Posted 15 июля 2007,, 17:51

Published 15 июля 2007,, 17:51

Modified 10 ноября 2022,, 19:05

Updated 10 ноября 2022,, 19:05

Как «обезвредить» центральные магистрали Уфы?

15 июля 2007, 17:51
Уфа, как и вся республика, готовится к 450-летнему юбилею добровольного вхождения Башкирии в состав России. Непосредственно до самого празднования остались считанные месяцы. И если сейчас все больше говорят и пишут о строительстве и вводе в эксплуатацию новых объектов инфраструктуры, которые в октябре планируют презентовать жителям Башкирии и ее гостям, то о ситуации на дорогах столицы республики-юбиляра вспоминают не так часто, как хотелось бы. Не исключено, что власти полагают, что во время торжеств в центре города будет ограничено движение, и считают эту меру достаточной. Однако транспортные потоки в миллионном мегаполисе полностью не парализуешь, даже в праздничные дни уфимцы будут ездить на работу или на народные гулянья.

Несколько месяцев назад в администрации городского округа всерьез заговорили о том, что в мэрии рассматривается возможность ограничения движения «ГАЗелей» в центре столицы. Однако критерии, по которым это движение будут ограничивать, не озвучивались. Может быть, их нет вовсе? Между тем, во многих крупных российских городах эту проблему научились решать.

Транспорт в нашей стране, как известно, - главный загрязнитель воздуха. Башкортостан не является исключением. В целом по региону доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу в прошлом году составила 64,5%, а в Уфе и того выше.

Экологи утверждают, что каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу с отработавшими газами около 200 различных химических компонентов. Все они могут стать причиной смертельных заболеваний – рака и лейкемии. Без сомнения, это представляет серьезную угрозу здоровью населения.

В современном цивилизованном городе невозможно отказаться от автотранспорта и пересадить всех в конные экипажи. А вот снизить негативные выбросы вполне реально.

Еще в 2005 году правительство РФ утвердило специальный технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". Согласно нему весь автотранспорт в стране подразделяется на шесть экологических классов от нулевого до пятого. Причем выпуск и импорт машин нулевого и первого класса в государстве запрещен с 2006 года. Однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров. С января будущего года «в обращение на территории РФ» будут вводиться машины не ниже третьего экологического класса или «Евро-3», еще через два года – четвертого («Евро-4»).

Заметим, что в республике пока нет современного закона, регулирующего транспортную сферу, что уж говорить об отсутствующих уфимских муниципальных актах. Поэтому-то и ездят по дорогам столицы Башкирии машины, даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня, подвергающие опасности жизни пассажиров, загрязняющие окружающую среду и уродующие облик города.

Полезный опыт, на наш взгляд, наработан в Первопрестольной. Там, например, все микроавтобусы, работающие в качестве маршрутных такси, обязали соответствовать действующим в России экологическим требованиям. В Москве перевозка пассажиров на вновь регулярных городских линиях должна осуществляться только автобусами и "маршрутками", соответствующими требованиям экологического класса «Евро-2 и выше». А с 1 июля 2008 года на маршруты станут выпускать только те автомобили, которые соответствуют еще более жестким нормам "Евро-3".

Кроме того, в Москве всерьез рассматривается инициатива запрета въезда в город пассажирских машин, не соответствующим стандарту «Евро-2», какими, в основном, являются междугородные и межрегиональные рейсовые автобусы.

Справедливости ради нужно сказать, что в самой российской столице лишь 15-18% автомобилей соответствуют стандартам «Евро-2» и «Евро-3». Поэтому московские власти взялись за наведение порядка на улицах пока только с пассажирского транспорта.

Резонно предположить, что в Уфе экологически чистых машин еще меньше. Однако именно автобусный парк в столице Башкирии, пожалуй, самый обновляемый. Понятно, что убрать все старые автобусы с городских дорог – дело пяти, а может даже и десяти лет. Но Уфе по силам организовать движение по «красной линии» и центру автобусов экологического класса не ниже второго, а значит, по крайней мере, нестарых и безопасных. Не прошедших такое сито отбора – не снимать с линий, а отправить обслуживать второстепенные маршруты.

При этом не нужно будет зацикливаться на марке: тот же «ГАЗ» давно выпускает микроавтобусы, соответствующие экотребованиям. Что же касается автобусов, завезенных из-за границы, то здесь тем более нет причин для опасений: в Европе выпускаются автомобили, соответствующие стандарту не ниже Евро-2, с 1996 года.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"