Posted 14 октября 2008,, 14:33

Published 14 октября 2008,, 14:33

Modified 10 ноября 2022,, 19:02

Updated 10 ноября 2022,, 19:02

Представители религиозных конфессий: «Другой родины, кроме Башкирии, у нас нет»

14 октября 2008, 14:33
В минувшее воскресенье башкирский премьер Раиль Сарбаев в приватной обстановке встретился с представителями традиционных конфессий республики. Поговорить по душам с шефом республиканского Кабмина прибыли председатель центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, глава духовного управления мусульман Башкортостана Нурмухамет Нигматуллин, главный республиканский раввин Дан Кричевский и архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон. Верховный муфтий России Талгат Таджуддин в воскресенье отмечал 60-летие, однако выбрал время, чтобы побеседовать с главой правительства Башкирии.«Такие встречи очень важны для нас», - признали представители традиционных конфессий.

Любопытно, что Талгат Таджуддин стал первым российским муфтием, удостоенным ордена русской православной церкви - святого Даниила Московского второй степени. Награду главному мусульманскому священнослужителю за вклад в дело укрепления дружбы и сотрудничества с русской православной церковью вручит лично патриарх Московский и всея Руси Алексий II. И как заявил архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, Талгат Таджуддин пользуется непререкаемым авторитетом не только в исламском, но и в православном мире.

- Мы всегда шли рука об руку в деле духовного просвещения, - сказал журналистам владыка. – За все годы, которые мы работаем в республике, ничего не омрачало наших отношений.

На вопрос, как сам муфтий оценивает получение православного ордена, Талгат Таджуддин ответил, что он «всего лишь пастырь и по мере сил выполняет свое духовное призвание по сохранению мира и спокойствия в нашей стране».

В этом лидеры религиозных общин были единодушны и постарались донести до башкирского премьера насколько важно духовное единство для здорового общества.

- У мусульман не принято оставлять родителей в домах престарелых – старикам хорошо среди детей и внуков, - говорит башкирский муфтий Нурмухамет Нигматуллин. – В истинно верующих мусульманских семьях не бывает детей-сирот. Верующие люди должны объединяться, чтобы противостоять язвам общества – наркомании, алкоголизму, экстремизму и проституции. Мы все братья и плывем на одном корабле.

- Всевышний услышит наши молитвы о межконфессиональном мире и согласии, - заявил Талгат Таджуддин. – Все, что мы делаем, во имя Башкортостана и России – другой родины у нас нет.

- Мы молимся на разных языках, но об одном и том же – спокойствии в нашей стране, - согласился главный раввин республики Дан Кричевский. – И это не удивительно, ведь наши дети знают башкирский лучше, чем иврит.

Премьер согласился, что для стабильности республики требуется не только развивать экономику, но и вкладываться в духовное воспитание жителей региона, потому что «религия объединяет людей, оказывая неоценимую услугу государству».

- Нравственность у нас на первом месте, - объяснил Раиль Салихович. – Вы, наверное, замечаете, какое огромное количество мечетей и храмов строится. Там, где мир и согласие, там и дела спорятся. Президент республики это отлично понимает.

- Без поддержки государства тяжело отражать атаки воинствующих религиозных учений, таких как ваххабизм, - пожаловался Раилю Сарбаеву Талгат Таджуддин. – Мы уже 15 лет противостоим исламским экстремистам, а они все равно проникают в наши общины, искушают молодежь. Если традиционное духовенство не выдержит этого удар, произойдут необратимые изменения.

Талгат Таджуддин уверяет, что даже в годы царизма имамов назначали муфтий и уполномоченный по делам религий от светской власти.

- Только тогда он мог подняться на минбар и влиять на сознание людей, - объясняет председатель ЦДУМ России. - Сейчас этого нет. Община может несколько раз имама поменять, а ведь проповедником может оказаться и посланец ваххабитов.

Как выяснилось у башкирских религиозных общин немало и материальных проблем – нет возможности обучать студентов и готовить новые кадры, печатать книги, строить общежития, содержать приходы, которые за отопление платят по тем же расценкам, что и обычные предприятия.

- Сейчас мы рассчитываем только на подаяние верующих и поэтому нам очень трудно, - говорит Талгат-хазрат. – В Башкирии построены замечательные мечети в сельской местности, но студента, окончившего исламский университет, мы не можем туда послать – ему будет негде жить.

По словам главного муфтия России, в других регионах страны власти находят средства, чтобы поддержать работу религиозных просветителей. В частности, в Самарской области мусульмане получили от властей 120 миллионов рублей в этом году, а в следующем им обещано 250 миллионов. Православной церкви выделили более миллиарда.

- Мы не имеем права выделять деньги из бюджета, - вмешивается в беседу министр культуры и национальной политики РБ Ильдус Илишев. – У нас религия отделена от государства. Власти Самарской области, решившиеся на такой шаг, наверняка, имели большие проблемы с проверяющими структурами.

Однако Раиль Сарбаев заверил представителей духовенства, что республика найдет возможность поддержать религиозное просветительство «через созданные для пожертвований фонды». Скорее всего, роль главного благотворителя опять достанется башкирскому ТЭКу. Кстати, именно нефтяники передали для размещения духовного управления мусульман Башкирии здание гостиницы «Девон».

Стоит заметить, в 90-х годах в Башкирии действовало лишь 15 мечетей, сейчас их около тысячи и они объединяют 445 мусульманских общин. Соборная мечеть, строительство которой начато на проспекте Салавата в Уфе станет крупнейшим мусульманским храмом России. В настоящее время в республике работают семь православных монастырей и 241 приходов. В то время как в 1990 году их было всего 12. Еврейский национально-культурный центр с синагогой поражает воображение приезжих современной архитектурой – здание выполнено в форме звезды Давида и является самым большим в стране – свыше шести тысяч квадратных метров.

Интересно, что главный раввин Башкирии Дан Кричевский заявил на встрече с главой республиканского Кабмина, что в еврейской общине нет желающих покидать регион. Оказывается, есть специальная программа по переселению иудеев и представители Израиля каждый год пополняют списки людей, имеющих право на жительство в Иерусалиме. Но если 40 человек решились покинуть республику, то 130 семей уже вернулось обратно.

- Башкирские евреи говорят: «А зачем нам уезжать?». Башкирия и есть земля обетованная, - смеется ребби.

Римма УРАЗБАХТИНА.

"