Posted 12 августа 2020,, 12:09

Published 12 августа 2020,, 12:09

Modified 17 октября 2022,, 21:01

Updated 17 октября 2022,, 21:01

«Вспомните историю города Агидель»: рабочие БСК рассказали о своих страхах

12 августа 2020, 12:09
В начале августа в Башкирии обострилась ситуация вокруг шихана Куштау. Экоактивисты сутками дежурят у горы, чтобы препятствовать её разработке. По другую сторону баррикад вынуждено оказались сотрудники промышленной компании. Корреспондент Медиакорсети поговорила с рабочими, чтобы узнать, что защищают они.

«Мы бьемся за свои семьи»

Раиль Зайнуллин проработал аппаратчиком в Башкирской содовой компании 40 лет. Сейчас он уже на пенсии, но работу не бросает. Пенсия не самая большая, а ему хочется помогать растить и баловать своих внуков.

— Глава большого и дружного семейства по-другому не может. Тем более скоро в четвертый раз стану дедушкой, — рассказывает он.

История Раиля типична для многих сотрудников «Соды». Закончив школу, уезжать в большой город из родного Стерлитамака он не хотел и поступил в городское производственно-техническое училище. На первом курсе, преподаватели повели студентов по цехам «Содового завода», чтобы показать, как трудятся настоящие работяги. Молодого парня все это впечатлило - тем более именно трудяги в те времена становились героями фильмов и передовиц советских газет. Так и отправился Раиль на «Соду» за заводской романтикой и, по его словам, не прогадал.

— Мы познакомились с женой там же, работали в одном цеху. Теперь у нас двое детей: сын и дочь. Они нам подарили уже троих внуков, а сейчас снова ждем пополнение. Супруга более 30 лет проработала на заводе, сейчас спокойно сидит на пенсии. Счастливая старость, понимаете? - Раиль помолчал, а потом выпалил - Мы бьемся не за разработку горы, а за свои семьи.

Говоря о последних событиях на Куштау Раиль хмурится. Он считает, что те, кто на горе, сами не понимают, что защищают.

— Еще несколько лет назад, когда начались акции в защиту Торатау, я разговаривал с одним молодым человеком. Он доказывал мне, что гору в разработку отдавать нельзя, мол, там растут редкие травы. Тогда я спросил его, когда он был на шиханах в последний раз и он не смог мне ответить. А вот я с детства езжу на эти горы и каждый раз мы вывозим оттуда мешки мусора. О какой защите экологии может идти речь?

«Меня, как настоящего мужчину, тянуло к железкам»

40-летний Владислав Баязитов работает на предприятии уже более 15 лет. О Башкирской содовой компании он, как и все Стерлитамакцы знал с детства. А когда молодому человеку пришло время выбирать место работы, то выбрал предприятие, где всю жизнь проработали его родители.

— Моя мама работала сверловщиком в ремонтно-механическом цеху. Помню, когда у нас украшали сквер Салавата Юлаева перед кинотеатром, мама показывала мне детали, которые они с коллегами создавали сами. Я очень горжусь этим, — рассказывает Владислав.

Несмотря на это, на «Соду» попал он не сразу, а сперва изрядно помотался по «северам».

— После школы, у меня был выбор — пойти в педагогический или технический институт. И выбрал я все-таки первый. Учиться было легко, но через год я просто понял, что это не мое и, отучившись на слесаря-ремонтника, отправился покорять север. Пробовал поработать вахтовым методом. Но долго не выдержал. Нагляделся всякого там: в каких условиях живут и работают люди. Да и сказать, что там хорошие зарплаты тоже не могу. Не видя семью, я считаю это не жизнь. В конечном итоге правильно говорят «где родился, там и пригодился, — рассказывает Владислав.

После этого мужчина решил последовать примеру родителей и устроился на БСК. Помимо того, что он смог продвинуться по карьерной лестнице, главным преимуществом для него стала возможность видеть своими глазами, как растет его ребенок. Сейчас мальчик учится в 8 классе и Владислав хочет, чтобы он пошел по его стопам. Отучился в родном городе, устроился на достойную работу и завел семью.

— Даже не хочется представлять, что будет, если предприятие закроют. Произойдет мощный отток населения. Все начнут уезжать на заработки, — с возмущением высказывается мужчина. — Вспомните историю города Агидель, где давно собирались строить атомную электростанцию. Туда также сбежались экоактивисты и добились закрытия стройки. И теперь это уже не город.

«Семейный подряд»

Примеру родителей последовала и 32-летняя Алена Герасимова — начальница отделения кальцинации. В детстве родители часто рассказывали ей историю о том как они познакомились на заводе.

— Наверное, это отчасти определило мой выбор, – смеется Алена. – Сейчас мои родители на пенсии. Когда я отучилась в школе, они меня сразу отправили сюда.

Карьеру Алена строила на заводе с нуля. Пришла на «Соду» сразу после колледжа. Сначала устроилась аппаратчиком, затем стала мастером смены, доросла до инженера-технолога, параллельно совмещая работу с учебой в Нефтяном институте на вечернем отделении. В свободное время Алена ходит в спортзал, встречается с друзьями и мечтает повторить судьбу родителей - встретить свою любовь прямо на работе.

— Я не сторонница больших городов и никогда не хотела уезжать из родного Стерлитамака. Даже представлять не хочу, что будет, если нас закроют, — переживает девушка. - Нам не все равно на то, что происходит вокруг, как, наверное, думают многие. Мы думаем не только о себе. Но что будет с городом, если не будет завода?

"