9 мая столица Башкирии была при полном параде

9 мая столица Башкирии была при полном параде

11 мая 2010, 18:11
Общество
9 мая по всей стране прошли парады, посвященные 65-летию Великой Победы. В Уфе, как и во многих городах, действо началось в одно время со столицей России – в 10 часов по московскому времени. Пусть Уфа и не город-герой, и находилась в глубоком тылу, но именно тыл ковал победу для нашей армии, обеспечивая всем необходимым. Значит, и башкирская столица имеет право на собственный парад.

Главными героями парада, конечно, были ветераны. Старик в голубом берете весело отвечает на звонок по мобильному телефону. Пожилая дама с медалями радостно машет современным солдатам, проходящим парадным строем. Семейная пара ветеранов сидит рядом, крепко сжимая друг другу руки. Все это не может не трогать.

Крепкая порода у наших ветеранов. Как бы хотелось, чтобы они жили и жили. Встретили 70-летие Великой Победы, потом 75-летие…

- Я плохо слышу, говорите громче! – попросил 87-летний Петр Дюкарев, с которым удалось поговорить до парада.

- За что у вас медаль «За отвагу»?

- Не помню!.. Давно было!..

- А орден Красной Звезды?

- Обороняли блокадный Ленинград. Были в окружении. Бои шли на улицах города. Я служил в артиллерии. 152-милиметровые гаубицы. Били и по врагу и издали, и прямой наводкой. Стреляли по танкам бронебойными. У нас имелись снаряды, которые пробивали здания и доты, и детонировали внутри, для большего разрушительного эффекта. Я сам был таким ранен. Немецкий снаряд внутри нашего дзота взорвался, но меня наружу выкинуло…

Закончил войну уже на улицах в Берлина. Немцы очень упорно оборонялись. Пока здание подчистую не разобьешь – дальше идти нельзя. Кричишь солдатику – не ходи! Там немцы еще могут быть! Не слушает – вперед идет. Выстрел – падает.

Другие картины войны описывает Максим Сидоренко – радист, служивший на авиационных аэродромах, прошедший всю войну от начала до конца и удостоенный ордена Красной Звезды:

- У нас в самом начале войны было 76 самолетов, а потом стало 13 – немцы все уничтожили. Еще помню, что очень часто самолеты не возвращались с вылетов во время Курской битвы… Техники были великолепными мастерами! Могли собрать из трех негодных самолетов один боевой! Лучшие самолеты у нас были – истребитель Як-7 и пикирущий бомбардировщик Ту-2. Главной рабочей лошадкой у нас был другой пикирующий бомбардировщик – Пе-2. На нем летал почти до конца войны и погиб над Бреслау наш лучший пилот и командир 6-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса дважды Герой Советского Союза гвардии генерал-майор Семен Иванович Полбин.

- Генерал-майор – и сам летал на боевые задания?

- Да! А немцы в Бреслау дрались отчаянно. Даже после капитуляции не хотели сдаваться, не верили, и только когда отправили им фашистского генерала с подтверждением, сложили оружие…

В Уфе парад стартовал маршевыми колоннами. Особое оживление у зрителей и ветеранов вызвал марш сотрудников кинологической службы вместе с верными овчарками в экипировке, явно украсившими колонну. Еще главным гостям праздника понравились студентки – будущие милиционеры и правоохранители. Они прошли тремя колоннами и не уступали мужчинам в слаженности чеканности шага. Что уж там говорить – первые две девичьи колонны прошли даже четче некоторых мужских…

Затем началось самое интересное – парад техники. Главной достопримечательностью стал танк Т-34-85, прошедший по проспекту Октября своим ходом и оставивший на асфальте заметные следы от гусениц. Этот модернизированный вариант 34-ки с 85-милимметоровой пушкой, пришедшей на замену ставшей явно недостаточной 76-милиметровой, воевал с 1944-года. Благодаря грамотному и массированному применению этот вид бронированной техники позволил нашей армии победить противника, имеющего более мощные и опасные танки. Т-34-85 действовали в армиях некоторых стран и после наступления нынешнего тысячелетия.

Далее перед зрителями проехала другая техника военных и послевоенных лет: мотоциклы М-72 с коляской и без, вооруженные пулеметом и даже минометом, трофейный мотоцикл «Диамант», автомобили BMW, знаменитые штатовские «Виллисы» и наш ГАЗ-67, легендарный грузовичок «полуторка» ГАЗ-АА. Особенно был отмечен легковой ГАЗ-М1, который отбыл на фронт в 1941-м из больницы №1 и потом вернулся в Уфу. Знаменитые послевоенные «Победа» и «Москвич» резко контрастировали с роскошным трофейным лимузином военных лет, на котором возили элиту фашисткой Германии.

После техники прошлого гордо – современные чудо-машины  бронетранспортеры,  бронированный автомобиль «Тигр», пожарная техника МЧС.

Страху нагнал здоровенный российский ракетный комплекс стратегического назначения «Тополь-М». Имелась в нем межконтинентальная баллистическая ракета или нет – неизвестно. Но все равно было не по себе от этой громады, способной в случае войны уничтожать целые города.

Перед началом праздничного концерта над площадью пролетел вертолет. Под ним развивалось треугольное полотнище с надписью «65 лет Великой Победе». Но самое главное, что запомнилось, это не марш и не интереснейшая техника, а светлые и добрые глаза ветеранов-победителей.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter