Posted 15 августа 2020,, 05:48

Published 15 августа 2020,, 05:48

Modified 17 октября 2022,, 21:42

Updated 17 октября 2022,, 21:42

Некому лечить, некому учить: почему в Башкирии не хватает врачей и учителей

Некому лечить, некому учить: почему в Башкирии не хватает врачей и учителей

15 августа 2020, 05:48
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Причины кадрового голода в обеих сферах деятельности в республике примерно одинаковые.

Весной этого года национальное агентство развития квалификаций и ВЦИОМ представили данные о существующих и перспективных квалификациях в экономике России. По шкале дефицитности учитель набрал 86%, врач — 84%. Башкирия от общероссийских трендов не отстает и с каждым годом незаметно отмечает собственный дефицит специалистов в этих сферах деятельности.

Реанимация медицинских кадров

— Сегодня республике недостает 1407 врачей (297 терапевтов, 208 педиатров, 130 онкологов, 84 акушера-гинеколога). В Благоварском, Мишкинском, Благовещенском, Иглинском и Хайбуллинском районах — острый дефицит специалистов первичного звена. Есть территории, где на вес золота кардиологи, эндокринологи, педиатры, — подчеркивает сотрудник Института стратегических исследований АН РБ Римма Ахметьянова.

Научный сотрудник Института социально-экономических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН Юлия Мигунова, анализируя ситуацию медицинских кадров в Башкирии в 2007–2017 гг., подчеркивает, что за 10 лет обеспеченность населения врачами снизилось на 4,6%. Максимальное значение было в 2007 г. (43,1 чел. на 10 тыс. населения), минимальное — в 2016 г. (41 чел. на 10 тыс. населения), то есть количество врачей эти 10 лет медленно снижалось и остановить эту тенденцию не удалось. Это способствовало тому, что Башкирия оказалась в числе регионов со значениями этого показателя ниже общероссийского, сформировался дефицит врачебных кадров. По словам аналитика, нынешняя ситуация свидетельствует не только о нехватке медицинских кадров, но и об отсутствии механизма их рационального распределения в республике.

— В последние годы государство меняет кадровую стратегию в сфере здравоохранения. В числе мер по обеспечению кадрами есть изменение и разработка типовых отраслевых норм труда в сфере здравоохранения, то есть устранение совместительства, следовательно — и высокой нагрузки на врача. По оценкам специалистов, вместо обслуживания участка в 1700 человек, положенного по федеральному нормативу, во многих регионах участковые терапевты обслуживают по 3000-3500 человек.

Стоит добавить, что проблема совместительства тесно связана с другой проблемой в сфере здравоохранения — низкой зарплатой. Руководитель департамента исследований в медицине и фармацевтике »MAR Consult» Ксения Медведева приводит в сравнение актуальные данные: в Германии зарплата врача более чем в 2 раза выше среднего уровня зарплаты по стране, в США — в 5 раз, в России — в 1,1-1,5 раза, при этом сравнивать уровень дохода врачей в России и странах Запада в деньгах «вообще смысла не имеет — это числа разного порядка». Эту проблему должен был решить один из майских указов Владимира Путина, в рамках которого к 2018 году средняя зарплата врачей должна была повыситься до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.

Но что-то пошло не так (с зарплатами в России и в Башкирии, в частности, вечно что-то не так): по мнению главы Национальной медицинской палаты, сопредседатель Центрального штаба ОНФ, доктора Леонида Рошаля, поручение президента России привело не к увеличению госрасходов на зарплату, а к придуманной финансистами «оптимизации со всеми негативными последствиями», которая не смогла ни решить кадровый голод в сфере здравоохранения, ни повысить престижность профессии врача.

— К сожалению, сейчас все чаще врач воспринимается не как специалист, эксперт, а как сотрудник сферы обслуживания, — отмечает Ксения Медведева. — Такие убеждения формируются не за один год, и поменять их быстро не получится, это очень похоже на ситуацию с учителями.

В контексте неутихающей борьбы против коронавируса в Башкирии стоит подчеркнуть, что за 2010–2017 гг. в регионе на 75% снизилась обеспеченность населения по врачам санитарно-эпидемиологической группы, на 40% — по врачам скорой помощи.

— Во главе угла планирования врачебных кадров, которое будет основываться на продуманной образовательной стратегии, должны стоять потребности системы здравоохранения, а не показатели приема и возможности медицинских вузов, — добавляет Юлия Мигунова.

Учебная тревога

По словам ректора БГПУ им. М. Акмуллы Салавата Сагитова, в 2019 году в республике не хватало около 1500 школьных учителей, к началу текущего года сообщалось уже о 2,2 тыс. преподавателей. В качестве решения было запланировано, что в регионе будет введено целевое обучение для учителей. В частности, после обучения в БГПУ выпускники должны будут отработать в местных школах не менее трех лет. Таким образом, кадровые «заплаты» нового поколения появятся в регионе лишь через 5 лет. Откуда будут брать учителей до 2024 года — пока неизвестно.

Пандемия, которая отправила образовательный процесс в онлайн, показала, что региону нужны не только педагоги, талантливые в плане работы с учениками, но и хорошо владеющие цифровыми инструментами (не говоря про уже про хороший интернет). А с этим есть небольшая проблема: согласно статистике, приведенной ректором, работающих молодых учителей (не старше 25 лет) в регионе всего 3%, основную часть — чуть больше половины всех учителей республики — составляют преподаватели от 40 до 54 лет, каждый четвертый преподаватель Башкирии — пенсионер.

Одним из ключевых вопросов, бьющим по престижности профессии учителя, остается низкая зарплата. Конечно, согласно подведенным итогам выполнения майских указов все того же 2012 года, в Башкирии удалось сравнять зарплату учителей со среднерегиональным трудовым доходом и даже перевыполнить план. Например, согласно данным Башстата, педагоги в общеобразовательных учреждениях во втором квартале 2019 года в среднем получали 31,9 тыс. руб. Тем не менее пресс-служба министерства семьи, труда и соцзащиты населения РБ отмечала, что предлагаемая заработная плата для учителей варьируется от 13 до 25 тыс. руб.

— Есть школы, где формально вакансий нет, но учителя работают на полторы-две ставки, берут непрофильные для себя предметы, — подчеркивала министр просвещения России Ольга Васильева. — Такая статистика есть по каждой школе, и проблему мы видим. Наиболее остро она стоит в Чеченской Республике, Дагестане, Башкортостане, Краснодарском крае, Иркутской, Новосибирской, Челябинской, Свердловской, Ростовской и Московской областях.

Директор СОШ с. Алкино-2 (Чишминский район) Маргарита Батршина приводит характерный пример загруженности преподавательского состава: согласно дневнику, который учителя вели в течение одной четверти, все они перерабатывали от 0,5 до 1,2 ставки вдобавок к своему рабочему времени.

— По данным ВЦИОМ, профессия учителя по критериям престижности находится на последнем месте, — отмечает Маргарита Батршина. — Непрестижность этой профессии в России обусловлена большой загруженностью и высокой бюрократизацией процессов, а также невысокой зарплатой. Эти проблемы касаются и нашего коллектива. Большое количество времени занимает разработка рабочих программ и подготовка к урокам по требованиям современных ФГОС, проверка работ и т. д. Учитель начальных классов проверяет 1,5 тысячи рабочих тетрадей в месяц и получает за это 1268 рублей. Также практически каждый учитель является классным руководителем и ведет воспитательную работу. Кроме того, при том, что наполняемость сельских школ — примерно по 14 человек в классе, у нас учится от 20 до 30 ребят. Соответственно, учитель вынужден тратить свое свободное время, чтобы работать с переполненным классом. При этом оплата классного руководителя на одного ученика составляет 84 рубля.

Исполняющий обязанности ректора Института развития образования РБ Азат Янгиров связывает дефицит врачей и учителей в республике с тем, что большая доля выпускников Башкирского педагогического и медицинского университетов не работают по специальности. То есть республика тратит свои ресурсы, чтобы обучить молодых специалистов, а это в итоге оказывается лишним — студенты либо переучиваются, либо уезжают из региона, где полученная специализация оказывается востребованной.

В этом контексте стоит подчеркнуть, что ухудшающаяся тенденция обучения «бесполезных специалистов» в Башкирии тоже никак не может остановиться: неэффективная система образования, устаревшее и стереотипное понимание абитуриентов востребованных профессий в регионе, дефицит рабочих мест на местном рынке труда при отсутствии спроса на отдельные профессии из-за отраслевой специфики региона — все это в общей сумме приводит к «утечке мозгов», причем самых лучших, и к кадровому голоду.

"