Posted 6 ноября 2014,, 17:41

Published 6 ноября 2014,, 17:41

Modified 10 ноября 2022,, 18:44

Updated 10 ноября 2022,, 18:44

Фермеры-частники завоевали половину продуктового рынка

6 ноября 2014, 17:41
По данным Башминсельхоза, личные фермерские хозяйства по показателям продаж обогнали крупный аграрный бизнес, и по некоторым продуктовым линейкам достигли от 62 до 65 процентов от общего объема отрасли. Об этом сообщил министр сельского хозяйства РБ Николай Коваленко на профильном комитете республиканского парламента.

В большинстве случаев свои доходы частники-аграрии не декларируют, однако растущая прослойка класса мелких фермеров разом заменили собой сгинувшую советскую сеть потребкооперации и заготовительных пунктов, овощехронилищ, забойных цехов и прочую продуктовую инфраструктуру.

Так за прошлый год личными хозяйствами продано 1 млн 83 тысячи тонн картофеля из 1 млн 120 тысяч тонн всего выращенного в республике. И 280 тысяч тонн овощей из 340 тысяч тонн.

– За этот год в личных подсобных хозяйствах произведено 677 тысяч тонн молока, продано на убой 76 тысяч тонн скота и птицы – это 62 и 45 процентов от общего объема, соответственно, - перечисляет глава Башминсельхоза.

Село и поехало

Подсчитали власти и чем владеют частники. По статистике на август у «кулака» было 739 тысяч голов скота – это 57 процентов от всей скотины в регионе, 71 тысяча свиней – 26 процентов, 794 тысячи коз и овец – 87 процентов, 70 тысяч лошадей – 51 процент.

Государство помогает единоличнику, например, выплачивает часть процентов по банковским кредитам фермеров. Так, в 2012 году правительство выплатило 74,5 млн рублей, в 2013 году – 69,9 млн рублей, а в этом году 51 млн рублей.

Г-н Коваленко посетовал, что в Башкирии пункты приема молока не везде работают круглый год, а мясо хоть и принимается мясокомбинатами круглогодично, но не всегда фермеров устраивает закупочная цена. По другим продуктам нет инфраструктуры для заготовки: Башпотребсоюз, когда-то владевший сетью из сотен приемных пунктов по всей республике, почти свернул свою деятельность.

Глава Миякинского района Зайнулла Насыров поделился наблюдениями, что даже сильнейшая засуха последних лет не погубила мелких фермеров.

- Только что прошли 5 лет засухи, а у частников 19,6 тысяч голов скота из 37 тысяч всего по району, 7,5 тысяч дойных коров, 16,5 тысяч овец - говорит чиновник.

Однако по словам г-на Насырова, «не каждый «личник» может приехать в Уфу или Стерлитамак и встать за прилавок».

- Везде стоят перекупщики, - резюмировал он.

Закупочная цена на мясо у «перекупов» в среднем 180-190 рублей за кило, позже на рынках мясо продается чуть ли не на сто рублей дороже.

Прибыль миякинских частников перевалила 500 млн рублей, но в официальной статистике эти деньги не отражены.

По словам же главы администрации Буздякского района Радика Хазиева, за восемь лет появились отлаженные цепочки сдачи молока.

- Поначалу население не верило молокозаводам: обманывали по ценам, по пять лет не рассчитывались, - рассказывает г-н Хазиев. - Но затем молокозаготовщики, чтобы вернуть доверие, сразу начали рассчитываться наличкой, затем договорились об оплате раз в неделю, а потом и вовсе на банковские расчеты перешли. Сейчас эти пункты оборудованы по последнему слову техники – стоят танки-охладители, молзавод прокредитовал покупку транспорта, и оплачивает электроэнергию, и, как итог, в 2013 году - 40 млн рублей получили за свое молоко жители района.

Перекати-поле

По словам буздякского чиновника, закупочная цена за молоко варьируется от 12 до 15 рублей. Например, в других районах этот ценник не выше 11 рублей. Это при том, что в торговых сетях ниже 35 рублей за литр пачку молока не найти. Двойная и тройная разница в цене объясняется транспортными расходами и затратами на переработку и фасовку.

Также, по мнению министра сельского хозяйства РБ Николая Коваленко, разница в стоимости между молоком фермеров и на полке магазина - из-за затрат на заготовку: нужно поехать в село, содержать молокосборной пункт, платить зарплату заготовщикам.

- Есть где и по 13 рублей платят сельчанам за литр. Надо понимать, что зимой цена на молоко подрастает, - говорит министр. – Зимой сдается меньше, но и за этими литрами тоже нужно посылать автоцистерну, и также платить зарплату водителю.

Глава Буздякского района рассказал парламентариям, что отношения между частными скотовладельцами и скупщиками молока изменилось в корне: даже качество сырья проверяют специальным прибором.

- Вначале фермеры разбавляли молоко, сливки снимали и шли на другие хитрости, - вспоминает буздякский начальник. - Однако теперь молокосдатчики заинтересованы в качестве – за это дают премии от молокозавода.

Радик Хазиев не без гордости сообщил, что несмотря на сложности экономики и трудности в жизни простого крестьянина, поголовье крупнорогатого скота в его районе достигло планки 16,5 тысяч голов.

- Когда я начал работать 12 лет назад, поголовье было 7 тысяч голов, - сказал он.

Но если с молоком все более-менее понятно, то с продажей мяса есть проблемы.

- По идее так же должна была бы развиваться сдача мяса, но мы потеряли наработанную республиканскую потребкооперацию, отлаженную в советское время, - сетует г-н Хазиев.

Частичным выходом из положения стали ярмарки, в райцентре под них отдали целую площадь, и там фермеры торгуют с поставщиками.

- Цена мяса в Буздяке – ниже 230 рублей за килограмм последние пять лет не опускалась, - рассказывает глава. - Еженедельно в выходные продается по 15 тонн мяса.

Другой вопрос, важный для мелких фермерских хозяйств – пастбища. По словам главы, в районе все выгулы с советских времен сохранили, на многие оформлены паи.

- Компания «Таврос», бывшая ГК «Разгуляй», за каждый земельный пай выплачивает налоги, дают одну тону зерна и тонну сена с доставкой на дом, и сколько угодно соломы, и это дало нам возможность сохранит поголовье, - похвалился районный глава.

Голод – как фактор

Радик Хазиев рассказал, что четыре года назад в районе купили 250 голов коров герефордской мясной породы, в надежде завоевать новые ниши на продуктовом рынке.

- Это красное мясо, быки растут до одной тонны, в республике есть всего в паре районов только, - говорит он. - Куда только мы не предлагали это мясо. Ни один ресторан не взял. Оказывается, не умеем мы употреблять красное мясо: мы эти стейки не едим, у нас менталитет другой.

В то же время власти аграрных районов радуются что мелкие фермеры начали поднимать овцеводство, в советское время приносившее неплохие барыши, но погибшее вместе со всей текстильной промышленностью.

- Овцеводством у нас, и в Бижбулякском районе много занимались при советской власти, я когда в 80-х годах начинал работать, в моем хозяйстве только 25 тысяч голов овец было, - рассказывает глава Миякинского района Зайнулла Насыров.

- Почему было убито овцеводство? Перестали закупаться шерсть, а на одном мясе на них не заработаешь. В одном Буздякском совхозе было маточное поголовье 9 тысяч голов, и 7 тысяч в Матросовском совхозе. Буздякский район, да и все Зауралье были краем овцеводства. Сбыт пропал на два десятилетия, но сейчас возрождается, - говорит руководитель Буздяка. – Мы вернулись к советской практике, когда каждый магазин из системы РайПО в Субханкулово стал заготовительным пунктом: у продавцов есть право покупать шкуры, яйца и прочее, и тут же продавать их населению.

Главы аграрных районов заверяют, что население занято, «ни одного квадрата земли не пустуют», села работают.

- В одном только Буздякском совхозе на момент развала союза было 80 комбайнов, а сегодня во всем районе – 67 комбайнов, - объясняет глава Радик Хазиев. - Потому что техника позволяет заменить одним человеком 12 рабочих того периода. Но эти же люди есть, их нужно занять. А личное хозяйство и дает эту занятость.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

фото автора

"