В Уфе прошел очный тур олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!»

В Уфе прошел очный тур олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!»

В Уфе прошел очный тур олимпиады школьников «Покори Воробьевы горы!»

11 марта 2015, 19:36
Общество
В Уфе прошел очный тур олимпиады для школьников «Покори Воробьевы горы!» - совместный проект Московского государственного университета и газеты «Московский комсомолец». Одно из самых престижных в стране интеллектуальных соревнований для учащихся 10 и 11 классов собрало в столице Башкирии одаренных ребят из многих регионов Урала и Поволжья - около 200 старшеклассников сдавали экзамены, чтобы получить «пропуск» в лучшие вузы страны. Принимать работы у наделенных пытливым умом одиннадцатиклассников и десятиклассников в столицу Башкирии прибыли профессора главного университета России – МГУ имени Ломоносова.

Таланты и поклонники

За 11 лет существования уникальный образовательный проект «Покори «Воробьевы горы!» дал путевку в жизнь множеству одаренных ребятишек из самых отдаленных уголков страны. При этом олимпиада «Покори Воробьевы горы» стоит особняком среди многих школьных соревнований. Экзамены, которые ребята из нескольких регионов России сдают в стенах Башкирского государственного университета, по сути, являются пропуском в любой вуз страны. Кроме того, олимпиада носит социальный статус – всем талантливым детям без исключения оплачивают дорогу, а также питание и проживание, как и их сопровождающим.

- Немаловажной целью олимпиады является развенчание мифа о том, что обучение в МГУ доступно лишь москвичам или ребятам из обеспеченных семей, - рассказывает менеджер центра по связям с общественностью «МК» Светлана Лаврущик. - Мы хотим дать шанс любому школьнику стать студентом этого высшего учебного заведения на бюджетной основе. Просто в таком престижном вузе должны учиться лучшие, а наши покорители Воробьевых гор доказывают этот статус из года в год.

Профессор механико-математического факультета МГУ Игорь Шейпак, принимавший экзамены в Уфе, считает, что Олимпиада «Покори Воробьевы горы!» - это «проект поддержки талантливых детей в регионах».

- И для самих детей проще принять участие в отборочных мероприятиях поближе к дому, ведь не все родители способны вывезти своих детей в Москву и в случае удачи получить бесплатное место в одном из лучших вузов страны, - говорит доктор физико-математических наук. 

По словам г-на Шейпака, появление в семье гениев в математике, физике, биологии и других науках не зависит от статуса и материального положения родителей. Даже наоборот: целеустремленных ребят из небогатых семей, поставивших себе цель получить высшее образование, среди участников олимпиады – большинство. За годы проведения этого соревнования преподаватели МГУ не раз убеждались, что в российской глубинке рождаются настоящие самородки.

– Если говорить совсем честно, то в регионах ребята сильнее: когда они приезжают, то и учатся часто лучше, чем москвичи, - говорит доцент философского факультета МГУ Татьяна Покровская, принимавшая экзамены в Уфе.

- Среди москвичей много «натасканных» детей, - объясняет Игорь Шейпак. – Эти ребята занимались с репетиторами и неплохо знают предмет. Но для такой науки как математика важно уметь мыслить, а этого репетиторы не дают.

Также преподаватели лучшего вуза страны отмечают еще немаловажную деталь, которая характеризует одаренных ребят из регионов – эти школьники считают ниже своего достоинства делать шпаргалки.

- Я ни разу не встречал, чтобы на олимпиаде в регионах дети списывали, - признается Игорь Шейпак. - Настоящие спортсмены допингом не пользуются. А дети, которые участвуют в нашем проекте в регионах, именно такие: они не хотят победы любой ценой, для них важно самим себе доказать, что они могут покорить Воробьевы горы и поступить в МГУ. Участники олимпиады уже в школе знают, какую науку хотят изучать и делают все возможное, чтобы дойти до цели. 

- На экзаменах в регионах - ни одной шпаргалки, ни одного мобильника, - подтверждает слова коллеги Татьяна Покровская. - Дети реально хотят проверить свои знания. Вот в Москве и на вступительных экзаменах, и на олимпиадах мы ловим со смартфонами, выгоняем ребят за это нарушение.

Игорь Анатольевич рассказал, что в свое время просил учебную часть предоставить статистику успеваемости детей, поступивших с помощью ЕГЭ и олимпиады.

- У победителей олимпиады «Покори Воробьевы горы!», поступивших в МГУ, самая лучшая успеваемость, - гордится профессор механико-математического факультета.

Любопытно, что выпускник уфимской школы № 93 Степан Комков, ставший в 2012 году абсолютным чемпионом олимпиады «Покори Воробьевы горы!», единственный в России получивший тогда сто баллов по математике, сегодня учится на третьем курсе на самом сложном факультете МГУ – мехмате, и Игорь Шейпак считает его одним из самых талантливых студентов.

- Парень не только обладает живым математическим умом, прилежно учится и очень дисциплинированный, он еще и лидер в группе, - говорит Игорь Анатольевич. – Впрочем, ничего удивительного нет – ведь дети, которые и в самом деле мечтали поступить в самый престижный вуз, и в дальнейшем стремятся быть лучшими. Среди олимпиадников нет отчисленных или заваливших сессию, это ребята, которых ждет большое будущее.

- За все годы существования проекта я не перестаю удивляться тому, какие таланты выявляет олимпиада «Покори Воробьевы горы!». Ни за одного победителя и призера нам еще ни разу не было стыдно, - соглашается Светлана Лаврущик.

Интересно, что уже в 2013 году Уфа показала рекордный результат, дав сразу двух абсолютных победителей в России. Лучшими в стране оказались Денис Валинуров из уфимского лицея № 153, проявивший недюжинные способности в математике, и ученик гимназии № 39 Даниил Иванов, показавший отличные знания в обществознании.

А в 2014-м для Башкирии итоги олимпиады «Покори Воробьевы горы!» оказались просто ошеломляющими: в число победителей и призеров вошли 25 подростков из республики. Такого не было никогда за всю 10-летнюю истории проведения этого престижного соревнования талантливых учащихся. Но и это не единственный рекорд, поставленный школьниками из Башкортостана в прошлом году.

Взять, к примеру, «царицу наук» - математику. Максимально возможные 100 баллов в нынешнем году во всей России смогли набрать лишь 8 выпускников, при этом трое из них – уфимцы, и все они - из одной гимназии № 93: Анастасия Корнилова, Алиса Семенова и Вячеслав Назаренко. Вячеслав Назаренко, кстати, стал дважды абсолютным чемпионом, присовокупив к 100-балльной победе в олимпиаде «Покори Воробьевы горы!» и наивысшие оценки в математической олимпиаде «Ломоносов», также проводимой МГУ. Сегодня он тоже студент этого престижного вуза, и преподаватели уверены, что юноша подает большие математические надежды.

Братья по разуму

Не удивительно, что и в этом году из уфимского лицея № 93 было много желающих пройти олимпиадные испытания в столице Башкирии. Преподаватели МГУ признают, что это в первую очередь – заслуга учителей, которые стремятся обучать своих подопечных не формально, а вкладывая в ребят душу.

Самыми интересными персонажами нынешнего состязания стали близнецы из 93-й школы Альберт и Артур Валиуллины. 17-летние парни легко щелкали задачи по физике.

- Куда труднее было справиться с отборочными задачами, - рассказывает Артур. - Одна оказалась особенно хитрой, у нее было несколько путей решения, и чтобы упростить путь к ответу, нужно было заметить неочевидное условие, которое заметно сокращает число шагов. Вот где пришлось подумать, ведь чем больше действий тебе придется совершить, тем больше вероятность допустить ошибку в расчетах.

Родители Артура и Альберта далеки от технических наук, а любовью к физике братья обязаны школьному учителю – Татьяне Жиляевой.

– Нам повезло, что мы попали именно к ней, Татьяна Михайловна - очень известный в Уфе педагог, - говорят юноши.

Несмотря на то, что братья похожи друг на друга, как две капли воды, Альберта от Артура отличают только очки, причем никто не возьмется сказать, кто из юношей их носит, школьники утверждают, что не соревнуются друг с другом.

– У нас нет соперничества. Если хотя бы один станет победителем - уже здорово, - хором говорят они. - Мы всегда радуемся успехам друг друга.

Уфимские братья-самородки хотят поступить на физический факультет или мехмат МГУ. Близнецы Валиуллины уверены: на каком из двух престижных факультетов они бы ни остановились, заниматься в будущем будут наукой.

При этом парни не похожи на записных «ботаников», наоборот, находят время ходить в бассейн, поиграть зимой в хоккей, а летом в футбол и баскетбол.

- Еще увлекаемся компьютерами и программированием, хотя в этой области мы не так сильны, - признается Артур. – И времени, в отличие от одноклассников, нам на все хватает, потому у нас физико-математический класс, так что большая часть нагрузки приходится именно на эти предметы, а именно они нам даются легче всего.

- Несмотря на любовь к учебе, назвать и других покорителей Воробьевых гор «заучками» ни у кого не повернется язык, - говорит Светлана Лаврущик. - Олимпиадники – личности увлеченные, разносторонне развитые. Глядя на них, понимаешь, что за ними действительно будущее страны.

Андрей Ишин из Бузулука Оренбургской области, сдавая экзамен по обществознанию, оспорил высказывание Петра Чаадаева, что любое доброе дело в какой-то мере корыстно.

– Во время военного конфликта БТР, где находился мой земляк, наткнулся на мину, - рассказал школьник. – Чтобы спасти товарищей, он отвел горящую машину подальше. Сам погиб, но люди были спасены. Наверно, в момент, когда он принимал это непростое решение, в последнюю очередь думал о себе, о том, какой славой обрастет его деяние. У него было одно желание – спасти товарищей. Еще я привел в пример подвиг защитников Сталинграда. Какая корысть в этом героизме? Я уверен, что подобные поступки люди совершают по зову сердца. Эта потребность идет из глубины души.

Казанский одиннадцатиклассник Мурат Бакеев, кроме того, что считает себя докой в обществознании, увлекается сочинительством и недавно получил премию мэра Казани за композиторскую деятельность.

– Я индивидуалист, музыкальной «банды» у меня нет, - улыбается Мурат. – Сейчас нахожусь в поисках собственного стиля и пробую себя в разных направлениях. Сфера интересов – классическая и джазовая музыка. У меня есть произведения с элементами татарских мотивов, есть сюита для скрипки с фортепиано, где я использовал древнегреческие лады, она по стилю смахивает на средневековую музыку, а есть вполне современные работы.

С недавних пор одиннадцатиклассник из Казани стал еще и телезвездой. Мурат принял участие в телевикторине «Умники и умницы» и получил приглашение на финал телешоу.

Одиннадцатиклассница Алия Ямалиева из Набережных Челнов, несмотря на свой юный возраст, уже публикуется в научном российском журнале. Девушка пишет специфические статьи – некрологи технологиям, которые умирают. Например, кнопке, которую сейчас сменяют сенсоры, компьютерным оптическим дискам, ртутному градуснику.

Десятиклассница Альбина Кусяпкулова из Елабуги уже сегодня работает в научной лаборатории, где «варит газоразделительные пленки».

- Это не так сложно, достаточно строго соблюдать инструкцию, - объясняет девушка. - При производстве аммиака нужно разделять попутные газы, и наши газоразделительные мембраны пропускают аммиак, а другие газы уходят.

На олимпиаде девушка сдавала сразу два предмета – химию и… литературу.

- Друг говорит, что при разговорах о книгах у меня загораются глаза, - рассказывает Альбина. - С другой стороны, я слышала фразу, что каждый химик может стать философом, но не каждый философ – химиком.

Олимпиаду по праву можно назвать народной: только в этом году покорить Воробьевы горы попытались почти сто тысяч школьников. Башкирия – единственный регион, в котором в лучших традициях благотворительности участникам очного этапа организаторы оплачивают проживание, транспорт и обеспечивают трехразовым питанием. Все эти расходы по пребыванию олимпиадников в Уфе берет на себя Благотворительный фонд «Урал».

Игорь Шейпак замечает, что олимпиады задумывались не только как поддержка ребят из российской глубинки, но и как некоторое дополнение к ЕГЭ.

- Многие вузовские преподаватели столкнулись с поколением детей, поступивших по ЕГЭ, где нет творческих задач, а есть стандартные, усредненные тесты, - рассказывает Игорь Анатольевич. - Традиция вступительных экзаменов, где были красивые, хорошие задачи, способные заставить ребенка проявить себя, ушла. На олимпиаде стандартных задач вы не найдете: каждое задание требует изобретения особого решения, справиться с которым можно только при творческом подходе.

Преподаватели московского университета уверены, что ЕГЭ «отсеивает самородков».

- Есть пример: мальчик хорошо выступил на городской московской олимпиаде, попутно решал сложные задачи нешкольной программы, получал результаты, которые публиковались в журнале «Квант», а на ЕГЭ не добрал баллов, не попав в нужный шаблон, - рассказывают они.

Однако преподаватели ведущего московского вуза отмечают, что «сегодня начались позитивные процессы – хотя бы в единый госэкзамен вернули сочинение».

- Пришло осознание, что дети разучились излагать мысли: последний экзамен в университете, где предполагалась устная часть, состоялся в 2009 году, потом от него отказались, - с сожалением вспоминает Игорь Анатольевич. - Говорили о том, что это очень субъективная оценка знаний, но когда вживую говоришь с ребенком – возникает совсем другая картина – ты видишь его подготовленность и понимаешь, действительно ли он знает предмет. Хорошо, что существует олимпиада «Покори Воробьевы горы!», и мы можем лично увидеть талантливых детей во многих регионах России.

Карта мира глазами школьника

16-летний Сергей Пласкеев из Пензы, будущий выпускник школы № 11 с юридическим уклоном, на «Воробьевы горы» приехал сдавать обществознание. Парень увлекался лыжными гонками и биатлоном, но теперь это в прошлом – год он отдал учебе. В заочном туре Сергей набрал 86 баллов, что стало для него неожиданностью.

- Не планировал писать очный тур, но как получил результаты заочного, решил поехать. На написание итогового эссе давалась неделя, но я ничего не делал, однако в последний день сел и написал. И получил неожиданный результат, - рассказывает он.

В этом году участники олимпиады писали задания по книге Эриха Фромма «Человек для себя».

- Не зная философии Фромма, сложно понять тему, - объясняет школьник. - Проблемы денег, власти, жадности, эгоизма очень актуальны в наше время.

Тренд года – уклон школьников-гуманитариев в дипломатическое образование. Так 17-летний Владимир Заболотских из 76-й гимназии Набережных Челнов, сдающий в Уфе олимпиаду по истории, намерен посвятить жизнь междурядным отношениям.

- В заочном туре я набрал 90 баллов, - рассказывает Владимир. – Несмотря на то, что много друзей, которые мечтают получить инженерное образование, хочу заняться гуманитарным направлением. В планах поступить на факультет мировой политики МГУ - хочу стать дипломатом.

А двое друзей Алмаз Кабиров и Юрий Никифоров - выпускники челнинской школы № 60 - поставили себе цель написать задание по обществознанию. Парни заканчивают 11 класс с социально-экономическим уклоном.

В заочном туре олимпиады Алмаз написал задание на 92 балла, а Юрий на 84.

Алексей Войтин из 3-го лицея Оренбурга стал одним из рекордсменов, получив 98 баллов по обществознанию в заочном туре. И так же, как и коллеги по испытаниям, столкнулся «с мощным эссе», в которое вложил тезисы по влиянию общества на человека, озвученные немецким социологом и философом Эрихом Фроммом.

- Я развил мысль о том, что психические отклонения напрямую связаны с устройством общества, в котором человек живет. Тезисная основа – из теории Фромма и марксизма, а также собственные наблюдения - ведь это также входит в комплекс обществознания.

Алексей планирует посвятить последующие годы изучению дипломатических наук.

18-летний Дмитрий Панин из того же лицея, набравший 90 баллов на заочном туре, также как и одноклассник планирует уйти в дипломатию.

- Я писал эссе по произведению Фромма «Революция надежды», куда добавил последние события на Украине, картину политической ситуации в мире и влияние на нее СМИ.

Михаил Королев из Набережных Челнов рассказывает, что его будущее - международное частное право, юриспруденция и политология, хотя хотел бы и заниматься оружейной инженерией.

Анита Хасанова из Орска тоже пока не определилась с будущей профессией. Девушка выбирает между юридическим и историческим факультетами.

– Интерес к истории был всегда, - говорит она. – Меня привлекает не столько древность, сколько XIX и ХХ век, особенно внешняя политика СССР.

Анита окончила музыкальную школу по классу классической гитары, любит читать.

Землячка Аниты Таня Быковская с детских лет была уверена, что станет историком. Интерес к науке у нее возник с первого урока. Как-то школьница заявила, что хочет отправиться в археологическую экспедицию, чем немало напугала родителей.

– В нашей семье историей интересуются многие: папа, бабушка, дедушка. Конечно, все это оказало влияние и на меня. Каждый уважающий себя человек должен знать историю родной страны, - уверена она. – Изучая предмет, я вынесла, что многие события повторяются, история развивается циклично, можно найти определенное сходство и предположить примерное развитие событий в дальнейшем. Мне интересен XIX век, хочется знать как можно больше про свою страну.

Подруга Татьяны Быковской по музыкальной школе и танцевальной студии Софья Богданова приехала из Орска побороться за победу на экзамене по биологии. Мечта девушки – продолжить семейную традицию.

– В моей семье целое поколение врачей по папиной линии – бабушка, папа и его братья, - говорит она. – Меня медицина интересует давно, также увлекаюсь химией. Хочу проявить себя в медицине на высшем уровне.

Землячка Татьяны и Софьи Ирина Бекк тоже в будущем собирается посвятить себя медицине, но семейной традиции не имеет.

– Мой папа работает в пожарной бригаде, а мама – домохозяйка, - рассказывает она. - Родители пытались повлиять на мой выбор, ведь на врача нужно очень долго учиться, да и труд этот часто бывает непосильным. Но я считаю, что другого пути у меня нет.

Альбина Мухаметзянова из Давлеканово пошла по стопам родителей-медиков. Девушка хочет заниматься фармацевтикой.

– Фармакология – это ведь не только работа в аптеках, но и создание новых препаратов, в том числе на наноуровне, - поясняет она.

Еще одна участница состязаний по биологии – Алина Тимирясова из Казани – личность разносторонняя. Девушка окончила музыкальную школу по двум специальностям, пела в джазовом ансамбле. А еще она увлекается конным спортом, входила в сборную Татарстана и имеет разряд.

– С четырех лет я теребила маму: хочу играть на скрипке, а когда стукнуло 11, сказала, что хочу кататься на лошади, - делится она. - В этом году мне нужно получить кандидата в мастера спорта, но сейчас совсем нет на это времени.

Выбор будущей профессии Алина объясняет тем, что «биология – область, где впереди много открытий».  

- Я хотела бы изучать неврологию. Думать, что если ты хочешь проявить себя в науке, то должен стремиться к этому, - говорит она.

Примечательно, что в нынешнем году олимпиада «Покори Воробьевы горы!» по всем предметам - первого уровня.

- Это говорит о больших преференциях для ребят, - поясняет доцент философского факультета МГУ Татьяна Покровская. - Обычно победа на олимпиаде первого уровня – это автоматическое зачисление на профильный факультет. Результаты нашей олимпиады принимаются во всех вузах, и дети, которые себя хорошо проявили, смогут поступить в любой университет на свой выбор. В некоторые вузы могут даже принять без экзаменов. Кроме того, за победу часто дают сто баллов за ЕГЭ по профильному предмету.

Преподаватель отмечает, что после окончания МГУ многие талантливые выпускники возвращаются в свои регионы, «хотя им поступает много заманчивых предложений».

- Думаю, что для родных регионов такие выпускники - это очень полезное приобретение, - говорит она.

Результаты олимпиады «Покори Воробьевы горы» будут известны 26 марта.

Вероника ПОЛЯНСКАЯ,

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter