Posted 12 июня 2020,, 05:18

Published 12 июня 2020,, 05:18

Modified 17 октября 2022,, 20:15

Updated 17 октября 2022,, 20:15

«Коронавирус ошибок не простит»: какие решения властей вызвали споры в Башкирии

12 июня 2020, 05:18
Медиакорсеть попросила политологов, общественников, блогеров и других жителей республики проанализировать наиболее спорные решения властей.

Пандемия коронавируса стала сильным и внезапным ударом для Башкирии, как и для других субъектов России. Зачастую властям необходимо было принимать решения здесь и сейчас. Кроме того, президент страны Владимир Путин предоставил небывалую свободу действий регионам, предоставив руководителям субъектов право самостоятельно принимать весьма ответственные решения.

Можно считать, что на первый взгляд в Башкирии по сравнению с такими регионами, как, например, Дагестан, складывается более-менее «приличная» ситуация. Но и у нас нее обошлось без спорных решений властей. С одной стороны, можно просто посмеяться над историями вроде граффити возле РКБ, которое из-за непродуманных указаний заказчика в лице администрации Уфы пришлось дважды перерисовывать под язвительные комментарии блогеров. Но с другой стороны, были же и ситуации, способные повлечь самые серьезные последствия. По истечении 2,5 месяцев с начала коронавирусной «эпопеи» в Башкирии мы предложили высказаться по этому поводу политологами, общественникам и блогерам. Мы искренне надеемся, что такой анализ событий поможет взглянуть на них со стороны и не повторять явных просчетов.

Рамиль Гизатуллин, адвокат:

— Конечно, к такому повороту событий, как глобальная пандемия, власти не были готовы, такого еще никогда не было, аварийный план отсутствовал. Поэтому, действия носили хаотичный характер. В первую очередь, это привело к «закручиванию гаек» на всех уровнях. Людей загнали на самоизоляцию, лишив возможности заработать, а потом вместо того чтобы поддержать, пошли карательным путем. Полицейские взяли под козырек, кроме того, складывалось такое ощущение, что они выполняли «план по нарушителям самоизоляции». И не всегда следили за тем, действительно ли задержанный ими человек нарушил условия карантина или нет. В этом смысле очень показательная история уфимца Руслана Шарифуллина, которого оштрафовали первым в стране за нарушение режима самоизоляции. Суды признали невиновность мужчины. Теперь он подал встречный иск: оценил нанесенный ему действиями властей моральный вред, в 150 тысяч рублей.

Пандемия коронавируса еще раз показала, что мы живем в полицейском государстве, и у нас нет гражданского общества.

Аббас Галлямов, политолог:

— На фоне остальных регионов Башкирия выглядит достаточно прилично. Во-всяком случае таких очевидных глупостей как запрет на рыбалку, который был введён, например, в расположенной на Волге Астраханской области, я в республике не заметил. Единственное, что бросается в глаза — ситуация с Республиканской клинической больницей имени Куватова, но и в ней пока не все понятно. Я лично для себя вывода о том, кто там виноват, а кто прав, пока так и не смог сделать. Зато бросилась в глаза та практически «китайская» скорость, с которой в Уфе была возведена новая инфекционная больница.

Динар Зайнуллин, член Совета по правам человека при Главе РБ:

— К сожалению, ни власти, ни население не были готовы к эпидемии. А ведь COVID–19 ударил в самое «сердце» республиканской медицины — РКБ. Пострадало много больных, которые и вовсе не были заражены коронавирусом. Из-за карантина в «Республиканке» их не смогли принять нужные специалисты. Так и совсем молодой парень Ранэль из Стерлитамака вовремя не получил помощь нейрохирургов. И мы его потеряли… Я слышал ещё о нескольких таких трагических историях.

Ну, теперь после этих потрясений республика, думаю, будет готова к новым испытаниям. Надеюсь, и новая инфекционная больница позволит нам избежать многих бед.

Виктория Куприянова, журналист, блогер:

— Тема непростая. Я, разумеется, не вирусолог и даже не политолог, поэтому все, что скажу, — не более чем мнение одного гражданина одного кусочка планеты Земля, названного Башкирией. Решения в период пандемии были разные и с очень неоднозначными последствиями. Первая неоднозначность — пропускная система, прожившая такую маленькую и бессмысленную жизнь. Это должно было контролироваться лучше и продлиться дольше, вожжи рано отпустили. Второе — отсутствие контроля над соблюдением масочного режима в общественном транспорте, но при этом — показательные штрафы, собранные едва ли не на одной улице города — Ленина. Третья неоднозначность — очень рано открыли рестораны, а затем также рано — торговые центры. Да, бизнес — это важно, но его нужно было поддержать рублем и льготами в трудный период, но не подвергать возможной опасности горожан. Потому что, будем честны, нет никакой дистанции в ТЦ и примерочные не обрабатывают после каждого посетителя. Слишком рано. Но поймём мы это слишком поздно.

Виль Тухватуллин, член Совета по правам человека при Главе РБ:

— Не совсем понимаю логики властей по ограничению посещения кладбищ. В настоящее время снято ограничение по посещению парков и придомовых игровых площадок. На кладбищах никогда не было массового скопления людей, тем более есть санитарные нормы по размещению могил не менее одного метра друг от друга по коротким сторонам.

Также вызывает вопросы запрет тренировок на открытом воздухе спортсменов группами не более 50 человек.

Минзаля Аскарова, журналист сетевого издания Медиакорсеть:

— После того, как частично, а затем и полностью разрешили выходить на работу, общественный транспорт Уфы все еще оставался не подготовленным. Нам твердили, чтобы мы носили маски и перчатки, но какой смысл, если автобусы были переполненными и людям приходилось дышать друг другу в лицо?

В тех учреждениях, которые работали в период самоизоляции (к примеру, в банках), ввели меры предосторожности. Однако, надо признать, они были фиктивными. Очереди в банках все еще сохранились, но никто не следит за тем, чтобы люди соблюдали дистанцию и уж тем более, никого за нарушения не штрафуют. Сами сотрудники подобных организаций тоже часто нарушают правила.

В государственных поликлиниках также недостаточно следят за соблюдением мер безопасности. При входе измеряют температуру, однако не обращают внимание на наличие масок и перчаток. По моим личным наблюдениям, отсутствием защитных масок особенно грешат пожилые люди. Другая постоянная проблема — некоторые врачи принимают сразу нескольких пациентов в маленьких кабинетах, о том, чтобы сохранять социальную дистанцию, здесь речи уже нет. Боюсь, что коронавирус подобных нелепых ошибок не простит.

Зухра Буракаева, сценарист, кинодраматург:

— Лично для меня непонятным остался указ президента России от 11 мая, согласно которому дети от 3 до 15 лет могут получить единовременную выплату в 10 тысяч рублей. Недоумение вызвало, что власти по какой-то причине решили, что дети 16-18 лет, находящиеся также на содержании родителей, не нуждаются в такой поддержке. Они также учатся в школе, не работают, не имеют дохода.

Я обратилась с этим вопросом к депутату Госдумы России Зугуре Рахматуллиной. Она мне ответила, что таким образом власти пытались «отсечь» студентов ссузов. Однако это тоже несправедливо. От того, что они студенты, совершеннолетними они не становятся, ответственность родителей за них сохраняется. Другое дело, если бы у них были хорошие стипендии, но нет: по словам знакомого студента училища, он получает всего лишь 1,5 тысячи рублей в месяц за отличные успехи в учебе. В период экономического кризиса это совсем незначительная сумма.

Кроме того, надо учесть, что сейчас происходит обвал рынка труда. Скорее всего, старшеклассники и студенты не смогут подрабатывать даже летом, как это было раньше.

Петицию, созданную мною по этому поводу, к сегодняшнему дню подписали более трех тысяч человек.

Руслан Валиев, шеф-редактор радиостанции «Эхо Москвы в Уфе», член Совета по правам человека при Главе РБ:

На мой взгляд, непоследовательность введения и отмены отдельных ограничений, которая казалось нелогичной, как-то объяснима. Можно понять нестандартность ситуации. Можно как-то объяснить и желание постоянно оглядываться на Центр. Но постепенный уход нашего Минздрава в «глухую оборону» и одновременно возникающие вопросы к официальной статистике заставили задуматься, все ли так, как они говорят.

История с признанием фейковой новостью сообщения «Ъ» о подготовке на кладбищах Уфы специальных мест под ковидных больных оказалась своеобразной вишенкой на торте, которая однозначно требует реакции СПЧ. Этот эпизод сводит на нет любую честную журналистскую работу, поэтому мы намерены заявить свою позицию главе республики и, по меньшей мере, услышать ответ.

Хотя, по большому счету, этот кейс требует разбора и реагирования.

Татьяна Михайлова, педагог, мама:

- Давайте будем честны перед собой и нашими детьми и скажем правду, что в период карантина в школах дистанционное образование полностью провалилось. Оно не оправдало надежд ни в глазах высших чинов, которые в спешке, буквально за пару недель, пытались создать новую парадигму обучения; ни в глазах учителей, которые, денно и ночно пытались освоить новоизобретенную систему; ни в глазах родителей, которые учились учиться сообща со своими чадами, пытаясь с максимальным усилиями достать из глубины свои школьные знания.

Как маме двоих школьников, мне эта пора далась, мягко говоря, нелегко. Моим детям повезло, у каждого был свой ноутбук и личные пространства, где можно организовать процесс «обучения» без постоянного вмешательства самого маленького члена нашей семьи. Но, не всегда все проходило гладко, и младший братик периодически нарушал мирные речи педагогов, льющиеся из динамиков, своими непоседническими настроениями. Только мамы смогут меня понять, когда в разных углах квартиры учатся два школьника, на плите убегает суп, а маленький проказник так и норовит прорваться с боем в комнату к старшему брату или сестре. Как ему, двухлетнему малышу, нужно было объяснить, что нельзя выйти из комнаты, что подышать во дворе и побегать на игровой площадке строго запрещено, а нужно быть взаперти в душной комнате старенькой панельки? Какой накал страстей нам пришлось пережить, и как мы вместе с нашими учителями молились о скорейшем завершении учебного недогода, знают только такие же родители, как и я. Но, все равно, мы- одни из тех счастливчиков, которым повезло прожить весь процесс горе-учения в разных комнатах. Просто представить не могу, как со всем этими сложностями справились многодетные семьи, которые живут все в одной комнате. Вот о таких семьях нужно было заботиться нашим творящим предписания жизни старателям.

А как тяжело было педагогу влиться в процесс, известно только самому педагогу. Вы представьте учителя, который спит по 3 часа, а может еще и не спит, печатает на каждый урок кейс, делает рассылку на тридцать с лишним учеников в классе, потом еще проверяет работу каждого через монитор и отсылает проделанный труд вышестоящему руководству. А если какой-нибудь ученик не смог выйти в зум, и обеспокоенная мамаша начинала бесконечно пытаться достучаться до учителя во время онлайн урока, а таких детей было достаточно много. Как они только выстояли??? Хвала им и почет.

Как педагогу, человеку из той категории «люди, которые боятся, но делают» я не стала обучать моих воспитанников через скрин компьютера. Назовем это плюсами самоизоляции, благодаря которой у меня не было возможности посещать стены своего арендуемого у муниципалитета помещения, а дома, вы сами понимаете, с тремя детьми построение обучения является недостижимой задачей. И зачем я буду учить, чтобы потом переучивать заново? Я не говорю, что дистанционное обучение – это зло, оно имеет место быть, но только с определенными детьми. Хотя здесь можно и поспорить, ведь уже многие ученые доказали, какие ужасные последствия оказывает монитор будь то телефон или ноут. Когда формирующийся детский мозг не сможет разграничить интерактивный мир от офлайновского, будет наложение сопутствующих заболеваний и расстройств неокрепшей нервной системы. И если даже рассматривать такой вариант обучения при неизбежности событий, то не у каждого взрослого человека найдешь мотивированность к обучению, которая заставить сидеть на одном месте в течении часа, что уже говорить о наших ребятишках. Утрированно можно это представить так: «Пока один читает условие задачи, другой – решил все заготовленное на урок и сидит, чипсы жует». Все педагоги знают, чтобы достичь максимальный эффект, нужно периодически менять вид деятельности, подгоняя его под индивидуальные особенности ребенка. А каким образом сделать это дистанционно? Мы с вами видим, что вопросов больше, чем ответов.

Я уже и не говорю о потерянных выпускных и в школах и детских садах. Это как в кино вырезают ненужный фрагмент, так и у наших детей вырезали прощальный вальс, фотоальбомы и первоклассницу на руках у выпускника. Много еще чего вырезали. Для чего и кому нужен онлайн выпускной и последний звонок? До последнего дочь, ученица 9 класса, отказывалась садиться за экран, чтобы услышать трогательную речь на последний звонок. Еле уговорила, честно.

Поэтому здесь нужна огромная трудоемкая системная работа, выстраеваемая годами, по внедрению дистанционного обучения, которую нужно подогнать под каждого отдельно взятого ученика. Когда каждый родитель с младенчества будет учить свое чадо по крохам собирать информацию и складывать из нее правильные картинки. Вот тогда и закипит работа, и будет счастье и родителям и учителям, которые сегодня должны следовать законам, уничтожающим личности наших детей.

Не дай Бог сбыться самым худшим сценариям, при которых традиционная система окончательно рухнет и дистанционка возьмет главенствующую роль в обучении, то на выходе мы получим бездумное поколение, не отрывающееся даже зубы почистить от экрана своих гаджетов. И я не говорю, что современная система- это хорошо. Это отвратительно, в том виде, которое есть сегодня. Не зря убрали такие предметы, как астрономия и логика из курса, не зря переписывали столетиями историю нашей страны. Но я очень надеюсь, как мама троих детей и как учитель, который борется за здравое и разумное поколение, что будущее наших детей будет только счастливым.

"