Posted 9 апреля 2013,, 11:50

Published 9 апреля 2013,, 11:50

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

«Башавтотранс» вложил миллионы рублей в безопасность и комфортабельность междугородных перевозок

9 апреля 2013, 11:50
Крупнейший северо-западный оператор пассажирских перевозок – нефтекамский филиал «Башавтотранса» обновил парк междугородных автобусов. Перевозчик запустил на популярные маршруты семь новых автобусов марки Scania. И пассажиров, выбирающих госавтокомпанию для поездок по Башкирии, заметно прибавилось. Не секрет, что на междугородных рейсах пиратствуют нелегальные автоперевозчики – эту сферу никто не контролирует. Частники, на автобусах, безопасность которых никто не проверяет, подбирает пассажиров у городских автовокзалов, и мчатся на всех парах, рискуя жизнями доверившихся им людей. И если на городских территориях за нелегалами ведется хоть какой-то надзор, то на междугородных маршрутах для них раздолье. Но если случится что-то непредвиденное – в лучшем случае пассажир может остаться посреди дороги с багажом в руках, а про худший не хочется и думать. В Нефтекамске нашли способ борьбы с нелегальными извозчиками – предоставили пассажиру безопасность и комфорт.

Движение без суеты

И теперь люди сами выбирают компанию, которая гарантированно доставит до места и при этом обеспечит максимальные удобства.

Модернизация парка машин обошлась предприятию почти в пятьдесят миллионов рублей. Как рассказал «МКС» директор нефтекамского автотранспортного предприятия Альберт Нурисламов, иномарки запущены по маршрутам «Уфа-Нефтекамск», «Бирск-Нефтекамск», «Уфа-Янаул», «Нефтекамск-Пермь». Ближе к лету комфортабельные Scania повезут пассажиров из Уфы в Ижевск. Для этого направления машины шведской разработки подходят оптимально, поскольку дорога пролегает через переправу на реке Кама, а автобусы скандинавской марки, благодаря изменяемой высоте дорожного просвета, идеально адаптированы к паромным судам.

- Мы ведем речь об обновлении стратегии перевозок. Вот посмотрите, все эти студенты ждут посадки на новый автобус, - говорит директор предприятия, показывая рукой на платформу автовокзала заполненную молодыми людьми, ожидающими посадки на четырехчасовой пятничный рейс до Уфы. – Они могут перейти дорогу и сделать кассу нелегалам, однако им интересно уехать на мягком комфортабельном автобусе по расписанию, а не по мере наполняемости салона. Пассажир голосует рублем, и мы рады, что лидируем в этой гонке.

Водители новых автобусов тоже утверждают, что пассажиры проявили интерес к новинкам.

- Ко мне подходят и даже интересуются, во сколько мы поедем в обратный рейс, чтобы успеть именно на новый автобус, - рассказывает водитель Нефтекамского АТП Юрис Исхаков. – Это очень комфортная для пассажира машина, мягкие эргономичные кресла, под каждое сидение подается поток теплого воздуха, что важно для весенней слякотной погоды и промокшей обуви, а расстояние между креслами позволяет чувствовать себя свободно.

Умные машины

По словам водителей новая Scania удивляет тюнингом от производителя и вниманием к мелочам. Так, например, все люки багажного отсека открываются с дистанционного пульта, а над средней дверью смонтирована камера наблюдения, изображение с которой передается на монитор в панели управления водителя. Помимо стандартного набора кнопок, над головой каждого пассажира есть клавиша зуммера, подобная оснащению в самолете.

- Звук зуммера означает остановку по требованию, - объясняет водитель Мулланур Мугаллимов. - Пассажиру даже не нужно ко мне подходить, он дает знать, что у ближайшего населенного пункта нужно притормозить, и потом я вижу его на мониторе, готовящимся на выход у средней двери. Технология стала настолько обыденной, что не требует для постоянных пассажиров дополнительных пояснений.

- Я с 1983 года, как начал работать в государственном автопредприятии, обкатывал почти все марки автобусов, были в моей практике междугородние «ЛАЗ», «Мерседес», VDL и другие машины, но «Скании» удивляют мягкостью хода – пассажиры говорят, что даже кочек не чувствуют, - продолжает Юрис Исхаков. – Отличный обзор, шумоизоляция, и система видеопоказа. Пассажиры просят заранее поставить те или иные фильмы, особенно заказывают старые советские комедии.

- Ежедневно мы делаем по пять выходов в Уфу из Нефтекамска и два из Янаула, - рассказывает Альберт Нурисламов. – По статистике, в среднем загружается 60-70 процентов салона, что нам позволяет вести работу со студенческой аудиторией. Так, если обычный билет на рейс Уфа-Нефтекамск стоит 290 рублей, мы делаем скидку и везем студента за 240 рублей – все равно остаемся не в накладе, так как автобус заполняется. А для учащихся это очень существенная экономия, так что в тарифной политике мы идем навстречу студенческому сообществу.

Интересно, что в северо-западном направлении преобладающий пассажирский трафик состоит из промежуточных пассажиров – тех, кто путешествует, например, между двумя деревнями и подсаживается на сельских остановках. А «сквозные» пассажиры, то есть те, которые едут от начала и до конца маршрута, в будни составляют всего двадцать процентов.

- У нас неплохой устоявшийся пассажирский трафик до Дюртюлей, особенно студенческий, когда в пятницу они разъезжаются, и, наоборот, с утра в понедельник возвращаются в Нефтекамск, - говорит руководитель предприятия. – Это накладывает на перевозчика ответственность. Если, например, салон загружен на 30 процентов, это не значит, что можно поменять большой автобус на менее вместительный, чтобы избежать излишних трат. Люди могут решить, что и в следующий раз и не поехать на комфортабельной «Скании». На то они и регулярные перевозки, что автобус поедет по маршруту, даже если в салоне два-три пассажира.

Надежная, как весь гражданский флот…

Кроме запуска на маршруты новых иномарок предприятие развернуло рекламную кампанию, агитирующую покупать билеты через интернет.

- Конечно же, в первую очередь интернет-продажи нацелены на молодежь, - говорит Альберт Нурисламов. – Сейчас у каждого учащегося есть банковская карточка, на которую перечисляется стипендия или пересылают деньги родители, и интернет – есть все условия для развития виртуальной покупки билета и бронирования мест. За купленным через интернет билетом не нужно приезжать на автовокзал, а достаточно показать удостоверение личности посадочному контролеру, хотя бы тот же студбилет. Пока еще это не сильно развито, но я уверен, что со временем на интернет будет приходиться до половины билетных продаж.

Обновив иномарками автопарк, нефтекамские транспортники задумываются о расширении чартерных летних маршрутов. Уже многие годы перевозчик отмечает растущую популярность озер Соль-Илецка в Оренбургской области. На летние месяцы в госпредприятии намерены подкрепить это туристическое направление новенькими «Сканиями».

- Плохими автобусами пассажиров не завлечешь, - уверен Альберт Хамитович. – Тоже самое относится и к сервису: водители в галстуках, в салонах чистота, вежливое отношение к клиенту, особенно к постоянным пассажирам. Это политика предприятия.

Интересно, что в транспортной компании, получив новые машины шведской марки, задумались о внедрении практики обслуживания рейса стюардом. Дело в том, что новые модели европейских автобусов больше не комплектуются спальным местом для второго водителя под полом в средней части салона.

Теперь на этом месте смонтирована бортовая кухня. В основании у средней двери запрятан бак водонагревателя для питьевой воды, а в верхней консоли перед пассажирскими сидениями глубокий вместительный холодильник. В нише стеновой панели обустроен кран титана, мойка, микроволновка и разделочная доска. По словам г-на Нурисламова, всего этого нехитрого набора достаточно, чтобы разливать кофе в глубокие стаканчики, и хранить бутерброды.

- Автобусный проводник был распространен еще в советское время на туристических маршрутах, в некоторых моделях автобусов для интуристов даже была бортовая кухня и бытовые отсеки, так что это явление для отечественных перевозок не новое, - рассказывает г-н Нурисламов. - Стюардов можно увидеть в автобусах на всех зарубежных курортах, они разливают прохладительные напитки, раздают легкие обеды, отвечают за порядок в салоне. Интересно, что сейчас на маршрутах между городами средней России и столицей также распространена практика бортпроводника. В нашем случае стюардесса взяла бы на себя роль и кондуктора для пассажиров, которые садятся в автобус между населенными пунктами.

Полный вперед!

Нефтекамский перевозчик работает сегодня на 13 городских, 30 пригородных и 14 междугородних маршрутах, которые обслуживают 140 автобусов.

Кстати, обновление парка ожидает не только междугородние рейсы, но и городские.

По словам г-на Нурисламова, сегодня идут переговоры о покупке новых «НефАЗов» для обслуживания муниципальных маршрутов.

- Мы должны предлагать нефтекамцам что-то новое, показывая, что мы двигаемся вперед, не стоим на месте, а работаем над улучшением внутригородских маршрутов, - рассказывает он. - В наших планах новые низкопольные машины с электронными маршрутоуказателями, и надеюсь, горожане оценят наши старания. Постоянно работая над улучшением комфорта и безопасности пассажиров, мы выигрываем конкурсы на обслуживание города - в глазах местных властей мы надежный партнер. Поэтому в Нефтекамске нет нелегалов.

У транспортников башкирского Детройта есть свои фирменные принципы и правила. Так, например, каждому автобусу к летнему сезону полагается выходить на маршруты с занавесками в салоне, чтобы пассажиры спасались от зноя.

А пассажирские машины моют даже зимой, для этого в гараже предприятия реанимировали зимнюю мойку с зоной обсушки.

Глава нефтекамского предприятия, побывав недавно в Липецке, где делегация «Башавтотранса» изучала опыт местных транспортников по развитию пассажирской платежной системы, еще раз убедился, что нужно увеличивать пункты пополнения карт.

- Нефтекамцы, по статистике, совершают до одного миллиона поездок на общественном транспорте, на руках наших клиентов более тридцати тысяч электронных проездных, - рассказывает г-н Нурисламов. – Безусловно, нужно увеличивать количество пунктов пополнения карт, и мы прилагаем для этого усилия.

Из 563 работников транспортного предприятия – 157 кондукторов. Нефтекамский перевозчик пока не готов отказаться от штата салонных кассиров.

- Мы не сможем уволить кондукторов – потеряем доход, - говорит руководитель Нефтекамского АТП. – Сомневаюсь, что мы воспитали постсоветское поколение, которое будет рассчитываться без кондуктора по принципу: «совесть – лучший контролер». А если устроить выход пассажиров через переднюю дверь – это грозит потерей времени и толчеей на остановках, нарушением интервала между автобусами. А наши пассажирские машины ходят, как по часам!

Дмитрий КОЛПАКОВ. Фото автора.

"