Posted 7 февраля 2012,, 14:46

Published 7 февраля 2012,, 14:46

Modified 10 ноября 2022,, 18:54

Updated 10 ноября 2022,, 18:54

Символику крупных корпораций используют для введения в заблуждение потребителей

7 февраля 2012, 14:46
Антимонопольная служба Башкирии рассмотрела жалобу центрального офиса Сбербанка об использовании уфимской сетью центров выдачи займов «Касса №1» бывшего фирменного стиля сберегательного банка. По мнению сотрудников кредитного учреждения, предприниматели скопировали фирменный цвет и шрифт в оформлении пунктов выдачи мини-кредитов. Как сообщила «МКС» начальник отдела взаимодействия с госорганами, аналитической работы и рекламы УФАС Юлия Дудина, «Кассе №1» предписано в ближайшее время изменить дизайн оформления фасадов своих пунктов.

В самой «Кассе № 1» утверждают, что дизайну Сбербанка не подражали.

- С выводами ФАС мы не согласны, предписание будем обжаловать в суде,- рассказал «МКС» заместитель генерального директора компании «ИнвестКапитал» Дмитрий Громыко.

В подтверждении своей правоты «ИнвестКапитал» готов приложить результаты социологического опроса, в котором респонденты не признают сходства между их офисами и отделениями Сбербанка. Сам банк от комментариев воздержался.

Глава УФАС Зульфира Акбашева заметила, что в Башкирии уже есть прецеденты, когда потребительские кооперативы выбирали дизайн хорошо известных и зарекомендовавших себя корпораций. Так, она напомнила о скандале вокруг кооператива «ИнвестКапиталКредит», который в своем оформлении подражал «ИнвестКапиталБанку». Однако наказать его за использование фирменного стиля известного банка не удалось, в итоге кооператив прогорел, погрязнув в долгах перед вкладчиками.

- Кооператив ставил в своем названии точку, кавычки, знак плюс и доказывал, что его название и оформление к банку не имеют никакого отношения, - говорит г-жа Акбашева. – И стоило где-то банку открыть свой офис, например, в Челябинске или Перми, рядом появлялся пункт «ИнвестКапиталКредита», как две капли воды схожий оформлением. Люди несли туда свои деньги, уверенные, что доверяют их банку, а оказалось, что мошенникам. В это время на наше ведомство в прокуратуру поступили 15 жалоб, что мы, требуя изменить дизайн вывесок, ущемляем интересы честного предпринимателя. А об интересах потребителей почему-то никто не подумал.

Между тем в антимонопольном ведомстве начали подробно исследовать оформление рекламы фирмы «Добрые деньги», в чьем дизайне проглядывается предыдущая версия корпоративного стиля другой госкомпании – «Почты России». Ее рекламные ролики, предлагающие мини-кредиты и услуги ломбарда, в январе крутились на уфимских телеканалах, а рекламными баннерами завешаны фасады многих зданий на «красных линиях».

В управлении федеральной почтовой связи по РБ сообщили, что прообраз почтового логотипа, изображенный на вывесках «Добрых денег», не используется уже два года, однако шрифт «DG Roslin Gothic» остался в фирменной символике почты до сих пор.

Как объяснил «МКС» помощник руководителя УФПС Борис Слуцкий, фотографии рекламных баннеров и телерекламу «Добрых денег» сейчас изучают юристы центрального офиса «Почты России». А вот мнения представителей компании «Добрые деньги» узнать не удалось.

- Я не знаю, кто руководит фирмой и где находится руководство, я всего лишь справочная, - ответила по указанному в рекламе телефону девушка и тут же повесила трубку.

Надо полагать, люди, введенные в заблуждение похожей символикой, понесут свои средства в «Добрые деньги», уверенные, что сотрудничают с госкорпорацией и вновь окажутся обманутыми.

Между тем эксперты в один голос утверждают, что дела с «двойниками» известных компаний имеют отличную судебную перспективу.

- В обоих случаях можно усмотреть пиратское использование фирменных шрифтов, а это воровство интеллектуальной собственности, - говорит руководитель башкирского отделения союза дизайнеров России Марс Ахмадуллин. – Достать корпоративный шрифт - сегодня не проблема, можно купить сборник на диске или скачать в интернете.

По словам г-на Ахмадуллина, если официальные коммерческие шрифты писались по заказу и охраняются авторским правом, то «при наличии желания и воли юристы могли бы доказать в суде их нелегальное использование».

- Даже если был использован бывший корпоративный стиль – это нарушение прав на средства индивидуализации, что предусмотрено четвертой частью Гражданского кодекса РФ и законом о защите конкуренции, - напомнила руководитель «Первой фирмы патентных поверенных» Маргарита Сафина.

Старший преподаватель кафедры маркетинга и рекламы института управления и безопасности предпринимательства БашГУ Михаил Бреслер полагает, что придираться к незаконному копированию шрифта и начертанию названия нет смысла, нужно делать ставку на введение в заблуждение потребителей.

- Однозначно офис «кассы» визуально воспринимается как филиал Сбербанка, - говорит г-н Бреслер. - Хотя в обоих случаях отсутствуют логотипы и названия госкомпаний, но использованы их цвета и шрифты, что автоматически отсылает память потребителя к хорошо известному бренду. Переделанный логотип с элементами почтового штемпеля и марки еще больше усиливает сходство с рекламой почты.

А вот глава УФАС Башкирии считает судебные процессы о заимствовании стилей товарных знаков бесперспективными.

- Наши суды выносят решения по формальности – есть точка или кавычка – значит другой товарный знак, - говорит г-жа Акбашева. - Для них дизайнерские нюансы из разряда несерьезного. Они не могут или не хотят понять, к каким последствиям для потребителей это может привести.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"