Posted 15 октября 2020,, 03:00

Published 15 октября 2020,, 03:00

Modified 17 октября 2022,, 21:42

Updated 17 октября 2022,, 21:42

Кошелек или жизнь. В Башкирии в погоне за бюджетами ФОМС больницы рискуют пациентами

15 октября 2020, 03:00
По данным Mkset, перед лечебными учреждениями республики поставлена задача форсировать выполнение планов по госпитализации и диспансеризации пациентов с целью выполнения планов по освоению средств, выделенных Фондом обязательного медицинского страхования.

Пожилую супружескую пару из Белебея проводили в последний путь в черных непроницаемых мешках совсем недавно. Алексей Иванович и Антонина Николаевна С. (имена изменены по просьбе родственников) прожили вместе 53 года и ушли из жизни практически друг за другом.

Папе было 79 лет, а маме — 72 года. Папа, конечно, болел. Он был инсультник, а мама вела вполне активный образ жизни. В этот раз в больницу сначала попала мама из-за проблем с сердцем. Она сама обратилась за помощью к врачам. А папа, как инсультник, попал в стационар по плановой госпитализации. Их выписали вместе, мы их вместе привезли домой, а потом уже дома у обоих резко поднялась температура. Вызвали скорую. Врачи их осмотрели и увезли в инфекционный госпиталь. Больше мы маму и папу живыми не видели, рассказала Mkset дочь скончавшихся пожилых белебеевцев.

Женщина пока не знает точно, были ли её родителям поставлены диагнозы «пневмония» или «коронавирус».

Родственники Алексея Ивановича и Антонины Николаевны С., потерявшие сразу двух близких людей, слишком шокированы, чтобы вести сейчас споры с больницей. Возможно, они займутся этим чуть позже. Не исключено, что они будут не единственными, кто посчитает, что их близкие стали жертвами «гонки за планом».

Примерно с 10 октября в больницу стали поступать по новой с признаками ОРВИ пациенты, которые до этого проходили лечение в терапевтическом отделении по другим поводам, — с гипертонией, гастритом, а также сердечники, диабетики. Среди пациентов инфекционного госпиталя оказалась также 66-летняя терапевт с подтвержденным заражением коронавирусной инфекцией.

На прошлой неделе скончалась ее ровесница и коллега — терапевт, заразившаяся Covid-19 предположительно при осмотре местных стоматологов, также подхвативших вирус.

«Всё идет по плану»

Многие собеседники Mkset считают, что такая вспышка заболеваемости объясняется не только сезонностью, но и проведенной во второй половине сентября плановой госпитализацией пациентов.

Ранее сотрудник больницы на анонимной основе рассказал нашему изданию, как на оперативках руководство клиники инструктировало подчиненных: «Давайте, заполняйте больницу, а то без зарплаты останемся в декабре».

Нам твердили об этом и на утренних летучках, и в рабочие чаты сбрасывали прямые указания активизировать плановую госпитализацию, чтобы успеть освоить средства ФОМС (Фонда обязательного медицинского страхования — ред.), иначе больнице урежут бюджет на следующий год, а мы сами потеряем зарплату. Говорили, такое указание поступило из минздрава, пояснил Mkset источник, знакомый с ситуации.

Наш собеседник не берется судить, случайно ли такая активная госпитализация совпала с вспышкой пневмонии и ковида. По его мнению, это должны выяснять компетентные органы.

Но, на мой взгляд, такое совпадение не случайно. Видимо, во время госпитализации пропустили одного, у которого был ковид в инкубационном периоде или протекал бессимптомно, и потом люди начали массово болеть. Вот так — хотели денег заработать, как было и в РКБ весной, считает источник.

Через пару дней после нашей предыдущей публикации, руководство Белебеевской ЦРБ отменило распоряжение об усиленной плановой госпитализации. По словам источника, больница и так переполнена больными с признаками ОРВИ и пневмонии.

К нам везут не только с Белебея, но и из Бакалов, Шарана, Буздяка и даже с Оренбургской области. Сначала ставили дополнительные койки в палаты, уплотняли их по максимуму, сейчас начали освобождать кабинеты — физкабинет, кабинет старшей медсестры для пациентов. Больных уже кладут в коридор и даже в ванную. Дежурант (дежурный врач — ред.) в среднем каждый сутки принимает по 30 новых пациентов. Сейчас в инфекционном госпитале — больше ста человек, в провизорном — около полусотни. При этом на каждого терапевта в получается в среднем по 35 пациентов. Лекарств не хватает, в основном родственники покупают их сами и приносят пациентам, дополнил источник.

Похожими впечатлениями поделились сотрудники других стационаров.

— Нам план зверский минздрав добавил. По 700 человек в месяц на одного врача. Приказ от минздрава РФ, общий план поделен на всех врачей. Как ни кричи, ни возмущайся, их не волнует, надо выполнять! — выразили свое возмущение медики из Салавата и в подтверждение своих слов предоставили скриншот переписки из служебного чата.

Похожая информация постоянно проскакивает в социальных сетях.

Недавно меня крайне возмутила новость о том, что в детской поликлинике на улице Мира назначена массовая флюорография для школьников. И это в самый пик заболеваемости, когда все рентген-аппараты перегружены, когда педиатры зашиваются на приеме больных! Зачем это делать в период, близкий к объявлению карантина? Чтобы те, кто еще не заболел, точно заболели? написала в соцсетях хирург из Уфы Арина Мельникова.

Она тоже предположила, что речь идёт о выполнении объемов и осваивании денег, выделенных на диспансеризацию. Но как врач, работающий непосредственно в ковидном госпитале, задалась резонным вопросом: «Почему выполнять план нужно за счет здоровья людей?».

— И так уже всё на грани. Зачем доводить ситуацию до абсурда? Не по-ни-ма-ю! — высказалась доктор Мельникова.

Претензии к взаимоотношениям с ФОМС есть и у представителей службы скорой помощи.

У нас в скорой помощи также возникает то и дело вопрос о «планах ФОМС». И куда уже мы только не обращались, просили, чтобы скорую помощь вывели из этой непонятной системы планового финансирования или же пересмотрели его принципы! Потому что экстренная служба не может находиться в таких условиях! Так не должно быть! Ни в Москве, ни в Питере этого нет, — говорит медсестра-анестезистка реанимационной бригады скорой помощи в Уфе Тамара Прига.

По её словам, недавно появилась информация, что ФОМС может урезать финансирование скорой помощи в связи с тем, что та «не выполняется план вызовов». Медики связывают это опять же с применением прежних стандартов к нынешней весьма нестандартной ситуации.

- Раньше, до пандемии, у скорой помощи на вызов уходило 40-60 минут. Сейчас количество вызовов не уменьшилось точно, а скорее, наоборот, — констатирует Тамара Прига.

Она привела пример: сейчас на линии работают эпидемиологические и реанимационные бригады, которые занимаются ковидными больными. Нельзя не учитывать, что медикам нужно одеть СИЗы, доехать до пациента, оказать помощь, при необходимости госпитализировать его с учетом пробок на дорогах, а потом снова переодеваться. Порой на это уходит до 2,5 часов. Новые вызовы подхватывают освободившиеся бригады.

Получается, ФОМС решил наказать скорую помощь за то, что она тратит много времени на больных людей? В таком случае мы не можем понять: почему ФОМС решает, сколько времени нам тратить на пациентов, и, соответственно, сколько выплачивать скорой помощи? возмущены представители службы скорой помощи.

Слишком похоже на ситуацию в РКБ

Редакция Mkset отправила официальные запросы в Минздрав Башкирии и Территориальный Фонд медицинского страхования с просьбой прояснить ситуация с плановой госпитализацией и диспансеризацией в условиях опасности заражения коронавирусом и пневмонией.

ТФОМС нам пока не ответил. Из минздрава поступил ответ за подписью заместителя министра Гульнары Зиннуровой о том, что «в связи с большим количеством вопросов и необходимостью сбора информации ответ будет дан в срок до 23.10.2020 г.».

В ожидании официальных ответов мы попросили прокомментировать ситуацию с юридической и морально-этической точек зрения уфимского адвоката Урала Хамзина, который сам является родственником погибшего пациента. Отец Урала скончался весной после заражения коронавирусом в РКБ имени Куватова, куда он также поступил на плановую госпитализацию.

В сегодняшней ситуации должностные лица лечебных учреждений и Минздрава, если они настаивают на продолжении плановой госпитализации, в целом берут на себя большую ответственность, считает Урал Хамзин.

Он упомянул приказ Министерства здравоохранения РФ N 198н от 19 марта 2020 года, которым на руководителей медорганизаций и на медперсонал накладывались серьезные обязательства. Этим приказом Минздрава, а также постановлениями Главного санитарного врача России был регламентирован комплекс необходимых мероприятий при выявлении в стационаре пациентов с клиническими проявлениями ОРВИ и симптомами COVID-19. В числе прочих мероприятий шла речь и о приостановлении плановой госпитализации.

Если бы в марте и апреле этого года прежнее руководство РКБ имени Куватова меньше думало об освоении средств ФОМС и при появлении первого пациента с пневмонией выполнило весь комплекс нужных мероприятий, тогда бы удалось избежать трагедии. Таким образом сейчас врачи в погоне за планом реально могут повторить печальную судьбу РКБ, констатирует адвокат Хамзин.

К сожалению, никто так и не привлечен к уголовной ответственности по факту массового заражения коронавирусной инфекцией пациентов и врачей весной в РКБ им Куватова, когда там реально погибли люди. Следком, несмотря на заявления родственников погибших пациентов, отказал в возбуждении уголовного дела. Таким образом, по мнению Урала Хамзина, был создан опасный прецедент.

Медиков, которые пытаются «гнать план», пусть с большой натяжкой, но тоже можно понять. С правовой точки зрения, есть соответствующий бюджет ФОМС, заложенный на этот календарный год, и его нужно освоить. Необходимость обязательного освоения этих средств связана с тем, что в противном случае будет существенно урезан бюджет лечебного учреждения на следующий календарный год, объясняет Урал Хамзин, как юрист.

Очевидно, что, начиная с весны, плановому освоению больницами бюджетов ФОМС помешала пандемия. Произошел сбой работы лечебных учреждений на время карантина. Многим пациентам весной отказывали в госпитализации, когда они нуждались в плановой и даже срочной госпитализации.

Напомним трагическую историю гибели 19-летнего Ранэля Шамсутдинова, у которого была диагностирована опухоль мозга. Парень погиб, потому что, по словам родственников, его не приняли на лечение в РКБ имени Куватова, где был заперт в условиях карантина нужный лечебный аппарат. А поездка в другой регион или за границу была не возможна.

Судя по всему, коронавирусная эпопея закончится нескоро. Её вторая часть набирает обороты. И всё чаще в соцсетях раздаются призывы не только заботиться о здоровье, но и оставаться при этом нормальными людьми.

"