Posted 9 октября 2007,, 18:31

Published 9 октября 2007,, 18:31

Modified 10 ноября 2022,, 19:04

Updated 10 ноября 2022,, 19:04

Роберт Паль: «К дачному сезону надо готовиться с осени и всю зиму»

9 октября 2007, 18:31
Вот и кончилось лето. Опустели грядки на дачных участках, оголились кусты и деревья в садах, зато заполнились холодильники и кладовки, погреба, кухонные шкафы в городских квартирах вареньями, соленьями и прочими дарами, выращенными и переработанными садоводами. Еще не собран весь урожай и осталось немало хлопот предзимней подготовки в саду, поэтому по-прежнему заполнены салоны пригородных автобусов и вагоны электричек горожанами, спешащими в кооперативные сады. В основном это немолодые люди среднего и даже ниже среднего достатка. Наша страница «Дачники» - о вас и для вас, рядовых многотысячной армии садоводов-любителей, неутомимых тружениках на работе, в быту, на садовых участках. В осенние и зимние месяцы вам надо подготовить семена, потом рассаду, заготовить, если нужно, строительный материал. Садовод – понятие круглогодичное, не сезонное.Сегодня у нас в гостях садовод и пенсионер, поэт и прозаик, член садового кооператива и Союза писателей Башкирии Роберт Васильевич Паль.

Четырех лет, в лихую военную годину, он остался сиротой. Кормились с бабушкой огородом. С тех пор он знает: земля – кормилица. Что вырастишь – то и съешь. А если еще траву накосишь, сено запасешь, тогда будешь и с молоком.

- Можно было возненавидеть этот бесконечный крестьянский изнурительный труд, но мне он близок.

Огород не только помог ему выжить, он сформировал характер, научил терпению и упорству. Впроголодь он закончил училище с такими твердыми знаниями, что без особого труда поступил в университет, а затем был принят на работу в башкирское книжное издательство.

Его трудолюбию завидовали коллеги по издательству, по редакции журнала «Бельские просторы». Отдельного кабинета у него как правило не было, но он умеет уединяться: поставит в общей комнате свой стол в уголке, да еще усядется за него так, что перед ним стена, и его многие часы ничто не отвлекает – ни разговоры в комнате, ни пейзаж за окном. По должности он изо дня в день углубленно читал чужие рассказы и повести, предлагал авторам сделать изменения либо уточнения в тексте. По призванию успевал писать свои произведения. В энциклопедии «Стерлитамакский район Республики Башкортостан» о нем сказано: Роберт Васильевич – автор пяти романов, семи повестей, тринадцати книг своих стихов и семи книг переводов прозы и поэзии литераторов народов Башкортостана на русский язык.

Не сказано лишь о титаническом, но невидимом для большинства его знакомых труде.

Когда садовый кооператив Союза писателей нарезал ему шесть соток земельной неудобицы – подлеска на каменистой почве, Роберт Васильевич остро ощутил: он с детства привык к стерлитамакским безлесным полям, а садоводство ему совершенно незнакомо. Для начала натаскал из леса земли и посадил яблони. И получил первый урок, ему пояснили, что на известковой почве лучше выращивать вишню.

Теперь на его участке вишня – на загляденье соседям. За темно-красными плодами зеленой листвы не видно. Сорт называется «Владимирская кустовая». Очень удобно собирать урожай с невысоких веток, при этом советуя соседям, у которых вишня вымахала выше телеграфного столба, не стремянку приобретать, а сорт растения заменять.

Груши у Роберта Васильевича по его определению «обалденные». Но прикипев душой к саду ему захотелось выращивать непривычные для нашей местности виноград и абрикосы. Он увлеченно рассказывает, что посадочную яму для винограда можно подготовить лишь единожды и «на сто лет», потом уже невозможно подправить недоделанное – взрыхлить землю, внести подкормку – нарушишь часть корней виноградной лозы и погубишь ее. Не один год прошел, пока дачная терраса оказалась в прохладной тени, а гроздья винограда висят над головой и ягоды просвечивают от солнечных лучей, пробившихся сквозь листву.

- К дачному сезону надо готовиться с осени и всю зиму, - убежден Паль. - Не просмотришь литературу, не осмыслишь прочитанное, не продумаешь весенние и летние действия в саду – можешь повредить посадки и даже погубить их. Садовод несет ответственность за то, чему он дал жизнь. Творческие неудачи при этом неизбежны. У меня в первую зиму погибли некоторые сорта винограда, а теперь за сезон до центнера гроздей созревает. Моей семье столько не надо, приходится друзей приглашать: собирайте, развозите по своим домам солнечные ягоды. Соседям по садовому кооперативу раздал черенки, рассказал, как сажать нужно: две почки внизу, одна наверху. Не у всех получилось, но кое-где виноград прижился. Тогда дальше объясняю, что оставить надо лишь две лозы и развести их, чтобы они не затеняли друг друга. Потому мы и называемся садовым кооперативом, что учимся друг у друга и перенимаем лучшее.

С абрикосами у Паля не вдруг получилось. Привезенный из Краснодарского края подвой привил на корень местной сливы, понял – не то. Выручили земляки, стерлитамакцы. Дали саженцы с прививкой на дикую уссурийскую сливу. Но ударили морозы под 50 градусов и абрикосы вымерзли, даже дальневосточные. В отчаянии выбросил корень и потом корил себя. Садоводу не нужно торопиться.

- В этом труд садовода и поэта схожи. Вначале продумай, потом еще раз продумай и лишь затем выполняй. В летние месяцы я как правило не пишу ни строчки, работаю в саду и в уме «прокручиваю» написанное и не законченное зимой, как правило сокращая текст. А осенью «сокращаю» крону деревьев и кустарников, удаляю лишние ветки, готовлю садовый участок к зиме, а сам уже готов сесть за письменный стол, чтобы записать строчки, многократно продуманные за лето, и прочитать советы бывалых садоводов. Пора готовиться к будущей весне и круговерти работ в саду.

Юрий ЕРОФЕЕВ.

"