Posted 16 февраля 2010,, 18:36
Published 16 февраля 2010,, 18:36
Modified 10 ноября 2022,, 18:59
Updated 10 ноября 2022,, 18:59
Пассажиру быть бы живу
Представители автопредприятий Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Свердловской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской и Оренбургской областей обсуждали, как сохранить автомобильный транспорт в России.
Как утверждает глава Российского автотранспортного союза Михаил Козлов, «транспортные проблемы в стране достигли критической отметки, в то время как в России нет реально работающей законодательной базы, способной регулировать автоперевозки».
- Решить эти проблемы мы можем только сами, - констатировал Михаил Иванович. – Государство самоустранилось от решения задач автоперевозчиков, два года дорабатывая федеральный закон об автомобильном транспорте. Кризис только усугубил положение. И пока нормативной базы не существует, следует объединяться, чтобы определить полномочия и статус каждого работающего на этом рынке.
Глава российского автотранспортного союза считает, что выходом из создавшегося положения может быть появление в регионах добровольных саморегулируемых организаций, которые могли бы защитить перевозчиков от недобросовестных конкурентов, дезорганизованности, а также противодействия властей и диктата криминальных структур.
- Рынок автоперевозок становится криминализированным, - говорит г-н Козлов. – На это поле сегодня выходят люди, которые не желают платить налогов, соблюдать какие-либо нормы и правила перевозок, и вакханалии на этом рынке цивилизованные автопредприятия в состоянии противостоять только сообща.
- Самый острый вопрос, который меня волнует – это борьба с «пиратами» – частными извозчиками, перебивающими пассажиров у автотранспортных предприятий, - рассказывает заместитель начальника Управления пассажирских перевозок Саратовской области Антон Мантуров. - Ведь заказные междугородные перевозки практически не контролируются – они стихийно перевозят пассажиров между населенными пунктами, а в каком состоянии водитель и машина – не знает никто. Хотелось бы услышать, какие меры предпринимает государство для борьбы с автопиратами.
Проблемы рынка автоперевозок заставили переживать многих собравшихся в Уфе.
- Исполнительная власть должна включать в зону особого внимания существование общественного транспорта, иначе она потеряет остальные отрасли, которые немыслимы без регулярного автосообщения, - уверен глава челябинского автовокзала Владимир Руськин. – Очень тяжело выживать в условиях, когда власти считают, что на рынке автоперевозок должна существовать конкуренция, и позволяют перевозить пассажиров всем, кто пожелает.
- «Браконьеров» я, конечно, понимаю: многие люди в кризис потеряли работу и вынуждены садиться на свою «шестерку», которая стояла в гараже лет пять, - рассуждает директор объединения пассажирских перевозок Оренбужья Сергей Некрасов. – И вот такой водитель, который отработал смену на заводе, подъезжает к автовокзалу и зарабатывает деньги нелегальным извозом. Вокзал, конечно же, теряет прибыль, не говоря уже о том, что неимоверному риску подвергаются пассажиры.
- Поскольку в транспортной сфере сложился правовой вакуум нормативного регулирования, складывается ощущение, что государство занято развитием только железных дорог и авиации, а автоперевозок будто бы и не существует, - сетовали собравшиеся.
- Перевозчикам надо объединяться и создавать советы, чтобы предоставить пассажиру единую услугу на территории всей России, - уверена глава объединения «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Фэния Хакимова.
Получится ли, если власти не идут навстречу перевозчикам?
Долг колесом опасен
Впрочем, гости республики обнаружили в Башкирии многое из того, о чем они только мечтают. По словам главы российского автотранспортного союза Михаила Козлова, именно поэтому руководители автотранспортных предприятий страны собрались в Уфе.
- В республике автотранспортная отрасль активно развивается и движется вперед, - рассказывает г-н Козлов. – Башкирия – один из немногих регионов страны, где автоперевозчик работает в цивилизованных условиях, не только сохранив весь транспорт, но и развивая инновационные технологии, такие как система мониторинга за автопарком ГЛОНАСС/GPS и форма безналичной оплаты проезда с помощью бесконтактных пластиковых карт.
Любопытно, что совмещение тотального спутникового контроля автопарка с финансовым учетом существует только в Башкирии. Многие гости с восторгом восприняли эту систему, которая не только позволяет экономить расходы автопредприятий, но и создает максимальные удобства для пассажиров.
- Надо признать, что «Башавтотранс» ушел от всех нас на 10 лет вперед, - говорит заместитель начальника транспортного отдела транспортного ведомства Оренбурга Николай Ионов. – Башкортостан – наши соседи, но Оренбургской области далеко до европейских норм автоперевозок, которые существуют в вашем регионе. Белой завистью завидуем, честное слово.
- В «Башавтотрансе» давно перешли от слов к делу и используют все возможности, чтобы сделать обслуживание пассажиров еще лучше, - говорит заместитель руководителя департамента транспорта Самары Анатолий Рудзинский. – То, что мы увидели, нас поразило. Можно сказать, что если башкиры не впереди планеты всей, то первые в транспортной отрасли – точно.
- Считаю, что положительный опыт пассажирского автотранспорта Башкирии подлежит изучению и тиражированию, - соглашается директор Сосновского АТП Челябинской области Сергей Домнин. - Сотрудникам «Башавтотранса» подконтрольны абсолютно все параметры автотранспорта. Такой централизации нет ни в одном регионе.
Любопытно, что в день сбора автоперевозчиков страны в разных регионах России произошли события, лишний раз подтверждающие, что проблемы выживания общественного транспорта стоят в стране особенно остро.
Так, в Саратове депутаты местной облдумы обратились к губернатору с просьбой прекратить за ненадобностью деятельность управления пассажирских перевозок, специально созданного местным транспортным министерством. Народные избранники пришли к такому кардинальному решению после отчета местной счетной палаты, проверившей эту структуру. Управление, служащее «прокладкой» между саратовским Минтрансом и фирмами, занимающимися перевозкой льготников, вместо того чтобы справедливо распределять бюджетные «социальные» средства, тратит деньги на комфортную жизнь для своих работников, покупая турпутевки и содержа громоздкий бюрократический аппарат. На заседании областной думы и народные избранники, и прокуроры добрым словом вспомнили опыт электронного учета льготников.
- Если б подобная система действовала в Саратове, у нас никаких проблем бы не возникало, и мы сэкономили массу денег, - говорит председатель местной счетной палаты Андрей Саухин.
В этот же день в Казани забастовали пассажирские перевозчики, требуя поднять стоимость проезда до 25 рублей. По словам татарстанских извозчиков, именно такова себестоимость проезда в регионе, и пока цена билета намного ниже, они несут огромные убытки. Интересно, что бастовавшие контролируют более половины рынка автоперевозок в Татарстане.
- В свое время татарстанские власти навязали нам китайские автобусы, потребовав, чтобы все автокоммерсанты обновили свои автопарки именно этими несовершенными транспортными средствами, - рассказал журналистам один из организаторов акции Алексей Богачев. – Мы еще несколько лет назад предрекали подобный исход событий. Как только грянул кризис, китайская техника, не приспособленная к российским условиям, начала ломаться, требуя все новых и новых вложений. Между тем, городские власти, навязавшие автоперевозчикам "китайцев", издержки компенсировать не торопятся.
- Проблемы перевозчиков для пассажирских предприятий одинаковы во всех регионах, - рассуждает Сергей Домнин. - Уровень и подход к решению этих проблем – разный. Все зависит от воли исполнительной власти. Почему возникли проблемы у перевозчиков? В первую очередь, от снижения доходов. Соблюдая все технические регламенты и требования по безопасности, предприятия сталкиваются с проблемами себестоимости. Кто-то покупает землю, набирает персонал, строит транспортную инфраструктуру, в общем, играет по правилам. А кто-то получает номер, выезжает и сразу делает прибыль.
- Сегодня проблемы у всех перевозчиков одинаковые, но в Башкирии автотранспортники научились не только улучшать услуги для пассажиров, но и оптимизировать все расходы, - объясняет необходимость внедрения новых технологий во всех регионах глава ОАО «Марийскавтотранс» Александр Макаров. – Потому в республике держатся невысокие цены на проезд.
По словам же г-на Домнина, в первую очередь власти должны понять, что несанкционированные автокоммерсанты не должны получать доступа к транспортному обслуживанию населения, а иначе цивилизованным перевозчикам никогда не заработать на технические новинки.
- Надо стремиться, чтобы рос статус общественного транспорта, как это сегодня сделано в Башкирии, - заключает Сергей Иванович.
Дать по газам
- Ни для кого не секрет, что передовым технологиям «Башавтотранса» приезжают учиться со всей России, - говорит глава башкирского отделения Российского автотранспортного союза Владимир Ноздрянин. – В Башкирии никому не отказывают: ведь чем увереннее будет себя чувствовать автотранспортная отрасль страны, тем комфортнее будет ее населению. Всем известно: как только исчезает общественный транспорт – жизнь в любом населенном пункте замирает. Задача сохранить стратегическую отрасль сегодня стоит на повестке дня в каждом регионе России. И нет ничего удивительного, что многие автоперевозчики и руководители транспортных министерств ищут возможности снизить отраслевые затраты и улучшить качество услуг.
- Побывал во многих регионах и считаю, что в Башкирии наибольший порядок в перевозках, хотя из разговоров с коллегами стало понятно, что и тут проблем хватает. Но таких проблем, как из разряда «нам бы ваши заботы», - улыбается Сергей Домнин.
- Общественный транспорт в Башкирии может претендовать в России на роль образцового благодаря частно-государственному партнерству, - уверен глава «Чувашавтотранса» Владимир Гриднев. – Кооперация властей с автоперевозчиками дает потрясающие результаты.
- Попытаемся в Магнитогорске внедрить систему «электронный кошелек» и составление расписания движения автобусов в автоматическом режиме, когда программа сама рассчитывает временной интервал и необходимость в том или ином направлении в зависимости от «часов пик», - говорит замдиректора по перевозкам МУП «Магнитогорский городской транспорт» Дмитрий Золотов. - Думаю, что в скором будущем такая система и у нас появится.
- Приятно удивило, что все технические программы развития общественного транспорта поддерживаются местными властями, которые обращают пристальное внимание на развитие этой сферы услуг, - признает президент Ассоциации автовокзалов, автостанций и междугородных перевозчиков Челябинской области Станислав Новичихин. - Мне было интересно посмотреть, на каком уровне находятся те инновационные идеи, которые озвучивались многими предприятиями страны, но воплотили только в «Башавтотрансе». Сегодня многое из того, что еще три года назад было фантастикой, стало в Башкирии реальностью: и гибкая тарифная политика, внедрение социальных, студенческих и школьных электронных карт для оплаты проезда, и спутниковая навигационная система, совмещенная с финансовым учетом. Здорово, что наши коллеги достигли такого высокого уровня, нам остается перенимать опыт.
Обсуждение возможности создания добровольных саморегулируемых организаций вызвало в зале много споров. Большая часть прибывших в Уфу уверены, что до появления российских законодательных актов глупо разрабатывать собственные правила игры.
В заключение совещания руководители российских автотранспортных предприятий приняли резолюцию к законодательным и исполнительным органам власти РФ о необходимости скорейшего принятия «Закона об автотранспортной деятельности», проект которого рассматривается уже два года.