Posted 16 марта 2008,, 18:51

Published 16 марта 2008,, 18:51

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Радиоактивность. В Уфе могут появиться 15 новых радиостанций

16 марта 2008, 18:51
В ближайшее время в столице Башкирии могут начать работу 15 новых радиостанций. Дело в том, что на FM-шкале освобождается огромное пространство, которое вполне пригодно для вещания такого количества новых станций. Телеканал «Культура», располагавшийся в Уфе на метровом диапазоне от 92 до 100 Мгц, скорее всего, будет вынужден уйти на дециметровый канал, высвободив место для радиоэфира на FM-шкале.

Культурный рынок

Как сообщили «МКС» в Россвязьохранкультуры, летом этого года у «пятой кнопки» заканчивается лицензия, а новых разрешительных документов на вещание в метровом диапазоне больше не выдают.

«Культура» занимает полосу в 8 Мгц, и если «нарезать» ее на равные доли с защитным интервалом в 400-500 Кгц появиться новое непаханое поле для коммерческого радиовещания, наподобие кабельных телеканалов.

- Появление новых станций сильно размоет аудиторию и обвалит рынок радиорекламы, - уверены местные радийщики.

Их опасения оправданы. Сегодня в уфимском эфире работают около 15 радиостанций с уже устоявшейся аудиторией и стабильными заказами на рекламу. Появление новых игроков повлечет смену аудитории у всех станций - слушатели разбредутся по новым частотам. Снижение рейтингов принесет радиовещателям ощутимые финансовые потери, станциям при установлении цен на рекламу придется учитывать весь конкурентный рынок. Зато у горожан появится больший выбор радиопрограмм.

Стоит ожидать, что в Уфу попытаются прийти так называемые узконишевые специализированные станции. Такие попытки предпринимаются уже сейчас. Недавно на месте MAXIMUM на частоте 107,5 завещало Business FM.

- За узконишевыми станциями будущее уфимского эфира, - делится мнением коммерческий директор Business FM в Уфе Станислав Челнынцев. – Я считаю, что нишевые не пострадают от новичков, а вот у попсового радио новые игроки могут отнять существенный кусок хлеба.

Однако другие эксперты уверены, что успех Business FM всем специализированным станциям не светит, а потому они не рискнут появиться в Уфе. Ведь развитие региональной сети связано с серьезными денежными вливаниями, а будущая прибыль может быть весьма условной.

- Может быть, в Уфе и наберется сотня-другая поклонников джаза, но станция «Джаз-FM» наверняка станет убыточной, - уверены они.

РАДИОционный фон в норме

Правда, появления конкурентов в ближайшее время медиа-бизнес не ждет. Оказывается, прежде чем радио услышат горожане, собственники должны пройти массу бюрократических процедур.

- Частоты в населенных пунктах с населением более 200 тысяч человек распределяются по конкурсу, - пояснил заместитель руководителя уфимского управления Россвязьохранкультуры Валерий Коротков.

Началу вещания на новой частоте предшествует длительная изнуряющая бумажная работа и техническая подготовка: следует выбрать место для антенны и собрать два десятка подписей-согласований вплоть до одобрения военных. После этого пакет документов с заявкой на частоту отправляется в Россвязьохранкультуры на конкурс.

- Конкурс может состояться и через два-три года, - рассказывают радийщики. - И не факт, что эту частоту отдадут вам, даже если вы разработали всю техническую документацию и прошли согласования.

Кстати, именно так получилось с частотой 104,0 – разрабатывал ее и собирал техническую документацию один человек, а получил во владение другой, сумевший перетянуть на себя симпатии московской комиссии, распределявшей радиоволны.

Самая затратная статья расходов при открытии нового радио – конкурсная заявка, за которую надо заплатить примерно два миллиона рублей. А аппаратно-студийный комплекс по минимуму обойдется в полмиллиона рублей, но это самый простой вариант, при котором в московский эфир добавляется только местная реклама.

Как считают опрошенные нами радийщики, в Уфе побороться за новые частоты появится много желающих. К примеру, федеральные сети, которые в недавнем прошлом потеряли город-миллионник, такие как «Спорт FM», MAXIMUM, «Серебряный дождь» и совершенно новые проекты, о которых мы еще не слышали.

Между тем, существуют и технические проблемы для появления новых игроков радийного рынка. Высоких точек для установки антенны в городе мало. По сути, остались только две оборудованные вышки для трансляции телерадиосигнала – РТПЦ «Алтай» в лесу за Госцирком и телебашня на Гафури, 9, находящаяся в предаварийном состоянии. А взорванные «Башинформсвязью» мачты радиостанции имени Коминтерна и не могли стать точкой для нового вещания.

- Они настолько проржавели, что были опасны для города и могли в любой момент завалиться, - уверен г-н Коротков. – Рассчитывать на эти сооружения, как на несущие мачты для антенн было по меньшей мере глупо.

А по мнению г-на Челнынцева, выходов для новых радиостанций могут стать мачты сотовых компаний в пригороде Уфы. Но при этом варианте аудитория радиостанции будет небольшая.

Станционный смотритель

С технического этажа одной из жилых высоток на улице Менделеева открывается потрясающий вид на Уфу. Такой же удобный обзор открывается отсюда и на эфир. Пост радиоконтроля работает круглосуточно. Его мощные сканеры перебирают десятки частот в секунду в поисках несанкционированного сигнала. И моментально находят вредителей, которые продержались в эфире около 10 минут.

- Диапазоны телерадиовещания находятся на особом контроле и поэтому случаи несанкционированного выхода в эфир пресекаются с привлечением органов правопорядка, - говорит руководитель уфимского филиала ФГУП «Радиочастотный центр» Ильгиз Канафин.

Для особо сложных случаев задействуют передвижные сканеры. Как в фильме «Красная капелла» по городу разъезжают неприметные микроавтобусы напичканные сверхточным оборудованием для поиска источника сигнала. Некоторые автомобили укомплектованы по заказу в военном институте радиоэлектроники, а потому могут определять местонахождение подпольного передатчика с точностью до несколько десятков метров.

- Настоящие радиопираты остались в моей молодости, когда процветало радиолюбительство, - отмечает Валерий Коротков. – А сейчас в эфир выходят хулиганы.

По словам специалистов, следящих за чистотой эфира, нелегалы в основном пытаются «обогатить» радиопространство нецензурной речью или рассказать несколько свежих политических анекдотов.

Попытки радиохулиганов помешать вещанию коммерческих FM-радиостанций оборачиваются неудачей. Да и с технической точки зрения почти невозможно перебить мощные киловатные передатчики радиогигантов. Поэтому и случаев целенаправленного вредительства коммерческим FM-станциям в Уфе пока еще не было.

Даже известный уфимский подпольный радиопроект «Радио без названия – 101,0» был свернут после появления по соседству на 101,2 FM «Маяка».

Радиопираты решили не рисковать, ведь затронув вещание федерального радио, они могли в полной мере испытать гнев радиочастотного центра.

По словам сотрудников радиочастотного центра, приходиться бороться не только с банальными хулиганами, но с нелегалами, пытающимися навредить той или иной служебной связи. Например, конкурирующие таксомоторные компании «захламляют» эфиры конкурентов, практически парализуя их работу.

Радиомания

Впрочем, в Уфе за последние 15 лет сменилось уже около десятка разных радиостанций, и слушатели не особенно переживали, когда умирало одно радио, а вместо него рождалось другое. Расстроенные поклонники быстро утешались на какой-нибудь другой волне.

Особенно ярые фанаты пытались писать гневные письма в газеты о том, как в Уфе душат «свободу радиослова» - подобное случилось, когда интеллигентный «Серебряный дождь» сменил рок-пропагандист «Максимум». Но когда выяснялось, что на самом деле задушил любимое радио его же владелец, решивший отказаться от неприбыльной частоты, ревнители свободы слова поприкусывали языки.

И если раньше радиочастотами владело государство, то с появлением коммерческого радио собственником эфира мог стать любой человек. Обывателю нелегко было к этому привыкнуть. Естественно, что радиорынок, как и любой другой сегмент частного бизнеса, становился предметом купли-продажи, политических интриг и даже рейдерских захватов. Борьба за частоты, а скорее за влияние на медиарынке шла не на жизнь, а на смерть. На алтарь вещания приносились человеческие судьбы и целые состояния. Всем памятна трагедия владельца «Европа плюс Уфа», который был отправлен за решетку стараниями магната, пожелавшего иметь в своем активе радиочастоту. Или купеческий размах боровшегося за кресло президента Башкирии банкира Сергей Веремеенко, купившего за один месяц на корню собственников сразу четырех станций: «Булгар», «Ностальжи», «Суперволна» и «Спорт FM». Правда, столь мощное радиовлияние г-ну Веремеенко не помогло, заветную должность он не получил и очень быстро отказался от непрофильных активов. На месте «кислотного» «Булгара» новые хозяева открыли андеграундный Manhattan, причем местные радийщики до сих пор гадают, как назвать формат, в котором работает псевдоамериканское радио. На «Суперволну» пришло «Ретро», «Ностальжи» сменил «Хит FM», а на пустующей частоте «Спорта» 103,5 вскоре может завещать «Юмор FM».

Радиоархив

Первооткрывателем коммерческого радио в Уфе можно считать Серопа Бабаяна, сейчас владеющего радиостанциями «Первый канал» и «Роксана». Человек весьма далекий от масс-медиа первым понял, какую выгоду несет вещание, и занялся радиопроектом в 1991 году. Долгое время радио «Шарк», выпавшее из холдинга Флорида Саттарова, заполняло эфир музыкой и текстами, которые казались привлекательными г-ну Бабаяну. Интересно, что «Шарк» вещал тогда на средних и УКВ-волнах, и, как вспоминают бывшие работники этого радио, их слушали тогда «и в Африке, и в Америке, оттуда мы получали приветы».

На средних волнах тогда вещала еще одна одиозная радиостанция «Титан», однако она скончалась спустя два года из-за скандального характера ее владельца Альтафа Галеева, вообразившего себя революционером. Как только в эфире это радио раздались призывы к свержению существующего строя, правоохранители закрыли станцию, а ее хозяин отправился на нары.

FM-приемники появились лишь в середине 90-х, тогда же автомобили стали оснащать автомагнитолами. Народ начал активно осваивать FM-диапазон, и родился настоящий рынок коммерческого радио.

Кстати, из-за нежелания идти в ногу со временем и перейти на FM-частоту, «Шарк» и потерял большую часть аудитории, когда в столицу Башкирии пришли москвичи с выверенной концепцией вещания. Первым «Шарк» потеснила «Европа плюс», потом - «Русское радио» и «Серебряный дождь». Интересно, что эфирные студии этих трех китов заполнили бывшие работники «Шарка».

Настоящая конкуренция среди владельцев радиоволн началась уже в начале нового века, когда настоящие бизнесмены поняли, каким прибыльным может быть «воздух» радиоэфира. Новые коммерсанты от радио принялись теснить энтузиастов и любителей и далекие от бизнеса люди, конечно же, проиграли. Сегодня можно сказать, что передел частот закончился и уфимский радиорынок устоялся. Однако с открытием новых волн радиоэфир снова ожидают перемены.

Дмитрий КОЛПАКОВ,

Руслан САЛИМОВ.

"