Posted 11 октября 2009,, 22:01

Published 11 октября 2009,, 22:01

Modified 10 ноября 2022,, 18:59

Updated 10 ноября 2022,, 18:59

Суд посчитал, что у региональных депутатов достаточно неприкосновенности

11 октября 2009, 22:01
Точку в вопросе неприкосновенности депутатов региональных парламентов поставил Конституционный суд. Напомним, что в январе нынешнего года к высоким служителям Фемиды обратилось Госсобрание Башкирии с просьбой проверить на соответствие Основному закону страны некоторые положения «антикоррупционного пакета документов».

Федеральным законом из Уголовно-процессуального кодекса РФ исключена норма, согласно которой для возбуждения уголовного дела в отношении депутата регионального парламента руководителю управления следственного комитета при прокуратуре необходимо было получить коллегиальное заключение трех судей главного синедриона республики, области или края. Теперь необходимость в этой процедуре отпала.

Между тем, в Курултае считают, что упрощение процедуры привлечения регионального депутата к уголовной ответственности не соответствует сразу шести статьям Конституции России и «наносит существенный урон самостоятельности парламентов», способствуя «воздействию (психологическому давлению либо иному влиянию)» на народного избранника и может привести к «вмешательству со стороны исполнительной власти».

Депутаты Госсобрания Башкирии заметили, что у их коллег в Думе и Совете Федерации неприкосновенность сохранена, а это нарушает конституционный принцип равенства. Объем преференций федеральных законодателей «существенно отличается от тех же прав» региональных парламентариев, считают республиканские народные избранники.

Конституционные судьи, изучив запрос башкирских законодателей, заметили, что Основной закон страны закрепляет иммунитет только за членами Совета Федерации, думцами, президентом РФ и вершителями правосудия.

«Неприкосновенность же депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации непосредственно в Конституции РФ не предусмотрена, что, однако, не означает невозможность закрепления в законе для депутатов региональных парламентов определенных гарантий, обусловленных их статусом», - указали судьи в определении.

В то же время высокий синедрион разъяснил, что «отмена предварительного судебного контроля над возбуждением уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или привлечением его в качестве обвиняемого (при том что решение вопроса о возбуждении в отношении них уголовного дела или привлечении их в качестве обвиняемых отнесена к компетенции особого должностного лица - руководителя следственного органа Следственного комитета при прокуратуре по субъекту РФ) сама по себе не означает упразднение специального - усложненного - порядка производства по уголовным делам в отношении названной категории лиц в качестве гарантии депутатской неприкосновенности».

Однако, по мнению служителей Фемиды, Конституционный суд России не вправе оценивать степень «усложненности процедуры принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации или привлечении их в качестве обвиняемых в сравнении с прежним правовым регулированием и, соответственно, достаточности объема предусмотренных действующим законодательством гарантий».

"