Posted 14 марта 2007,, 19:16

Published 14 марта 2007,, 19:16

Modified 10 ноября 2022,, 19:06

Updated 10 ноября 2022,, 19:06

Уфимские депутаты запретили себе любить и ненавидеть друг друга

14 марта 2007, 19:16
Пока Госдума после десяти(!) лет работы предпринимает девятую по счету попытку принять Кодекс депутатской этики, ее на крутом повороте обошли многие региональные и муниципальные парламенты. Так на последнем заседании Совета ГО город Уфа представительный орган столицы Башкирии абсолютным большинством голосов утвердил «Правила депутатской этики», которыми слугам народным «надлежит руководствоваться» при осуществлении полномочий.

Как следует из преамбулы Правил, они носят рекомендательный характер, однако если читать документ дальше, сразу бросается в глаза, что написан он в стиле законопроекта, поскольку изобилует словами «должен» и «обязан». Так что де-факто простыми советами Правила назвать сложно. И если отыскать в тексте, что депутату Совета городского городского округа «можно», весьма затруднительно, то запретительных положений в нем оказалось более чем достаточно.

Так чего же народному избраннику нельзя?

В отличие от своих коллег по Государственной Думе, где, как известно, карточки отсутствующих на заседаниях депутатов исправно голосуют (фракции благоволят виртуальным парламентариям — хлопот с ними меньше, а принимают решения всегда “как надо”), в Совете ГО город Уфа такая ситуация невозможна, поскольку запрещено «перепоручать голосование другому депутату или иному лицу».

Правда, прямого указания на обязательное присутствие слуги народного на заседаниях Совета, его президиума или комиссии в документе нет. Зато вменяется в обязанность «заблаговременно предупреждать секретаря Совета» о причинах возможной неявки. Похоже, что именно думская (временами нездоровая) атмосфера подтолкнула уфимских народных избранников включить в Правила и так всем понятные тезисы.

Ораторы, к примеру, «не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, призывать к незаконным действиям, национальной и религиозной розни, использовать заведомо ложную информацию».

С последним положением, правда, возникает некая коллизия: Правила не запрещают приводить в речах и выступлениях на пленарных заседаниях недостоверные данные, если, к примеру, депутат искренне заблуждается. Другое дело – вне заседаний. На встречах с избирателями, в средствах массовой информации, на пресс-конференциях, митингах с публичными заявлениями, «комментируя деятельность государственных, муниципальных и общественных органов и организаций, должностных лиц и граждан». За стенами горсовета депутат обязан «использовать только достоверные, проверенные факты».

А вот драки и потасовки, которые зачастую случались в Думе, авторы Правил, в уфимском горсовете отнесли к разряду фантастических, но все-таки оговорили некий кодекс чести.

Народному избраннику надлежит «воздерживаться от деятельности, порочащей честь и достоинство депутата Совета и наносящей ущерб его авторитету, а также авторитету Совета».

Следящие за политикой читатели, наверняка, помнят, как в той же Госдуме многие парламентарии, да и целые фракции, покидали зал заседаний в знак протеста, допустим, выносимого на повестку дня спорного вопроса. А вот у уфимских депутатов это исключено: «не допускаются индивидуальные и коллективные действия по прекращению заседания.., выступления без предоставления слова председательствующим, не по повестке дня и не по существу», а также выкрики с места и прерывание ораторов.

Обнаружилась в документе и совсем креативная новация: народные избранники, ничтоже сумняшеся, запретили себе любить или ненавидеть друг друга. «Отношение к другим депутатам должно быть ровным, без выражения к кому-либо явных симпатий или антипатий», - говорится в документе.

Не обошли Правила даже тему документооборота в Совете.

Бланки Совета депутат обязан использовать только для официальных обращений и писем. Причем подписывать их помощникам, секретарям и референтам запрещено. Росчерк пера под документом народный избранник должен поставить собственноручно.

Соблазн обогащения, который зачастую присущ представителям всех уровней власти, представительный орган местного самоуправления столицы Башкирии постарался исключить полностью, посвятив этому в Правилах сразу несколько пунктов. В частности, народным избранникам запрещается «использовать преимущества, предоставленные им статусом депутата, в целях материально-финансовой и иной личной выгоды».

Кроме того, член Совета ГО Уфа «не вправе прямо или косвенно получать любые подарки либо услуги от организаций, граждан при решении вопросов, связанных с осуществлением им депутатских полномочий».

Ну, и, наконец, народные избранники весьма жестко велели самим себе «своевременно отвечать на обращения избирателей, внимательно изучать поступившие от них предложения, заявления и жалобы».

Сергей ЛЕСУНОВ.

Как должно быть в идеале

(излечение из Правил депутатской этики):

«Депутат, сознавая ответственность перед государством, обществом, гражданами в своей деятельности, призван:

- соблюдать Конституцию РФ, Конституцию РБ, федеральные законы и законы Республики Башкортостан, Устав и иные муниципальные правовые акты;

- осуществлять депутатские полномочия добросовестно;

- соблюдать собственное достоинство и уважать достоинство других депутатов, граждан, должностных лиц;

- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека определяют основной смысл и содержание деятельности органов местного самоуправления;

- соблюдать установленные законом ограничения для депутатов;

- соблюдать нормы профессиональной этики и правила делового этикета;

- проявлять уважение обычаям и традициям народов Республики Башкортостан, учитывать культурные, духовные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию».

"