Posted 13 апреля 2008,, 21:42

Published 13 апреля 2008,, 21:42

Modified 10 ноября 2022,, 19:03

Updated 10 ноября 2022,, 19:03

Извоз и ныне там. В Уфе грядет передел рынка коммерческих пассажироперевозок

13 апреля 2008, 21:42
Уфимские власти подвели итоги работы пассажирского транспорта в минувшем году. В 2007-м в мегаполисе воспользовалось услугами автобусов, троллейбусов и трамваев 390 миллионов пассажиров. По данным отдела транспорта и связи управления жизнеобеспечения столицы Башкирии, электротранспорт перевез 96 миллионов горожан, остальных пассажиров «забрали» государственные и частные автоперевозчики.

Кстати, именно частными извозчиками всерьез озаботились городские власти, посвятив им отдельное оперативное совещание в мэрии. По мнению чиновников, негосударственный автопарк растет слишком быстро, парализуя движение на городских магистралях и повергая опасности жизни пассажиров. Кроме того, бомбилы и не думают пополнять городскую казну, уклоняясь от уплаты каких-либо налогов. Ни для кого не секрет, что рынок пассажироперевозок – суперприбыльный, только в столице Башкирии ежемесячные чистые доходы частных перевозчиков эксперты оценивают в 70 миллионов рублей. В мэрии решили отсеять недобросовестных извозчиков, поставив под контроль одну из самых доходных отраслей городского хозяйства. Похоже, на поле пассажироперевозок грядет передел.

Подробности нововведений выяснили корреспонденты «МКС».

Опасно, «ГАЗ»!

Мэр башкирской столицы Павел Качкаев потребовал от чиновников администрации провести внеочередной конкурс по распределению маршрутов уже в мае этого года.

- Это крайний срок, когда конкурс должен состояться, - заметил градоначальник. – На данный момент наведение порядка на дорогах Уфы – первоочередная задача.

Дело в том, что срок действия распределенных между частниками городских маршрутов истекает только в ноябре. Но городские власти имеют право инициировать внеочередной конкурс, тем более, что депутаты уфимского горсовета внесли изменения в порядок организации пассажироперевозок.

Теперь, по решению уфимских депутатов, во время конкурсов, предпочтения при распределении маршрутов будут отдаваться машинам с двигателем не ниже «Евро-3».

Мы уже не раз рассказывали о необходимости избавить уфимские дороги от чадящих автобусов, двигатели которых не соответствуют экологическим требованиям.

По наблюдениям местных экологов, за пять последних лет выбросы в атмосферу от стационарных источников сократились на 19%, в то время как доля автомобильных выхлопов растет в среднем на 5,8% в год. Сегодня именно автотранспорт прочно удерживает «почетное» первое место в деле загрязнения городской воздушной среды.

Из 400 автобусов, проверенных в рамках операции «Чистый воздух» в 2007 году, экологическим требованиям не отвечал каждый десятый.

- Проблема в том, что двигатели отечественных автомобилей в лучшем случае соответствуют требованиям «Евро-2», в то время как Запад уже перешел на стандарт «Евро-4» и всерьез задумывается о переходе на «Евро-5», - считает начальник отдела экологии и охраны окружающей среды администрации Уфы Азат Кутлиахметов.

Кстати, выпуск и импорт машин нулевого и первого класса в государстве запрещен с 2006 года. Однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров. Начальник управления ГИБДД республики Динар Гильмутдинов например, не раз заявлял нам, что «ГАЗели», которые сейчас возят пассажиров, вообще не соответствуют «никаким стандартам» пассажироперевозок.

Наверное, именно поэтому после наших публикаций депутаты горсовета изменили и возрастной ценз автобусов, допускаемых к перевозкам людей в Уфе. По мнению городских парламентариев, это поможет обновить автопарк столицы экологическими чистыми автобусами.

Сейчас уже никто не станет спорить, что «ГАЗели» являются особенно высокоаварийным и самым травматичным видом транспорта. Агрессивная манера вождения маршрутчиков, вызванная конкурентной борьбой за пассажира на дороге и стремлением сделать как можно большее число поездок, приводит часто к возникновению частых аварийных ситуаций. А если к и без того опасной езде частников добавить, что они останавливают машину по требованию пассажира в произвольных местах маршрута, в том числе не предназначенных для остановки, то шансы стать участником дорожной трагедии увеличиваются.

По данным уфимского ОГИБДД, 60% всех аварий с участием пассажирского транспорта совершаются водителями частных маршруток. Только после недавней операции «Автобус», прошедшей с 11 по 31 марта были запрещены к эксплуатации 1779 машин, представлявших опасность для пассажиров и передвигавшихся по городу с неисправной тормозной системой и рулевым управлением.

Не путевый оператор

- Законодательство, регламентирующее пассажироперевозки, весьма размыто, - объясняет депутат Курултая Дмитрий Купцов. – В обстановке правовой неопределенности рынок перевозок превратился в настоящую войну за пассажира.

Частники не думают ни о ежедневном ТО для своих автобусов, ни о враче, должном выпускать шоферов на линию, ни уж тем более об удобствах для своих работников на стоянках. Напротив, в погоне за прибылью, маршрутки создают стихийные «автовокзалы» на рынках и у торговых центров столицы Башкирии, чадя моторами, забрасывая мусором и отходами человеческой жизнедеятельности окрестности, мешая жителям близлежащих домов и создавая проблемы городскому движению. Только в Уфе таких стихийных отстойников – около восьми в каждом крупном микрорайоне.

Пассажироперевозки – ответственное, и самое главное, небезопасное дело. Однако, как выясняется, за жизнь людей никто не отвечает. Безумные гонщики, торопясь собрать сливки с прибыльных рейсов, отчитываются только перед своим рачительным хозяином, каждый день ожидающего навара.

Нередко на линии маршрутные такси выходят в ненадлежащем техническом состоянии, так как контролировать безопасность машин некому – ГАИ не в состоянии проверить каждую из тысяч маршруток, а частнику этого не нужно. Водители маршрутных такси часто работают с нарушением норм труда, иногда не отдыхая сутками, могут выйти на линию с похмелья и в поддатом состоянии, поскольку носят в карманах справки с печатями врача. Ни один предприниматель не возьмет на работу медика, который станет контролировать, в каком состоянии шоферы выезжают на линию – слишком накладно.

Как же получается, что горе-шоферы выигрывают городской конкурс и спокойно ездят по маршрутам? – спросите вы.

Дело в том, что в конкурсе участвует так называемый «оператор», то есть некая фирма, имеющая подобие гаража и ремонтной базы (их наличие обязательно для участия в муниципальном тендере). А уж потом, «оператор», получивший право возить людей, нанимает по договору бомбил с собственными авто, которые обязаны выплачивать фирме мзду за разрешение ездить по выигранным маршрутам. Такой бизнес прибылен и самое главное безопасен, ведь за совершенные аварии несет ответственность работающий по договору частный предприниматель. А остающаяся «чистенькой» контора-«оператор» может и в следующий раз спокойно выигрывать конкурс, мотивируя «безаварийной» работой.

Кстати, многие европейские страны в свое время пережили свободный рынок пассажироперевозок, но благоразумно остановились на государственной монополии. Оно и понятно. Любое правительство считает жизнь людей главной ценностью, а потому и не доверяет судьбу своих граждан «дикарям», заботящимся лишь о собственном кармане. Государству не только проще выстроить профессиональные перевозки, но и жестко их контролировать.

Не резиновые улицы

– На самом деле стоит микроавтобусы поменять на гораздо меньшее количество машин большей вместимости и Уфа вздохнула бы спокойно, - уверен начальник отдела транспорта и связи управления жизнеобеспечения столицы Башкирии Николай Плотников.

Действительно, маршрутные такси являются причиной возникновения пробок. «ГАЗель» вмещает 13 пассажиров, а большой автобус 120! Из-за низкой пассажировместимости частные маршрутки не способны вывозить людей с остановок, образуются очереди на посадку, а порой и драки за право сесть в салон. На улицы выливается масса микроавтобусов, которые не соблюдают культуру вождения, часто перестраиваются, чтобы высадить или посадить пассажиров, делая это зачастую крайне резко и неожиданно для других водителей на дороге.

- То, что на дорогах Уфы должны остаться только комфортабельные и безопасные автобусы – вопрос решенный, - сказал журналистам телекомпании «Вся Уфа» первый заместитель главы администрации столицы Башкирии Владимир Федоров. – Нужно знать, что «ГАЗели» в свое время помогли нам решить транспортную проблему, а теперь эти машины стали причиной аварий и пробок.

Г-н Федоров знает, о чем говорит. По словам первого зама мэра города, Уфа – крайне сложный в географическом плане город.

- У нас существует не более двух городских трасс, по которым может спокойно ходить общественный транспорт, - говорит Владимир Валентинович. – Поэтому есть смысл оставить на главных улицах лишь автобусы большой вместимости, а маршрутки заставить работать по радиальному принципу на второстепенных дорогах – только подвозить пассажиров к крупным магистралям.

А вот, по мнению Николая Плотникова, такого большого числа частных пассажирских машин городу вообще не нужно.

По словам г-на Плотникова, сегодня на уфимских маршрутах работает не менее четырех тысяч «нелегалов». Из шести тысяч пассажирских автобусов, передвигающихся по улицам мегаполиса, лишь 1800 имеют разрешение городской администрации на работу.

- Остальные получили лицензионную карточку Управления государственного автодорожного надзора и считают возможным перевозить людей, - сетует г-н Плотников. – Ведомство печатает эти лицензии в неограниченном количестве без какого-либо согласования с мэрией и выдает их сроком действия на пять лет. И так называемых «партизанов» с маршрутов не выгонишь.

По мнению Николая Александровича, городу вполне хватает 1800 частных пассажирских машин.

Павел Качкаев, узнав о том, сколько перевозчиков разъезжает по городу, не имея разрешения администрации, распорядился «почистить» ряды нелегалов, с помощью правовых механизмов – судебных исков и привлечения к административной ответственности.

- Если в городе работает шесть тысяч автобусов, то мы живем уже в 2020 году, - заметил Павел Качкаев. – Именно столько транспортных пассажирских средств предусматривает Генплан развития Уфы через 12 лет. Сейчас уфимские дороги не способны выдержать такую нагрузку.

Правда, в мэрии надеются, что после проведения конкурса, они смогут навести порядок на уфимском рынке пассажироперевозок. По крайней мере, обновить транспортные средства, избавившись от «ГАЗелей», как это сделали в Казани и Омске. Сейчас в администрации Уфы разрабатывается специальная программа, призванная к 2011 году оставить на городских улицах лишь вместительные, удобные и экологически чистые автобусы.

Понятно, что частные перевозчики большой радости от нововведений не испытают. Хотя бы потому, что многие из них не готовы заменять машины, которые не пройдут возрастной ценз.

Кстати, навести порядок на рынке пассажироперевозок решили и республиканские парламентарии. Комитет Госсобрания РБ по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству готовит законопроект, призванный упорядочить работу автоперевозчиков.

Дмитрий НЕЙЛАНД,

Антон МИХАЙЛОВ.

"