Posted 10 февраля 2008,, 21:08

Published 10 февраля 2008,, 21:08

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Глубинная проблема. Появится ли свет в конце самого длинного тоннеля в республике?

10 февраля 2008, 21:08
Мы уже рассказывали о незавидной судьбе самого длинного и глубокого автомобильного тоннеля Башкирии, который пролегает под парком Лесоводов в Уфе. Первую очередь подземного коридора длиной свыше километра планировалось сдать еще в 2006 году, но не сложилось из-за недостатка финансирования. В 2008-м грандиозная стройка может вновь начать жить. Уже в феврале тоннель перейдет городу и задачей уфимских властей станет поиск инвесторов, способных продолжить возведение подземного коридора. Для того, чтобы закончить монументальное строительство, требуется влить в долгострой около шести миллиардов рублей. И это при том, что в землю уже зарыто 2,5 миллиарда рублей. Корреспонденты <МКС> побывали в рукотворном подземелье, строительство которого началось еще в прошлом веке.

Пройдет еще 20 лет…

Этот тоннель – лишь небольшое звено в грандиозном плане решения транспортной проблемы Уфы, задуманном свыше 20 лет назад. Градостроители намеревались соединить две федеральные трассы М7 и М5 и разгрузив обходные магистрали. Однако амбициозный проект может так и не воплотиться в жизнь, поскольку возведение подземного коридора – дело крайне хлопотное и затратное. Тем более, что на проходческие работы в республиканском бюджете на 2008 год заложено лишь 50 миллионов рублей.

И если при прокладке метро используются тоннеле-проходческие машины, то уфимский коридор пробивают с помощью горно-проходческого комбайна. По технологии строительства полагается сначала возвести три направляющие штольни, из стен которых впоследствии образуют два капитальных тоннеля. Причем строительство временных коридоров одной длины должно вестись параллельно. Однако, как утверждают эксперты, сегодня Северная штольня пробита на километр, Южная продвинута не более чем на 600 метров, а Центральной не хватает 60 метров для выхода на заданной точке на склоне реки Уфа. В капитальном исполнении готов лишь один тоннель и то – длиной около 100 метров, о втором коридоре речи не идет. А ведь штольни строятся уже 15 лет.

Между тем, столица Башкирии, где ежегодно прибавляется по 20 тысяч автомобилей, сейчас, как никогда, нуждается в реализации этой смелой идеи.

Три года строительство почти не велось и лишь недавно проходческие работы были возобновлены. Но и сегодня стройку нельзя назвать ударной – норма выработки минимальная – шесть метров в месяц. Специалисты уверяют, что если тоннель и дальше будет возводиться такими темпами, то завершение строительства стоит ожидать не ранее, чем через 20 лет. И при этом транспортный коридор исчерпает пятую часть времени, положенного для его эксплуатации – 100 лет.

Ломать - не строить?

На строительство тоннеля республике и городу катастрофически не хватает средств. Но при этом достраивать коридор необходимо. Ведь уже возведенные штольни – временные сооружения и не рассчитаны на десятки лет. Уже несколько раз стены времянок проваливались. Как утверждают рабочие, обвал на одной из штолен был настолько серьезным, что в лесу, над этим местом, появилась небольшая воронка. Именно из-за потенциальной опасности строительство не может быть заморожено.

Раздавались смелые голоса, предлагающие ликвидировать часть построенного тоннеля. Но против кардинальных мер выступают специалисты, утверждающие, что при ликвидации уже прорытого коридора обрушится территория равная двукратной глубине его залегания. А глубина штолен составляет от 50 до 80 метров, причем Центральная располагается под улицей Менделеева.

Как выяснилось, подземная стройка осталась без присмотра. Год назад с объекта был снят последний взвод военизированной горноспасательной охраны, прикомандированный из Межгорья. А по мнению специалистов, подземелье требуется сторожить, чтобы любопытствующие не рисковали своей жизнью.

- Любая искусственная подземная полость таит в себе опасность, - уверен начальник Приволжского поисково-спасательного отряда МЧС России Вячеслав Климец. – И для тех, кто работает внутри, и для тех, кто находиться на поверхности над объектом.

Возможно, что Уфе удастся выбить средства на преодоление этой проблемы, а пока чужим здесь лучше не ходить.

Оптимистическая развязка?

Городские власти оптимистично заявляют, что тоннель будет жить и «не потеряет автодорожное значение». Чиновники уверены, что с помощью инвесторов сумеют достроить самый длинный и глубокий подземный коридор республики.

Но даже если тоннель будет достроен, планы градостроителей прошлого века так и останутся несбывшимися. Дело в том, что по проекту подземный коридор должен выводить автомобильный поток на мост через Уфимку. А ведь к строительству этой переправы еще не приступали. На ее возведение потребуется не менее миллиарда рублей, по крайней мере Каменная переправа, которая строится чуть ниже по течению, обходится казне именно в такую сумму.

- Мостостроение – дорогое удовольствие, - замечает начальник производственно-технического отдела «Мостотряд-30», ведущий работы на «каменке» Алексей Смирнов. – В последнее время резко подорожал металл – основная статья расходов. На нашем объекте только на одну половину моста требуется пять с половиной тысяч тонн металла. А тонна стоит 80 тысяч рублей.

В Зауфимье задуманный от тоннеля мост должен переходить в автотрассу «Восточный обход» и вливаться развязку на дороге М5 в районе поселка Жилино.

Во сколько обойдется строительство автотрассы через заливные пойменные луга, чиновники не знают, но при подсчете зажмуривают глаза.

С другой стороны подземного коридора, на проспекте Салавата строители успели возвести путепровод, который призван соединить с ним улицу Бессонова. Эта развязка проектировалась для вывода транспортных потоков с проспекта Октября на магистраль Салавата и обратно. Но теперь путепровод подвергся консервации.

- У нас нет средств на снос частного сектора от путепровода до Комсомольской, - разводит руками начальник отдела капитального строительства управления коммунального хозяйства и благоустройства Уфы Алексей Шульга.

Правда, как утверждает г-н Гильмутдинов, в Градостоительном совете, в 2008 году начнут возведение развязки на пересечении улиц Комсомольской и Галле. Проект этого путепровода уже утвержден, все дело лишь в деньгах.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"