Posted 12 ноября 2013,, 16:50

Published 12 ноября 2013,, 16:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:48

Updated 10 ноября 2022,, 18:48

Мусорные «короли» просят повысить населению тарифы на вывоз отходов

12 ноября 2013, 16:50
Частные мусоропереработчики требуют поднять тарифы на вывоз мусора и установить аренду на землю под мусорными полигонами. Первое сделает более рентабельным мусорный бизнес, а второе заставит муниципальных монополистов перерабатывать отходы, а не закапывать их на свалках. Мусорные полигоны сегодня не облагаются платежами в бюджет, в то время как частные сортировочные цеха платят за аренду, как полноценные коммерческие предприятия. Как сделать этот бизнес привлекательным, обсуждалось на общественном совете при бизнес-омбудсмене.
Николай Штоль, руководитель компании «Эко-Уфа» заявил, что сейчас «все сделано так, чтобы закапывать было дешевле», а тарифы на мусор власти районов стараются не менять, прикрываясь общественными и интересами.

- Тарифы служат политическим целям местным администрациям, мол, посмотрите, какая низкая стоимость коммуналки, мы заботимся о населении, – сказал г-н Штоль. - Нужна арендная плата за землю под полигонами. А я переработчик, и с меня требуют аренду в 800 тысяч рублей за гектар.

Николай Штоль

Глава управления земресурсов уфимской мэрии Раиль Еникеев согласился, что «нужно поднять аренду за землю, максимально, насколько это возможно», сделав какие-то пометки в блокноте на слове «максимально».

Разом поднять тарифы на вывоз отходов не получится: слишком хитро сплетены расчеты между жилищниками и коммунальщиками. По словам начальника отдела регулирования жилищно-коммунальных и социальных услуг Госкомитета РБ по тарифам Светланы Бурдюк, «вывоз мусора «сидит» в плате за жилое помещение», и нужно постараться аккуратно вычленить эту цифру.

Сегодня в среднем жители Башкирии, в зависимости от районов, платят 56 рублей за вывоз кубометра мусора, причем «разбег» между верхней и нижней ценовой планкой – в 16 раз.

- Самый низкий тариф - 25,28 рублей за кубометр в Уфе, а самый высокий в Миякинском районе Башкирии – 421 рубль, - говорит г-жа Бурдюк. – Но в Уфе вывозится 2 млн 382 тысяч кубов в год, а в Миякинском районе всего 2 тысячи.

По словам начальника отдела государственно-частного партнерства минэкономразвития РБ Ильдуса Абсалямова, переработчикам отходов нужны как минимум десятилетние контракты на поставку мусора, чтобы гарантировано вернуть вложения в сортировочные линии.

- В городе это всегда выгодно, несмотря на маленький тариф. А на селе перерабатывать мусор не интересно – дорогая транспортировка, и к тому же сельчане с неохотой платят коммунальные платежи, - говорит г-н Абсалямов. - Проблема в том, что переработчики не имеют гарантированных договоренностей с муниципалитетами на поставку мусора в пределах 10-15 лет, чтобы окупить свои расходы.

Сегодня в Уфе «Спецавтохозяйство» города выставляет управляющим компаниям тариф в 25,28 рублей за кубометр мусора. Управляющие компании, в свою очередь, рассчитывают эту плату по количеству обслуживаемых квадратных метров: в среднем, по городу, получается 2 рубля с «квадрата». Переработчики считают, что тариф не покрывает всех расходов и не может быть привлекательным для коммерсантов.

Айрат Максадов
Александр Андреев

- Сколько платит житель Уфы за утилизацию мусора в месяц? Два рубля. О чем мы говорим? Как с такими тарифами частному переработчику можно работать? Мы в мусоре находим и патроны, и грудных детей! - говорит директор компании «Вториндустрия» Айрат Максадов. - Два рубля в месяц с человека не так много. Можно и поднять. И даже можно поднять в разы! Что говорит закон: сортировка должна быть. А с другой стороны тарифный комитет утверждает тарифы только на утилизацию, а не переработку. Мы должны поменять идеологию.

Интересно, что в Нижнем Новгороде, после строительства мусороперерабатывающего завода, тариф для населения поднялся с 50 до 270 рублей. Но мусорные «короли» уверены, что такие жертвы нужны, чтобы свалки перестали расти.

По словам г-на Максадова, в Уфе перерабатывают всего 6 процентов мусора.

По расчетам главы «Вториндустрии», если вести практику сортировки пищевых отбросов, которые в большинстве европейских городов идут на удобрения, и твердо-бытовых отходов, можно перерабатывать 95 мусора.

Бизнесмен привел в пример челябинский Копейск, где власти запретили смешивать пищевые отходы с другим мусором, и ввели в городе два вида контейнеров. В Башкирии все подобные эксперименты заканчивались крахом.

- Сколько мы бы мы не вводили раздельный сбор мусора, население в это не верит, поскольку приезжает мусоровоз – и содержимое со всех контейнеров перемешивает в своем кузове, - говорит Айрат Максадов.

При этом сами мусорщики уверены, что 90 процентов обывателей согласятся сортировать отходы, если убедятся, что их труд не пропадает зря.

Сегодня сортировщики, разбирая отходы горожан, получают 42 вида сырья, но, по словам г-на Максадова, сложнее всего работать с жителями частного сектора и деревень.

- Они даже не предполагают, что за это надо платить, - говорит бизнесмен. – Понятно, что в советское время заботы о вывозе мусора брало на себя государство.

- Я приобрел землю под строительство сортировочного завода, даже глава администрации торопит – давай скорее запускайся, - говорит директор компании «Технотел» Александр Андреев. - Но кто мне будет возить мусор? Казалось бы – мусор частный, покупай машины, заключай договора с населением, и вывози. Но нет механизма сбора денег с частных домов. У половины населения прописка не по месту жительства. Приходит администрация, требует заключить договор, а им показывают уфимскую прописку. Хотя частный дом производит больше мусора, чем городская квартира. А механизма сбора денег нет: администрации боятся давить на население.

Действительно, жители городских частных домов почти не платят за вывоз мусора, поэтому частный сектор в Уфе завален отходами человеческой жизнедеятельности. «Спецавтохозяйство»
вывоза: в местных магазинах продавало желтые пакеты для отходов, чтобы окупить работу мусоровозов. Пакеты нужно было оставлять на обочине дорог в определенное время. Другие мешки и пакеты не принимались, и они так и оставались лежать на обочинах. Идея провалилась, никто так и не стал покупать желтые пакеты.

Однако и в городе у мусорщиков немало проблем.

- Живой пример – пишем в ЖЭУ предложение поставить клетку для сбора пластиковых бутылок, битого стекла и банок. Отвечают: «Нам это не выгодно», - продолжает Айрат Максадов. – Но если бы начальник ЖЭУ переживал за свои расходы, он бы подумал: поставлю контейнеры под бутылки и стекло, и меньше заплачу «Спецавтохозяйству» за вывоз мусора – сэкономлю деньги, будет прибыль. Где логика?

Дмитрий КОЛПАКОВ. Фото автора.

На фото:

Николай Штоль

Айрат Максадов

Александр Андреев
"