Posted 14 июня 2010,, 13:44

Published 14 июня 2010,, 13:44

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

Пятеро подростков сбежали из детского дома за лучшей долей

14 июня 2010, 13:44
Чрезвычайное происшествие случилось в белебеевском детском доме. После второго урока через открытое окно на первом этаже сбежали пятеро воспитанников. Побег ребята задумывали вместе, но по дороге разделились. 17-летнюю Наркас Исламову и 15-летнюю Юлю Воинову поймали в ближайшей лесопосадке – они направлялись к станции Аксаково. 14-летний Стефан Булатов, 15-летний Денис Гареев и 13-летний Алеша Афанасьев бегали чуть дольше. Пацанов завел в лес Денис, который сбегает из приюта, по его словам, уже в 15-й раз.

Ребята переночевали под открытым небом и добрались до уфимского микрорайона Дема на электричке. Денис отправился домой, если можно назвать жилищем времянку на улице, где живет его мама, пристрастившаяся к спиртному. А Стефан попался на краже печенья и селедки в демском продуктовом магазине, а Алеша не найдет до сих пор. Остальных беглецов вернули в детский дом, но Белебеевской межрайонной прокуратурой начата проверка по факту массового ухода сирот из специализированного учреждения.

Чиновники предпочитают камуфлировать детские побеги словом «уход», однако сами ребята называют вещи своими именами.

- Я снова сбегу в свой день рождения, - говорит Денис. – Мне не привыкать убегать из детского дома.

Директор приюта Альфия Ларюхина переживает, что не сумела создать детям комфортных условий. Но, на наш взгляд, причина побега кроется в другом.

Пятерка возмутителей спокойствия оказалась в Белебее недавно. Наркас Исламову перевели в начале апреле из Миякинского дома для сирот, а в конце этого месяца здесь появился Стефан Булатов, который не пришелся ко двору в Шаранском детдоме. Денис Гареев, Юля Воинова и Алеша Афанасьев приехали в середине мая из Уфимского приюта. Почему в конце учебного года три специализированных детских учреждения отказались от этих детей? По словам воспитателей, дети казались адекватными и уравновешенными, однако за три дня до побега Наркас Исламова резала вены...

Трагедия случилась в день рождения девочки – 19 мая. Воспитатели устроили чаепитие, поздравляли именинницу, а она ушла в свою комнату и принялась резать руку бритвой. К счастью, раны оказались поверхностными. В детском доме гадают до сих пор, что стало причиной демонстрации – то, что на день рождения не приехал никто из родных или девушка не получила подарка, о котором мечтала.

Новоприбывшую Юлю поместили в одну комнату с Наркас, а Юля уже неоднократно пыталась покончить жизнь самоубийством. Влияние одной подруги на другую, похоже, оказалось слишком сильным.

Кстати, Юлия Воинова, в отличие от остальных беглецов, у которых где-то живут родители, лишенные прав на своих детей, настоящая сирота. Первый раз Юля пыталась наложить на себя руки после смерти матери, по крайней мере, она так объясняет свое стремление к суициду. О причинах остальных попыток расстаться с жизнью девочка молчит.

Но самое главное – каждый доставленный в Белебей ребенок остро переживал свой перевод из привычного детского дома.

- Мне обещали, что я останусь в Уфе до выпуска, а потом помогут устроиться художником-оформителем, - говорит Воинова. – Но меня обманули, отправив сюда.

Наркас объясняет, что сбежала, потому что стремилась к родному дяде, который якобы даже не знал, что она оказалась в детдоме.

Но девушка путается в показаниях, утверждая, что перед побегом дядя позвонил ей и обещал приютить у себя. Как родственник мог позвонить, если даже не подозревал, что племянницу отдали в приют? Наркас замыкается и не желает отвечать на другие вопросы. Интересно, что от встречи с дядей, к которому якобы бежала, она отказалась.

А Юля честно признается, что запоминала дорогу к вокзалу, когда ее еще только везли в детский дом – то есть намеревалась бежать задолго до того, как ей попытались «создать комфортные условия».

- Мне не нравится, что мою свободу ограничивают, - говорит Стефан. – Я намерен уходить из детдома, когда захочу.

Денис живет с диагнозом «Умственная отсталость в степени дебильности, с системным недоразвитием речи», однако, учитывая сообразительность мальчишки, довезшего товарищей по несчастью до Уфы, не очень верится в правдивость врачебного заключения.

Проблема в том, что этих детей предали и бросили родители, а государство не сумело предоставить адекватную замену родного дома. И, наверное, не сумеет никогда.

Между тем, по словам уполномоченного по правам ребенка в РБ Лилии Гумеровой, только в Башкортостане насчитывается 19200 сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Рафис ХАСАНОВ.

"