Posted 14 июня 2015,, 16:36
Published 14 июня 2015,, 16:36
Modified 10 ноября 2022,, 18:42
Updated 10 ноября 2022,, 18:42
В публичном пространстве противоборство между Союзом российских пивоваров, который не собирается отказываться от ПЭТ, и Национальным союзом защиты прав потребителей, собирающей на площадке change.org подписи за запрет пластика, обострилось в начале лета.
По словам зампреда Госдумы Андрея Исаева, спор разгорелся вокруг двух пунктов - максимального объема и ограничения по крепости. Как утверждает г-н Исаев, пивное лобби пытается добиться установления полутора литров в качестве максимального объема тары, а депутаты против, им объем в 0,5 литра кажется нормой. Крепость содержимого в Госдуме предлагают ограничить крепостью пива, так как зачастую в ПЭТ-тару производители заливают откровенный суррогат спирта и солодового экстракта.
- Опасность разлитого в пластиковую бутылку пива не только в том, что в него выделяется дибутилфталат, но и в том, что оно намного дешевле за счет низкой стоимости упаковки, - пишет нацсоюз защиты прав потребителей в качестве аргументов к сбору подписей, которых уже набралось свыше 30 тысяч.
По мнению общественников, дешевые напитки способствуют алкоголизации населения, подсаживающегося на недорогое пойло. Сейчас в России в пластиковые бутылки разливается свыше 60% пива, в то время как в Германии – 4%, Бельгии – 3%, а в ряде других стран эта цифра находится вообще на грани статистической погрешности. Даже в Казахстане запрещена пластиковая тара для пива.
- Обстоятельство, что в России до сих пор не запретили ПЭТ, доказывает, что население страны попросту намеренно травят и спаивают ради получения прибыли, - уверены защитники прав потребителей.
- Запрет на выпуск пива в ПЭТ-упаковке не решит проблему алкоголизации в стране, - в ответ заявила пресс-служба союза российских пивоваров. - Аргументы законодателей о чрезмерной доступности пива в пластиковой упаковке потребителям, в частности, молодежи, а также об опасности напитка в ПЭТ-таре, не имеют под собой никаких оснований. В большинстве регионов России средние и малые пивоваренные заводы не смогут адаптироваться к требованиям законопроекта.
- Двухлитровая ПЭТ-тара сегодня пользуется большим спросом у молодежи, - заявил в интервью Business FM Андрей Исаев. - Она дешева, туда можно лить всякий продукт, не только пиво, но и так называемые произведенные на его основе напитки, в том числе крепленое пиво, и мы часто можем видеть на улицах наших городов праздношатающуюся молодежь с так называемыми «огнетушителями» — двухлитровыми «байдами».
Андрей Исаев уверен, что дешевое пиво в пластиковой таре все-таки способствует алкоголизации населения и противоречит государственной политике.
- Есть очень серьезные основания подозревать, что такая пластиковая тара распространяет достаточно сильные ядовитые вещества, - говорит он. - Например, доказано, что водка, содержащаяся в пластиковой таре, выпускает яд, который очень сильный, вызывает токсический гепатит и нарушения иммунной системы. Нет, с нашей точки зрения, оснований сомневаться в том, что пиво, которое также содержит этиловый спирт, особенно крепленые виды пива, могут выпускать аналогичный яд. Это значит, что мы травим население и наносим серьезный ущерб и нашей экономике, и здоровью людей.
Также, по мнению вице-спикера российского парламента, пластиковую тару гораздо сложнее проконтролировать, чем тару стеклянную или алюминиевую.
- Из одной и той же капсулы можно выдуть и пол-литровую бутылку, и двухлитровую, - считает он. - В результате этого, по подсчетам экспертов, до 200 млрд рублей недополучают регионы, недополучает казна, потому что продается фактически левое пиво, которое не учтено.
Андрей Исаев полагает, что Бельгия, Дания и Голландия, где находятся пивные компании, владеющие большей частью российского пивного рынка, через своих послов «фактически шантажируют парламент Российской Федерации, Государственную Думу, говоря о том, что принятие закона может привести к свертыванию инвестиций в Россию».
- Когда представители тех стран, которые сами отказываются от пластиковой тары, фактически требуют, чтобы Россия во что бы то ни стало эту пластиковую тару в неограниченных количествах выпускала и в нее вливала пиво, это, с моей точки зрения, в данном случае является проявлением лицемерия, - заявил г-н Исаев. - Хочу напомнить этим дипломатам, что их страны выступили инициаторами санкций. Именно эти санкции являются, на наш взгляд, главным врагом инвестиций как в Россию, так и из России, нормальных экономических и торговых отношений. Что касается прозвучавших угроз, то хочу сказать, что они, с нашей точки зрения, безосновательны. Например, Казахстан уже с конца 1999 года запретил продажу алкогольных напитков в пластиковой таре. Тем не менее, там эти компании спокойно работают и спокойно пользуются стеклянной и алюминиевой посудой.
Несмотря на не закончившийся спор, часть пивоваров уже решились перейти на новую тару. Так на минувшей неделе Heineken Russia заявил, что переходит на своих заводах на выпуск пива в стеклянных бутылках и алюминиевых банках, в том числе и в Башкирии, на стерлитамакском «Шихане».
Дмитрий КОЛПАКОВ.