяжелую «тушку», напротив, сажают на небольших оборотах, так как крылья «Ту-154» еще и позволяют планировать. Если пилот бессознательно сбросил скорость при подлете к аэропорту, то иностранное воздушное судно с меньшей площадью крыльев могло не удержаться в воздухе. Попытка выправить самолет на форсаже кинуло борт в штопор, и он сразу под углом в 30 градусов упал на землю. Именно поэтому резко пропала связь с «Боингом», а само воздушное судно разбилось вдребезги, не оставив возможности родственникам похоронить своих близких. Опознание погибших невозможно, так как от тел остались лишь небольшие фрагменты, и определять кому они принадлежали, будут эксперты по анализам ДНК. По результатам осмотра места происшествия и найденных обломков самолета участники расследования уже сделали предварительный вывод о том, что лайнер развалился не в воздухе, а от удара о почву. Если бы самолет взорвался в воздухе, то он развалился бы на крупные, а не такие мелкие фрагменты. К показаниям свидетелей о том, что весь самолет был охвачен огнем, эксперты относятся скептически: «За вспышку в небе свидетели могли принять вылетающее из сопел двигателей пламя».

Кстати, версию о дезориентации пилота подтверждает и руководитель полетами аэропорта Большое Савино Ирек Бикбов.

- Я проинформировал командира экипажа Родиона Медведева, что он подходит к глиссаде снижения, - рассказывает г-н Бикбов. – Но вместо снижения самолет резко пошел вверх. Это было видно по аппаратуре. Я ему сказал: «По моим данным, вы набираете высоту. Подтвердите, что текущая высота - 900 метров». Он почему-то ответил: «Да, подтверждаю, мы снижаемся», а сам в это время продолжал набор до высоты где-то до 1200 метров. Он был уже слишком близко к аэродрому, и зайти на посадку лайнер с этого положения уже не мог.

Руководитель полетами дал пилотам указание повторить заход, причем делал это трижды.

- Дал ему курс к третьему развороту, чтобы он снова успел снизиться и спокойно зайти на высоте 600 метров, - вспоминает руководитель полетами. - Пилот выполнил инструкции и начал снижение. Высота начала резко падать. И где-то когда высота была 600, я услышал крик: "А-а-а, п...дец!" Я ответил ему: "Сохраняйте 600!" Высота по локатору была именно такой. Он на это не отвечал...

Через секунду диспетчер увидел вспышку на окраине города - с вышки аэропорта видна почти вся Пермь.

Коллеги погибших летчиков уверяют, что «пилоты вели себя странно потому, что пытались в критический момент разобраться в ситуации».

- У определенных лиц появилось желание пролоббировать версию о том, что виной всему – человеческий фактор, - говорит летчик Александр Акименков. - Это известная практика, когда на погибших пилотов сваливают всю вину.

35-летний Родион Медведев, пересев на «Боинг» прошел стажировку в США, а в последний рейс отравился сразу после отпуска – его жена Татьяна, работающая бортпроводницей в этой же компании, две недели назад родила дочку Веронику. Родион присутствовал на родах Татьяны и даже заснял весь процесс на мобильник, который взял с собой в рейс. Учитывая, что последние недели мужчина провел рядом с новорожденным ребенком, его реакции могли быть сниженными.

Однако уфимские коллеги Рустема Аллагулова уверены, что летчики в гибели самолета не виноваты. Причиной крушения самолета могла стать неисправность борта. «Аэрофлот-Норд» приобрел разбившийся самолет в лизинг у китайской авиакомпании Xiamen Airlines.

Как правило, китайцы из техники выжимают все до последнего. Пилоты, садясь за штурвалы машин, побывавших в Китае, чуть ли не крестятся перед каждым полетом.

Правда, «Боинг» упавший в Перми отлетал лишь 16 лет и, по словам главы Минтранса РФ Игоря Левитина «для самолета этот срок – не возраст». В Пермь уже вылетели представители американской корпорации, намеренные доказать, что воздушное судно не имело производственного брака, а следовательно, причину крушения стоит искать в другом. Иначе по репутации компании будет нанесен сокрушительный удар.

Сотрудники пермской прокуратуры, которые расследуют гибель самолета, рассматривают не менее 10 версий трагедии. Например, пожар в одном из двигателей, серьезная техническая неисправность, на которую пилоты не успели отреагировать, пресловутый «человеческий фактор» и даже теракт. Известно, что из Шереметьево борт вылетел в технически исправном состоянии, но с вдвое большим количеством топлива, чем было нужно до Перми. Это расстояние сжигает 5,5 тонн авиационного керосина, «Боинг» заправили под завязку 11,5 тоннами топлива. Возможно, оно оказалось некачественным. «Черные ящики» сильно повреждены, причем разговоры экипажа вряд ли удастся прослушать, так как разбились механизмы речевых самописцев.

Любопытно, что авиакомпания «Аэрофлот» после авиакатастрофы открестилась от своей «дочки» компании «Аэрофлот-Норд».

- Принято решение о полном прекращении сотрудничества с нашей дочерней архангельской компанией, - заявил глава «Аэрофлота» Валерий Окулов. - Все дальнейшие рейсы будут выполняться нашими авиакомпаниями раздельно.

Понятно, что «Аэрофлот» опасается дурной славы, которая последует после трагедии. Скорее всего, вскоре мы станем свидетелями «ребрендинга» названия «Аэрофлот», как это случилось с авиакомпанией «Сибирь», превратившейся в «S-7» после гибели лайнера в Иркутске.

Российское правительство обещает выплатить родственникам погибших не менее двух миллионов рублей.

"