Posted 16 февраля 2010,, 18:36

Published 16 февраля 2010,, 18:36

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

Автоперевозчики Поволжья договорились улучшить работу общественного транспорта

16 февраля 2010, 18:36
Масштабное событие состоялось в столице Башкирии на минувшей неделе. В Уфу съехались общественные организации, объединившие автоперевозчиков всей страны, главы региональных автотранспортных предприятий, а также руководители транспортных министерств и ведомств Приволжского федерального округа. Решение о проведении столь крупного мероприятия в Башкортостане принял президент Российского автотранспортного союза Михаил Козлов. Межрегиональное совещание автоперевозчики посвятили решению проблем транспортной отрасли страны.

Пассажиру быть бы живу

Представители автопредприятий Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, Свердловской, Челябинской, Самарской, Саратовской, Ульяновской, Пермской и Оренбургской областей обсуждали, как сохранить автомобильный транспорт в России.

Как утверждает глава Российского автотранспортного союза Михаил Козлов, «транспортные проблемы в стране достигли критической отметки, в то время как в России нет реально работающей законодательной базы, способной регулировать автоперевозки».

- Решить эти проблемы мы можем только сами, - констатировал Михаил Иванович. – Государство самоустранилось от решения задач автоперевозчиков, два года дорабатывая федеральный закон об автомобильном транспорте. Кризис только усугубил положение. И пока нормативной базы не существует, следует объединяться, чтобы определить полномочия и статус каждого работающего на этом рынке.

Глава российского автотранспортного союза считает, что выходом из создавшегося положения может быть появление в регионах добровольных саморегулируемых организаций, которые могли бы защитить перевозчиков от недобросовестных конкурентов, дезорганизованности, а также противодействия властей и диктата криминальных структур.

- Рынок автоперевозок становится криминализированным, - говорит г-н Козлов. – На это поле сегодня выходят люди, которые не желают платить налогов, соблюдать какие-либо нормы и правила перевозок, и вакханалии на этом рынке цивилизованные автопредприятия в состоянии противостоять только сообща.

- Самый острый вопрос, который меня волнует – это борьба с «пиратами» – частными извозчиками, перебивающими пассажиров у автотранспортных предприятий, - рассказывает заместитель начальника Управления пассажирских перевозок Саратовской области Антон Мантуров. - Ведь заказные междугородные перевозки практически не контролируются – они стихийно перевозят пассажиров между населенными пунктами, а в каком состоянии водитель и машина – не знает никто. Хотелось бы услышать, какие меры предпринимает государство для борьбы с автопиратами.

Проблемы рынка автоперевозок заставили переживать многих собравшихся в Уфе.

- Исполнительная власть должна включать в зону особого внимания существование общественного транспорта, иначе она потеряет остальные отрасли, которые немыслимы без регулярного автосообщения, - уверен глава челябинского автовокзала Владимир Руськин. – Очень тяжело выживать в условиях, когда власти считают, что на рынке автоперевозок должна существовать конкуренция, и позволяют перевозить пассажиров всем, кто пожелает.

- «Браконьеров» я, конечно, понимаю: многие люди в кризис потеряли работу и вынуждены садиться на свою «шестерку», которая стояла в гараже лет пять, - рассуждает директор объединения пассажирских перевозок Оренбужья Сергей Некрасов. – И вот такой водитель, который отработал смену на заводе, подъезжает к автовокзалу и зарабатывает деньги нелегальным извозом. Вокзал, конечно же, теряет прибыль, не говоря уже о том, что неимоверному риску подвергаются пассажиры.

- Поскольку в транспортной сфере сложился правовой вакуум нормативного регулирования, складывается ощущение, что государство занято развитием только железных дорог и авиации, а автоперевозок будто бы и не существует, - сетовали собравшиеся.

- Перевозчикам надо объединяться и создавать советы, чтобы предоставить пассажиру единую услугу на территории всей России, - уверена глава объединения «Автовокзалы и автостанции Самарской области» Фэния Хакимова.

Получится ли, если власти не идут навстречу перевозчикам?

Долг колесом опасен

Впрочем, гости республики обнаружили в Башкирии многое из того, о чем они только мечтают. По словам главы российского автотранспортного союза Михаила Козлова, именно поэтому руководители автотранспортных предприятий страны собрались в Уфе.

- В республике автотранспортная отрасль активно развивается и движется вперед, - рассказывает г-н Козлов. – Башкирия – один из немногих регионов страны, где автоперевозчик работает в цивилизованных условиях, не только сохранив весь транспорт, но и развивая инновационные технологии, такие как система мониторинга за автопарком ГЛОНАСС/GPS и форма безналичной оплаты проезда с помощью бесконтактных пластиковых карт.

Любопытно, что совмещение тотального спутникового контроля автопарка с финансовым учетом существует только в Башкирии. Многие гости с восторгом восприняли эту систему, которая не только позволяет экономить расходы автопредприятий, но и создает максимальные удобства для пассажиров.

- Надо признать, что «Башавтотранс» ушел от всех нас на 10 лет вперед, - говорит заместитель начальника транспортного отдела транспортного ведомства Оренбурга Николай Ионов. – Башкортостан – наши соседи, но Оренбургской области далеко до европейских норм автоперевозок, которые существуют в вашем регионе. Белой завистью завидуем, честное слово.

- В «Башавтотрансе» давно перешли от слов к делу и используют все возможности, чтобы сделать обслуживание пассажиров еще лучше, - говорит заместитель руководителя департамента транспорта Самары Анатолий Рудзинский. – То, что мы увидели, нас поразило. Можно сказать, что если башкиры не впереди планеты всей, то первые в транспортной отрасли – точно.

- Считаю, что положительный опыт пассажирского автотранспорта Башкирии подлежит изучению и тиражированию, - соглашается директор Сосновского АТП Челябинской области Сергей Домнин. - Сотрудникам «Башавтотранса» подконтрольны абсолютно все параметры автотранспорта. Такой централизации нет ни в одном регионе.

Любопытно, что в день сбора автоперевозчиков страны в разных регионах России произошли события, лишний раз подтверждающие, что проблемы выживания общественного транспорта стоят в стране особенно остро.

Так, в Саратове депутаты местной облдумы обратились к губернатору с просьбой прекратить за ненадобностью деятельность управления пассажирских перевозок, специально созданного местным транспортным министерством. Народные избранники пришли к такому кардинальному решению после отчета местной счетной палаты, проверившей эту структуру. Управление, служащее «прокладкой» между саратовским Минтрансом и фирмами, занимающимися перевозкой льготников, вместо того чтобы справедливо распределять бюджетные «социальные» средства, тратит деньги на комфортную жизнь для своих работников, покупая турпутевки и содержа громоздкий бюрократический аппарат. На заседании областной думы и народные избранники, и прокуроры добрым словом вспомнили опыт электронного учета льготников.

- Если б подобная система действовала в Саратове, у нас никаких проблем бы не возникало, и мы сэкономили массу денег, - говорит председатель местной счетной палаты Андрей Саухин.

В этот же день в Казани забастовали пассажирские перевозчики, требуя поднять стоимость проезда до 25 рублей. По словам татарстанских извозчиков, именно такова себестоимость проезда в регионе, и пока цена билета намного ниже, они несут огромные убытки. Интересно, что бастовавшие контролируют более половины рынка автоперевозок в Татарстане.

- В свое время татарстанские власти навязали нам китайские автобусы, потребовав, чтобы все автокоммерсанты обновили свои автопарки именно этими несовершенными транспортными средствами, - рассказал журналистам один из организаторов акции Алексей Богачев. – Мы еще несколько лет назад предрекали подобный исход событий. Как только грянул кризис, китайская техника, не приспособленная к российским условиям, начала ломаться, требуя все новых и новых вложений. Между тем, городские власти, навязавшие автоперевозчикам "китайцев", издержки компенсировать не торопятся.

- Проблемы перевозчиков для пассажирских предприятий одинаковы во всех регионах, - рассуждает Сергей Домнин. - Уровень и подход к решению этих проблем – разный. Все зависит от воли исполнительной власти. Почему возникли проблемы у перевозчиков? В первую очередь, от снижения доходов. Соблюдая все технические регламенты и требования по безопасности, предприятия сталкиваются с проблемами себестоимости. Кто-то покупает землю, набирает персонал, строит транспортную инфраструктуру, в общем, играет по правилам. А кто-то получает номер, выезжает и сразу делает прибыль.

- Сегодня проблемы у всех перевозчиков одинаковые, но в Башкирии автотранспортники научились не только улучшать услуги для пассажиров, но и оптимизировать все расходы, - объясняет необходимость внедрения новых технологий во всех регионах глава ОАО «Марийскавтотранс» Александр Макаров. – Потому в республике держатся невысокие цены на проезд.

По словам же г-на Домнина, в первую очередь власти должны понять, что несанкционированные автокоммерсанты не должны получать доступа к транспортному обслуживанию населения, а иначе цивилизованным перевозчикам никогда не заработать на технические новинки.

- Надо стремиться, чтобы рос статус общественного транспорта, как это сегодня сделано в Башкирии, - заключает Сергей Иванович.

Дать по газам

- Ни для кого не секрет, что передовым технологиям «Башавтотранса» приезжают учиться со всей России, - говорит глава башкирского отделения Российского автотранспортного союза Владимир Ноздрянин. – В Башкирии никому не отказывают: ведь чем увереннее будет себя чувствовать автотранспортная отрасль страны, тем комфортнее будет ее населению. Всем известно: как только исчезает общественный транспорт – жизнь в любом населенном пункте замирает. Задача сохранить стратегическую отрасль сегодня стоит на повестке дня в каждом регионе России. И нет ничего удивительного, что многие автоперевозчики и руководители транспортных министерств ищут возможности снизить отраслевые затраты и улучшить качество услуг.

- Побывал во многих регионах и считаю, что в Башкирии наибольший порядок в перевозках, хотя из разговоров с коллегами стало понятно, что и тут проблем хватает. Но таких проблем, как из разряда «нам бы ваши заботы», - улыбается Сергей Домнин.

- Общественный транспорт в Башкирии может претендовать в России на роль образцового благодаря частно-государственному партнерству, - уверен глава «Чувашавтотранса» Владимир Гриднев. – Кооперация властей с автоперевозчиками дает потрясающие результаты.

- Попытаемся в Магнитогорске внедрить систему «электронный кошелек» и составление расписания движения автобусов в автоматическом режиме, когда программа сама рассчитывает временной интервал и необходимость в том или ином направлении в зависимости от «часов пик», - говорит замдиректора по перевозкам МУП «Магнитогорский городской транспорт» Дмитрий Золотов. - Думаю, что в скором будущем такая система и у нас появится.

- Приятно удивило, что все технические программы развития общественного транспорта поддерживаются местными властями, которые обращают пристальное внимание на развитие этой сферы услуг, - признает президент Ассоциации автовокзалов, автостанций и междугородных перевозчиков Челябинской области Станислав Новичихин. - Мне было интересно посмотреть, на каком уровне находятся те инновационные идеи, которые озвучивались многими предприятиями страны, но воплотили только в «Башавтотрансе». Сегодня многое из того, что еще три года назад было фантастикой, стало в Башкирии реальностью: и гибкая тарифная политика, внедрение социальных, студенческих и школьных электронных карт для оплаты проезда, и спутниковая навигационная система, совмещенная с финансовым учетом. Здорово, что наши коллеги достигли такого высокого уровня, нам остается перенимать опыт.

Обсуждение возможности создания добровольных саморегулируемых организаций вызвало в зале много споров. Большая часть прибывших в Уфу уверены, что до появления российских законодательных актов глупо разрабатывать собственные правила игры.

В заключение совещания руководители российских автотранспортных предприятий приняли резолюцию к законодательным и исполнительным органам власти РФ о необходимости скорейшего принятия «Закона об автотранспортной деятельности», проект которого рассматривается уже два года.

"