Posted 15 февраля 2005,, 19:07

Published 15 февраля 2005,, 19:07

Modified 10 ноября 2022,, 19:14

Updated 10 ноября 2022,, 19:14

Обули. Три четверти обуви, проверенной госторгинспекторами на потребительском рынке Башкирии, оказались бракованными

15 февраля 2005, 19:07
Главное предназначение торговли - удовлетворять потребности жителей республики в товарах. Вторая же функция работников прилавков, доставшаяся в наследство от советских времен и идущая в дополнение к первой, - провести процесс купли-продажи с наибольшей выгодой для себя и с наименьшей для потребителя. А вот основная задача Государственной торговой инспекции (ГТИ) - не допускать нарушений на потребительском рынке и защищать права покупателя, который, как известно, всегда прав.
Сотрудники Управления ГТИ по Башкирии подвели итоги деятельности в прошлом году и сами пришли в уныние от того, как работает большинство проинспектированных точек. Проверено 3382 предприятия торговли, и в 3145 из них (93 процента от общего количества) выявлены серьезные нарушения, главными среди которых стали обсчет и обвес, расчеты без применения кассовых аппаратов, ущемление прав покупателей на получение полной и достоверной информации о реализуемом товаре и предоставляемой услуге, продажа недоброкачественной, контрафактной, фальцифицированной и испорченной продукции, а также реализация товаров без сертификатов сооответствия и докуметов, подтвержающих их качество и безопасность. Сумма наложенных штрафов превысила 11,6 миллиона рублей. А 102 дела было передано в суды.В качестве отрадных фактов инспекторы отметили снижение случаев продажи товаров или оказания услуг без контрольно-кассовых машин - 23,7 процента против 30,1 в прошлом году, а также то, что обсчитывать, обвешивать и обмеривать покупателей продавцы стали реже (35,4, а не 43,1 процента, как в 2003-м). Зато схватились за голову, когда подсчитали, сколько товаров ненадлежащего качество или с нарушением санитарных правил - 82,5 процента во всех проведенных проверках. Из промтоваров инспекторы чаще всего браковали обувь (абсолютный лидер - с прилавков снимали три пары туфель, ботинок или сапог из четырех), парфюмерию и косметику, бельевой и верхний трикотаж, чулки, носки и колготки. Если составлять рейтинг отравы, продаваемой на продовольственных прилавках, пальму первенства держит сливочное масло, затем идут мясо птицы, сыры всех видов, хлеб и хлебобулочные изделия, макароны, минеральная вода, пиво, кондитерские изделия, чай, рыбные консервы и пресервы, маргарин, молочные консервы. Определили госторгинспекторы и чемпиона-оптовика по поставке испорченного съестного. Им стал склад предпринимательницы Беловой на Стерлитамакской межрайбазе Башпотребсоюза - там было забраковано около двух тонн сливочного масла, почти тонна сыров, около двух тысяч банок молочных консервов.Более требовательными стали покупатели, отстаивая свои права. Если же торговля отказывалась добровольно, обиженные потребители шли прямиком в Госторгинспекцию, поступая абсолютно правильно. Ведь каждая жалоба в ГТИ проверяется в обязательном порядке. Так, например, одна уфимка сдала в ремонт в компанию мягкий диван. Мало того что мебельщики выполнили заказ на восемь дней позже оговоренного срока, но и софу некачественно. У предмета домашней обстановки оказались провалы на поверхности сиденья и место стыковки его со спинкой не имело плавного перехода. После вмешательства сотрудников Госторгинспекции ликвидировали брак в работе и даже доплатили клиентке - она получила 1000 рублей в качестве неустойки. Кроме того, на мебельщиков был наложен штраф.На отвратительную кормежку пожаловались в ГТИ пациентки гинекологического отделения железнодорожной больницы в столице Башкирии. Инспекторы оперативно проверили пищеблок клиники и обнаружили массу припрятанных сэкономленных продуктов 14 наименований - мясной фарш, растительное и животное масло, яйца, чай, крупы, макароны и т.д. Большинство продуктов сотрудники госпитальной кухни уже заботливо разложили по сумкам. Неудивительно, что обед для больных в день проверки оказался <сокращен> на 70,2 процента за счет неполновесных блюд. Но больше всего инспекторов поразил <плов с="" запахом="" мяса="">, приготовленный для пациенток гинекологического отделения. Заботящиеся о здоровье женщин кулинары забыли положить в узбекское национальное блюдо практически всю говядину, которой в огромном казане оказалось лишь полкило. Недовложение основного продукта составило 84 процента!Всего же в прошлом году в Госторгинспекцию обратился 471 недовольный покупатель. Сотрудники ГТИ рассматривали каждый рабочий день по две-три жалобы, большинство из них (93,6 процента) подтвердилось.Валентин ОРЛОВ. в Уфе> № 7 от 16.02.05 г.
"