Posted 14 февраля 2021,, 19:23

Published 14 февраля 2021,, 19:23

Modified 17 октября 2022,, 21:03

Updated 17 октября 2022,, 21:03

Проезд закрыт: почему обычный ремонт дорог в Уфе так усложнил жизнь горожанам

Проезд закрыт: почему обычный ремонт дорог в Уфе так усложнил жизнь горожанам

14 февраля 2021, 19:23
Фото: Медиахолдинг 1Mi
Объем дорожных работ в 2021 году значительно меньше, чем в прошлом, но уже сейчас ремонт и реконструкция инфраструктуры доставляет уфимцам немало хлопот.

В 2020 году в Башкирии было отремонтировано 1725 км автодорог. По словам министра транспорта и дорожного хозяйства РБ Алана Марзаева, в 2021 году темпы значительно снизятся — отремонтировать предполагается не менее 960 км дорог. Тем не менее уфимцам в новом году ремонт и строительство дорожной инфраструктуры доставит немало хлопот.

По словам замглавы администрации Радмила Муслимова, в 2021 году запланировано построить и ввести в эксплуатацию 16 объектов общей длиной 37,8 км на общую сумму 856 млн руб. Девять дорог общей длиной 19 км отремонтируют в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — это улицы Ветошникова, Дмитриева, Районная, Армянская, Рабочая, Выгонная, Ухтомского, а также Нагаевское и Алексеевское шоссе. С 2020-го на этот год перенесены работы на улицах Юбилейная и Кислородная, ул. Менделеева (от ул. Сагита Агиша до ул. Энтузиастов) и дороге Черкассы-Покровка. Также в этом году начнется капитальный ремонт бульвара Хадии Давлетшиной (завершат к 4 кварталу 2021 года) и бульвара Ибрагимова (завершат к 4 кварталу 2022 года), реконструкция ул. Пугачева.

— Без перекрытия движения сделать это невозможно, — подчеркнул Радмил Муслимов. — Предупреждать горожан о закрытии улиц мы будем на интерактивной карте на сайте городской администрации и в новостях.

Также продолжится реконструкция улиц 8 Марта и Комсомольской (до конца 2021 года), реконструкция скандальной развязки на пересечении проспекта Салавата Юлаева и ул. Валиди, начнется капитальный ремонт Старого Затонского моста и моста через реку Уфа у Шакши. Очевидно, жалобы на пробки из-за перекрытых дорог продолжатся в ближайшие несколько лет — расшивка узла моста через Белую только начинается. Так, после завершения развязки сразу планируется закрыть на реконструкцию мост 1956 года. По словам главы региона, «весь этот узел на ближайшие четыре-пять лет для нас будет сложным», впрочем, об этом население традиционно еще никто не информировал.

Старые добрые грабли

По иронии судьбы обилие перекрытых дорог из-за ремонта или реконструкции, с которым уфимцы всецело познакомятся летом, — следствие большого количества жалоб на дорожную инфраструктуру. В частности, еще в середине прошлого года глава республики поручил правительству и муниципалитетам готовиться к усиленной работе по ремонту и строительству дорог.

— Куда ни посмотри, везде на первом месте в обращениях — дороги. В 2021 году финансовые акценты в первую очередь должны быть сделаны на улучшение дорог, — подчеркнул Радий Хабиров, напомнив, что на рубеже 2018/2019 гг. первое место среди жалоб занимало здравоохранение (пандемия поставила свою оценку этой работе над ошибками).

В настоящее время, по данным интерактивной карты ремонта дорог, в Уфе ограничено движение по ул. Менделеева и Комсомольской. Следовательно транспортные потоки, которые обычно двигались по этим улицам, например, из центра города в Черниковку и обратно, в большинстве случаев перенаправлены либо на проспект Октября, либо на проспект Салавата Юлаева. Учитывая, что адекватная система работы общественного транспорта в городе все еще не выстроена, то увеличение нагрузки на эти две дороги неминуемо приведет к пробкам, тем более — в часы пик.

Экономист Рустем Шайахметов видит в транспортном коллапсе, который задал тон всему 2021 году, характерную для Уфы ситуацию:

— Городские власти и министерство транспорта и дорожного строительства РБ совершенно не подготовились к проведению реконструкции путепровода. Не были построены необходимые развязки, не подготовлены эффективные схемы движения. Были приняты произвольные решения, которые значительно ухудшили ситуацию. А когда произошел коллапс, представители власти с придыханием заявили, что это предложили московские эксперты и принятые решения безальтернативны.

Напомним, что схожая ситуация случилась в процессе ремонтных работ на ул. Комсомольской — дублере главной дорожной артерии города — которые начались еще в 2019 году. Когда улица простояла частично перекрытой больше года и на дорожников пошла очередная волна жалоб, в качестве причины нового откладывания сроков было названо «большое количество коммуникаций, которые были не учтены в проекте». К слову, и без того проблематичное движение значительно ухудшалось в межсезонье из-за строительства дома около ТЦ «Июнь» — полностью разбитую дорогу еще предстоит оценить автолюбителям после того, как стает снег.

Казалось бы, ремонт, реконструкция, строительство дорог ведутся в каждом большом городе страны. Но без ответа остается вопрос, почему это все еще доставляют столь значительное неудобство уфимцам?

— Плохо то, что власть не пытается переосмыслить существующую ситуацию с принятием новых решений, а осуществляет проталкивание старых идей, провозглашая об их правильности и безальтернативности. Но так ли это? <…> Мы сначала создаем проблемы, а потом героически их преодолеваем. В результате чиновникам ордена и слава, а народу проблемы и трудности. А еще бодрые заявления власти, что они решили значимые проблемы, забывая говорить, кто их создал, — подчеркивает Рустем Шайахметов.

— Мосты строят во всех городах и перекрывают дороги, поэтому здесь надо посмотреть, какие существуют паллиативные вещи, чтобы сгладить этот негативный эффект, чтобы бороться за каждую минуту. Это непростая история, которая касается сотни тысяч людей. Сотни тысяч людей каждый день будут стоять в очереди и мучиться, — подчеркнул Радий Хабиров в процессе очередного обсуждения дорожных работ в Уфе.

Где взять качество

Подводя итоги 2020 года, Алан Марзаев отметил, что за прошлый год Уфе было выделено внушительное финансирование из республиканского бюджета на ремонтные работы дорожного покрытия, которые прошли в основном в центральной части столицы — также с большим негативом со стороны населения. По его словам, гарантийный срок на верхний слой асфальта составляет четыре года, а значит подрядная организация, выполнявшая ремонт, будет за счет собственных средств должен возвращать участки в нормативное состояние.

Четыре года — это большой срок для дороги в центре города-миллионника или не очень? Если смотреть показатели в целом по стране, то это средний уровень. Но проблема в том, что ухудшаться состояние дорожного полотна будет раньше обозначенного срока. В числе причин эксперты называют и проблемы с содержанием отремонтированных дорог (уборка снега, мытье улиц и т. д.), и с качеством исходных материалов, и с системным контролем, и ненормативными нагрузками.

Говоря о ненормативных нагрузках на дороги, эксперт в сфере транспорта Олег Арефьев вспоминает, что несколько лет назад, когда Службой весового контроля РБ начал руководить Тимофей Азаров, ведомство стало вести статистику нарушений. И выявилась необычная тенденция, которая больше говорит не столько о русском менталитете, сколько о том, что ненормативная нагрузка на городские дороги — будничная вещь.

— По статистике на их сайте — при относительно одинаковом трафике за все это время — в неделю, когда должны были работать камеры слежения на постах, было выявлено почти в 100 раз больше нарушителей. И только после того, как выяснилось, что они не работают, количество нарушений вошло в «норму».

Коммерческий директор российского подразделения компании «LafargeHolcim» — одного из мировых лидеров в строительстве дорог — Максим Гончаров уточняет, что подобный гарантийный срок — типичная история для дорожно-строительных компаний в России. При этом зачастую, если покрытие начинает разрушаться уже на следующий год после ремонта, подрядчик проводит косметический — «ямочный» — ремонт или срезает верхний слой и укладывает новый. И это не системное улучшение инфраструктуры, а просто «обязательство регулярно латать дыры»:

— В Европе фактически дорога оценивается не по принципу «сколько стоит», а на основе полноценного бизнес-плана проекта на срок 20-25 лет. Естественно, действуя в рамках такой концепции, подрядчик мотивирован на долговечность, технологичность дороги и материалов. Российскому подрядчику нет нужды внедрять технологии, влияющие на долговечность, да и в целом думать о том, что будет с дорогой через 10 лет.

В результате в регионе так и не сформировался системный подход, а каждое межсезонье уфимские дороги демонстрируют тяжело проходимые дыры, в которые регулярно утекает местный и федеральный бюджет.

"