Posted 12 апреля 2011,, 18:22

Published 12 апреля 2011,, 18:22

Modified 10 ноября 2022,, 18:56

Updated 10 ноября 2022,, 18:56

Одурманенные эфиром. От башкирских властей ждут политической воли

12 апреля 2011, 18:22
Внутренние болячки, надрывающие изнутри коллектив главного государственного телевидения Башкирии, вот уже второй месяц становятся достоянием российской общественности. Телевизионщики, казалось бы, элита журналистского корпуса, вываливают в интернет съемки базарных разборок, где каждый из них выглядит крайне неприглядно, заполняют многочисленные страницы форумов гадкими комментариями, переходя на личности и используя оскорбления ниже пояса. В феврале, когда часть телевизионных испражнений вылилась наружу, республика ужаснулась – и этим людям доверили строить новое гражданское общество? Как они могут формировать общественное мнение, если сами не только не являются образцами морали, но и имеют хамский менталитет?

Круто ты попал на ТВ

От наблюдателей не укрылось, что поливающие друг друга грязью тележурналисты на самом деле не более чем марионетки в чьих-то умелых руках.

Заинтересованные в конфликте и игравшие на амбициях топ-менеджмента, особенно и не скрывали, что цель этой бури в стакане воды – взятие под контроль медийного ресурса и распределение бюджетных потоков, идущих на содержание государственного ТВ. Когда блиц-криг не удался, кукловоды через некоторое время вновь пошли в наступление, но уже с более конкретными задачами – око за око, зуб за зуб. Теперь тот, кто лоббировал свои интересы на башкирском телевидении, даже не стал прикрывать мотив мести стыдливыми кружевами объяснений.

Перед гендиректором ГУП ТРК «Башкортостан» Гузель Ибрагимовой министр связи РБ Борис Мелкоедов положил правительственное распоряжение об увольнении с открытой датой, подписанное курирующим сельское хозяйство вице-премьером Эрнстом Исаевым, а при странном акте присутствовали «представители башкирского народа», в том числе Фанзиль Ахметшин. Г-на Ахметшина правоохранители считают проводником радикальных исламских идей и вполне справедливо опасаются. Для чего министру связи понадобилось заводить в кабинет к гендиректору бородатых людей? Для того, чтобы общественности стало ясно – башкирским активистам без боя сдали тело гендиректора, якобы ставшей причиной национального раздрая в Башкирии. Заметьте, не чиновники, упустившие внутреннюю политику, а телевидение, которое всего лишь отражение общественных реалий.

Кстати, прикрытием «февральского» конфликта на ТВ стала показная озабоченность радикально настроенных персонажей «уходом от национального вещания», которое якобы теряет свою самобытность. Творческую несостоятельность всегда проще объяснить чьей-то злой волей, чем на практике доказывать возможности роста.

Тогда ситуация разрешилась благодаря вмешательству президента, предложившему коллективу реализовать все национальные идеи и по сути выдавшего карт-бланш сторонникам вещания на башкирском языке.

- Но это должны быть программы, не вызывающие отторжения, с яркими и интересными идеями, чтобы они были интересны всем жителям республики, - пояснил Рустэм Хамитов, разрешив посвятить возрождению башкирской культуры 70 процентов вещания.

Казалось бы, вот он простор для творческой мысли и полета фантазии! Кстати, отличные программы на башкирском языке действительно появились, с яркими заставками и не менее занимательным содержанием. А субтитры придавали особенный колорит таким передачам, делая их интересными и для небашкироязычного населения.

Общественность успокоилась и предпочла забыть отвратные внутренности телевизионного мира и неприглядные подробности прилюдного душевного стриптиза, устроенного телевизионщиками.

Но те, кто педалировал национальные идеи, возможно, жаждал вовсе не создания смотрибельных программ, а жесткого реванша за февральскую неудачу. А иначе, почему спустя месяц талантливый коллектив вновь запучило, и в администрацию президента снова полетели подметные письма о «невозможности работать в ужасных условиях»?

Причем мнение тысячного коллектива предпочитает выражать небольшая группка людей, прославившаяся диковинными лозунгами, распространяемыми среди коллег, такими как «Башкирия – для башкир». Весеннему обострению подвластны многие люди с неустойчивой психикой, а уж творческие и подавно.

Но, похоже, лучшие представители башкирского ТВ бесстыдно используют шантажистские приемы коммунальной кухни, а хорошее отношение к себе главы республики восприняли, как слабость власти.

Око с заскоком

Недалекие люди решили, что теперь они могут апеллировать к главе республики, как к родному отцу, причем поводов для жалоб не выбирают. Но возникает вполне закономерный вопрос: почему внутренние проблемы роста не слишком большого коллектива, пусть и стратегического предприятия, должен решать лично президент?

Да потому что с самого начала чиновники президентской администрации пытались рулить телевизионными процессами, что делать в принципе не должны - кураторство отрасли не означает управление ею. Трудно представить себе, чтобы служащий Белого дома советовал главе железнодорожного вокзала, на какой путь направить поезд или объяснял начальнику аэропорта, как посадить самолет. Зато телевидение и футбол в нашей стране две отрасли, где разбираются все. И невдомек доморощенным советчикам, что в каждом деле ответственные решения должны принимать специалисты.

Ежедневное вмешательство во внутренние дела предприятия в итоге стало большой проблемой для самих чиновников. Мнящие себя звездами баштелевидения, почувствовав себя белой костью, решили, что гендиректор им не указ и принялись с деревенской непринужденностью осаждать кабинеты Белого дома, требуя немедленного решения всех, в том числе и сугубо личных проблем. И ведь очевидно, что истинный интерес жалобщиков лежит на поверхности - нежелание встраиваться в современную модель телевидения.

Напомним, с приходом новой власти государственное телевидение возглавила Гузель Ибрагимова, которой поставили непростую задачу – оптимизировать производственные процессы, сэкономив бюджетные деньги, сгладить националистические настроения, поднять телерейтинги и выстроить цивилизованное вещание, которое до августа 2010 года служило предметом анекдотов.

Понятно, что поставить на новые телевизионные рельсы покрытый мхом телепоезд – процесс длительный, трудоемкий и во многом болезненный. Но за полгода новой команде удалось добиться существенных успехов – появилась внятная сетка вещания и новые программы, изменилось оформление канала, открылась даже общественно-политическое ток-шоу, подобного которому ранее увидеть на БСТ было в принципе невозможно. Кроме того, что у региональной телекомпании по данным TNS Gallup Media выросли рейтинги, здесь поднялись и доходы. Увидели изменения зрители и российские телеакадемики – сразу три телепрограммы обновленного башкирского ТВ попали в финал профессионального конкурса «ТЭФИ-Регион». Новое руководство разорвало кабальные контракты, служившие кормушкой для местных элит, понимая, что наживает себе врагов. Но главными недоброжелателями, как это ни грустно, стали коллеги, называющие себя «ветеранами БСТ» и всеми силами сопротивляющиеся переменам.

- Реформирование современного телевидения действительно дело не простое, - говорит телеакадемик российского телевидения Нина Зверева. – Я обоими руками за реформу в пользу зрителя. Возможно, новая команда ошиблась в тактике. Но могу сказать совершенно точно, что ее стратегия была направлена на привлечение интереса зрителя, а номинации «ТЭФИ-регион» подтверждают, что люди, делающие башкирское ТВ не ошиблись.

Ошибку может совершить власть, идущая на поводу у людей с экстремистскими наклонностями. Эти люди станут бомбой замедленного действия для любого руководителя, который придет на государственное ТВ.

Попавшие в сетку

- Одним из требований теленационалистов стало мое увольнение, как человека, посягающего на «национальные ценности», - рассказала Гузель Ибрагимова радио «Эхо Москвы». - Это ни в коей мере не соответствует действительности – я выступала против экстремизма на государственном ТВ. Между тем, башкирские программы, созданные обновленным коллективом – один из лучших контентов, который сегодня имеется на национальном телевидении.

По словам директора ГУП ТРК «Башкортостан» «телевидение является идеологическим оружием и сегодня есть люди, которые надеются «любой ценой вернуть на государственное телевидение заповедник националистических, а по сути экстремистских идей».

- Если сегодня поддержать «националистически» настроенных активистов ТВ, то Башкирия может оказаться на краю пропасти сепаратизма, - объяснила Гузель. - Все это, по моему мнению, не способствует стабильности в регионе и вновь грозит посеять между народами Башкортостана вражду. Не секрет, что ранее государственное телевидение снимало по заказу местных властей фильмы, вызывающие национальную ненависть, подрывающие основы государственной безопасности.

Гузель Ибрагимова выразила сожаление, что «этот факт, очевидный для многих, остается вне внимания чиновников администрации президента».

- Не бывает и не может быть телевидения в угоду чьей-то выгоде или принципам, - заявила г-жа Ибрагимова. - А у журналистов нет национальности.

Ни для кого не секрет, что местная номенклатура всегда использовала башкирское телевидение для удержания власти в своих руках, щедро одаривая придворных журналистов квартирами и иными преференциями. Кстати, несколько организаторов раздрая на ТВ фигурируют в списках собственников, незаконно получивших при прежней власти жилища в элитных домах в центре Уфы, например, в престижных кондоминиумах на улице Загира Исмагилова. Но даже рахимовские бонзы не позволяли телевизионщикам садиться себе на шею.

Надо отдать должное президенту Башкирии Рустэму Хамитову, разобравшемуся в реальной ситуации – незаконное распоряжение об увольнении Гузель Ибрагимовой он отменил, но что делать с затянувшимся конфликтом на ТВ, похоже, так и не решил.

Между тем, для решения проблемы, искусственно созданной на башкирском телевидении, достаточно проявления политической воли – дать коллективу и гендиректору работать без встрясок извне, разогнать «специалистов», пытающихся ловить рыбу в мутной воде, а только потом жестко спрашивать за результат.

"