Posted 7 декабря 2018,, 11:47

Published 7 декабря 2018,, 11:47

Modified 17 октября 2022,, 19:43

Updated 17 октября 2022,, 19:43

Стать другом: В Уфе ищут волонтеров для наставничества детей из детских домов

7 декабря 2018, 11:47
В Уфе благотворительный фонд «Наши дети» запустил первую в республике программу наставничества детей из детских домов. Желающие могут прийти на бесплатное обучение и присоединиться к волонтерству.

Понять программу после пары звонков, конечно, нельзя, хотелось посмотреть на людей, которые готовы посвятить себя сиротам. Начальным пунктом стал тренинг для будущих волонтеров, который проходил в детском доме №9. Оторвать голову от подушки морозным субботним утром, чтобы приехать в Черниковку, смогли где-то десять человек. В основном девушки, парней в Уфе в волонтерском движении, как признаются организаторы, не хватает катастрофически. Как и волонтеров вообще. Поэтому для благотворительного фонда такое количество слушателей – своего рода успех.

Алина и Динара

Уже там, на месте, после знакомства и психологических упражнений, к нам присоединилась одна из уже действующих наставниц – худенькая девушка с короткими черными волосами, смущаясь, рассказала про свой опыт. Она рассказывала, почему нелегко быть наставником, почему не нужно строить иллюзий, предупредила, что дети не всегда рады тебя видеть, призналась, что даже спустя два месяца ей иногда бывает сложно найти общий язык со своей подопечной.

Алина сейчас волонтер в программе благотворительного фонда «Наши дети», которая действует в Уфе год. Аналогов этому в городе еще не было – вся суть в том, чтобы помогать подросткам из детских домов в социализации и быть готовыми к самостоятельной жизни. В роли помощников выступают обычные взрослые – те, кто прошел обучение и твердо решил взять на себя обязательство стать кем-то для ребенка без мамы и папы.

Алина (имя изм., – прим. ред.) пришла в программу относительно недавно, на тренинг для новой волны волонтеров забежала перед очередным посещением Динары (имя изм., – прим. ред.) – своей подопечной из детского дома. Она рассказала и о первой своей встрече с девочкой, смеясь, добавила: «Наверное, Динара меня начала испытывать с первого дня». Тогда она рассказала девочке, что занимается керамикой. Динара заинтересовалась, и они договорились, что Алина в следующий раз принесет глину, чтобы сделать кружку вместе. Девочка ответила, что хочет нарисовать своего любимого героя из игры «Бенди и чернильная машина», поставила песенку со строчкой: «Сделай мне машину и умри», а в день встречи нарисовала Бенди на кружке и написала «Умри».

К чему этот рассказ? К тому, что самое главное для волонтеров, решивших стать частью программы «Наставничество» – понимать зачем и для чего ты идешь в детский дом. Об этом неоднократно на тренинге говорила координатор программы Салима Мануилова. Поэтому каждому, кто пришел, задавали три вопроса: «Есть ли опыт общения с детьми из детских домов и приютов?», «Зачем ты пришел в программу?», «Хочешь ли ты стать наставником?». Самый главный вопрос – последний. Важно также понимать, что отношения с ребенком, как и любые отношения – бывают сложными. Нужно помнить, что лучше не строить воздушных замков и чего-то ждать. Но самое важное – понимать, что придя в программу, ты можешь стать для ребенка настоящим другом. Алина так и сказала под конец своего выступления: «Знаете, я уже сейчас ничего не жду, раньше я боялась и переживала, не могла понять, зачем я это делаю, сейчас я просто прихожу к Динаре и стараюсь дать ей все, что могу».

Салима Мануилова – сама наставник. Как и у Алины, отношения со своей подопечной складывались гладко не всегда. Но, когда период «перетряски» прошел, установилась очень крепкая, долговечная связь. В целом, об опыте, отношениях и психологии на той встрече говорилось много и неспроста.

Таких тренингов для будущих наставников два: «Технология наставничества» и «Психология сиротства». На каждом подробно рассказывается, через что прошли дети из детского дома, и что важно понимать, встав на путь волонтера программы. Если после обучения желание стать наставником не пропало, волонтеры проходят собеседование, встречаются с психологом и проходят медицинскую комиссию. В свою очередь, дети тоже заполняют анкету, эти анкеты без фотографии дают будущим наставникам. После этого происходит долгожданная встреча.

Ваня и Даня

Интересно, что чаще всего дети и наставники внешне очень похожи друг на друга. Алина и Динара – яркий тому пример: обе худощавого телосложения, с короткой стрижкой и черными волосами. Еще один «кирпичик» для укрепления этой теории – Ваня и Даня. Они считаются одной из успешных пар среди 24 сложившихся. Оба спортсмена, оба очень активны, у обоих целый фонтан идей.

С Ваней мы встретились чуть позже. Как оказалось, он уже довольно успешный бизнесмен и в программу пришел довольно осознанно. Сначала ездил в детские дома с партнерами, чтобы поздравить детей с праздниками, помочь материально. Тогда же и понял, что хотел бы что-то поменять в системе, что эта тема ему небезразлична. Помог принять решение, как признается Ваня, и тот факт, что он сам рано потерял отца, и прекрасно представляет, через что прошел его подопечный.

По удивительному совпадению, с Даней он познакомился случайно еще на первом тренинге. Увидел мальчика в коридоре, когда тот его деловито окликнул и спросил: «А что это у вас такое?». Получив ответ на вопрос, развернулся и пошел дальше по своим делам. Ваня признается, что перед первой очной встречей уже в качестве наставника, он вообще не мог представить, что к нему придет тот же деловой паренек. Еще Ваня совсем не переживал, так как не питал никаких иллюзий и понимал, что эти отношения сложатся надолго, что его подопечный – подросток со своим опытом и историей, поэтому и любые заносы Дани воспринимает спокойно. «Это как с другом, всегда знаешь, что потом все будет хорошо», – подмечает он. Отношения Дани и Вани складываются легко может еще и потому, что Даня такой же серьезный, как и Ваня. В детском доме оказался недавно, маму лишили родительских прав, но на такие темы парни между собой не говорят. Зато много говорят о будущих планах, совместных увлечениях, и пытаются найти то, чем Ваня может ему помочь. Все наставники считают, что со временем, все получится и у Алины с ее подопечной.

– Самое главное – быть с ребенком искренним, прислушиваться к его интересам. Это не значит, что его нужно «покупать», это значит, что нужно пытаться найти выход из ситуации и помочь ему в его трудностях. Наша задача – дать ту поддержку, которая ему нужна. В обычной жизни родители могут понять, что нужно ребенку, детей из детских домов раскрыть некому, для этого и нужны наставники, – объяснила Салима Мануилова.

В благотворительном фонде «Наши дети» признаются, что для них люди, которые становятся наставниками – гордость и основа проекта. Сейчас задача фонда – найти еще больше волонтеров, зажечь их идеей, поддерживать и мотивировать на протяжении проекта.

Для всех желающих стать наставником следующий тренинг состоится 9 декабря в детском доме № 9, в 10:00. Предварительно лучше записаться по номеру телефона: +7(937) 836 74 75. По этому же номеру телефона можно задать и дополнительные вопросы, если вам нужно узнать что-то еще для принятия решения.

"