Posted 9 октября 2012,, 14:53

Published 9 октября 2012,, 14:53

Modified 17 октября 2022,, 18:22

Updated 17 октября 2022,, 18:22

Опасно, яд! Транспорт отравляет городской воздух больше химических производств

9 октября 2012, 14:53
В последнее время в России регистрируется масса экологических движений, которые намерены завоевывать сердца избирателей борьбой за чистый воздух и землю. В башкирском Минюсте уже зарегистрированы два отделения всероссийских партий, которые ставят экологию во главе своих политических пристрастий - «Альянс зеленых» и «Российская экологическая партия зеленых». Оба политических объединения намерены на зеленой волне принять участие в республиканских выборах, а значит, в ближайшее время электорат начнут пугать экологическими проблемами. Корреспонденты «МКС» решили разобраться, действительно ли над республикой нависла экологическая угроза и реально ли решить экологические задачи политическими методами.

Дыхание через выхлопную трубу

Любопытно, что экологи называют главными загрязнителями воздуха в городской среде – автомобильные выхлопы. Мы насколько привыкли к наличию на городских улицах железного рычащего стада, что не задумываемся о вреде, который несет городу все увеличивающаяся автомобильная армия. Доля автомобильных выхлопов растет в среднем на 5,8% в год и сегодня именно автотранспорт прочно удерживает «почетное» первое место в деле загрязнения городской воздушной среды.

- Удельный вес выбросов автотранспорта в общем объеме продолжает оставаться высоким – более 60 процентов, - говорит глава Союза экологов Башкортостана Александр Веселов. - Количество автотранспорта ежегодно увеличивается на 7-9 процентов. По количеству автомобилей на тысячу жителей Уфа занимает третье место после Москвы и Питера. По данным ГИБДД количество транспорта в Уфе на начало 2010 года составило более 350 тысяч машин, из них 300 тысяч – легковой автотранспорт.

Заторы в Уфе в последнее время стали привычным делом, а больше всего вредных веществ двигатели автомобилей выбрасывают на минимальных оборотах. Причем выхлопные газы не висят над дорогой, а поднимаются с ветром до любого этажа. И деревья под окнами вовсе не спасение от ядовитых «миазмов», а напротив – ловушки для сбора отравы.

По данным новейших исследований, загрязненный выхлопными газами воздух потенциально опаснее химических отходов. Переезд в центр города может нанести здоровью больший урон, чем добровольное проживание рядом с химическим производством. Как утверждают экологи, каждый автомобиль выбрасывает в атмосферу около 200 различных химических компонентов, каждый из которых может стать причиной смертельных заболеваний – рака и лейкемии.

О масштабах проблемы лучше всего говорят контрольные замеры, проведенные летом на самых оживленных уфимских перекрестках. В атмосферном воздухе определялись девять основных загрязняющих веществ (диоксид азота, формальдегид, пыль неорганическая, оксид углерода, бензапирен, ароматические углеводороды – бензол, толуол, этилбензол, ксилол).

На пересечении уфимских улиц Округа Галле и Рихарда Зорге содержание пыли превысило предельно допустимый коэффициент в полтора-три раза, бензапирена – в 4,7-10,7 раз, оксида углерода – в два с половиной раза. Уровень оксида углерода в районе ДК УМПО был в 1,4 раза выше нормы, а содержание самого токсичного элемента выхлопов - бензапирена на пересечении улиц Александра Невского и Первомайской превысило ПДК в 5-17 раз. А ведь речь не идет о центральных улицах города!

В центре Уфы можно провести несколько часов, надеясь выехать домой. Представляете, сколько машин, стоя в пробках, травит город?

- Проблема в том, что двигатели отечественных автомобилей в лучшем случае соответствуют требованиям «Евро-2», в то время как Запад уже перешел на стандарт «Евро-5» и всерьез задумывается о переходе на «Евро-6», - говорит академик АН РБ Владислав Шагапов. - На многих иномарках, которых в городе становится все больше, стоит каталитический нейтрализатор выхлопных газов, снижающий уровень их токсичности. Однако это не решает проблемы. Дело в том, что фильтрующего элемента хватает максимум на 30 тысяч километров пробега, после чего эффективность нейтрализатора становится равной нулю. А какой нормальный водитель будет тратить несколько тысяч рублей на фильтр, ненужный никому кроме экологов?

Можно законодательно ограничить выезд на улицы машин с экологическими грязными двигателями, но принять такой документ могут только депутаты Госдумы. Хотя, как полагают эксперты, парламентарии засядут за такой закон, только в случае если Россия вступит в Евросоюз. Пока же выпуск и импорт машин нулевого и первого класса в государстве запрещен с 2006 года. Однако до сих пор эти автомобили ездят по нашим дорогам и перевозят пассажиров. Не трудно догадаться, что большая часть автомобильного парка Уфы даже близко не стояла рядом с евростандартами.

Дурно пахнущие мины

А еще по уровню негативного воздействия на окружающую среду вполне можно сравнить с химическим оружием… городской снег. Являясь отличным сорбентом, он как губка впитывает в себя все вредные вещества, производимые химпредприятиями, ТЭЦ и автотранспортом. К весне снежная масса крупного мегаполиса накапливает в себе более тридцати вредных химических элементов, среди которых встречается свинец, формальдегиды, бензопирен, остатки нефтепродуктов, хлориды, марганец и многое другое. Свой «вклад» вносят и коммунальщики. В прошлом году для борьбы с гололедом на дороги Уфы было высыпано 70397 тонн песка и 6016 тонн соли. По некоторым данным, из столицы Башкирии за весенние месяцы вывозится около 400 кубометров снежной массы. Отравленный снег сваливается за чертой города. Но никто не знает, сколько химических веществ попадает в реки, когда он тает. И уфимцы рискуют получить всю таблицу Менделеева в собственный водопровод каждую весну, введенные в эксплуатацию снегоплавильные пункты кардинально ситуацию не меняют.

Также, по мнению экологов, миной замедленного действия для Башкирии могут стать «тысячи несанкционированных захоронений опасных отходов».

- Мне достоверно известно про свалку отходов на Бирском тракте между «Химпромом» и зданием котельной, - рассказывает Александр Веселов. - Есть более двухсот внутризаводских полигонов для опасных отходов самих предприятий, например, у «СНОСа», «УМПО», «Соды», «Полиэфа» и других, где нет достоверного учета отходов и нет гидроизоляции. Никто не занимается выявлением нижеперечисленных свалок и санацией территории.

Закрытый завод «Химпром», кроме печально известной диоксиновой свалки, где в шламонакопителях собралось более полумиллиона тонн отходов в пастообразом и сыпучем виде, стал опасным и из-за так называемого «цеха № 41». Это комплекс по сбору ливневых и грунтовых вод с территории самого химзавода и окрестных предприятий, связанных в единую сеть водопроводов на площади 360 гектар. Цех фильтрации стоков защищает реку Шугуровка от загрязненной воды, которая могла бы попасть в Уфимку. После продажи заводских цехов, в которых сейчас обитают десятки мелких предприятий, очистные сооружения стали никому не нужны. Пока они находятся на городском балансе, но в мэрии надеются продать очистные сооружения. Только экологи опасаются, что все ликвидное имущество будет распродано, а сам цех останется никому не нужен. И тогда фильтровать стоки со всей северной промзоны будет некому. И это действительно может стать бомбой замедленного действия для всех уфимцев. Но вряд ли кто-то станет решать эту проблему политическими методами, слишком затратно, а общественный резонанс невелик. Очевидно, что обеспечить себе экологическую безопасность смогут только сами уфимцы, используя инструменты гражданского общества, но не политики, которые живут обещаниями от выборов до выборов.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"