Posted 5 июня 2012,, 16:16

Published 5 июня 2012,, 16:16

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

Смертники. Скутеристы стали бичом для всех участников дорожного движения

5 июня 2012, 16:16
Эта дорожная трагедия стала самой обсуждаемой на минувшей неделе – на перекрестке улиц Кирова и Цюрупы в столице Башкирии, столкнувшись с пассажирским автобусом, разбился насмерть 40-летний скутерист Альберт Ильясов, оседлавший мини-мопед «Галактика» лишь за неделю до своей гибели. 36-летний водитель пассажирской машины Фарит Шаймухаметов, не сумевший пережить обвинений в смерти человека, наказал себя сам, повесившись неподалеку от своего родного села Аняс в Миякинском районе. У водителя автобуса остались сиротами двое детей, один из которых грудной, потеряли отца и дети владельца скутера.

Роковое ДТП унесло жизни сразу двух человек, осиротив еще шестерых – ребятишек и жен. А общественность до сих пор спорит – действительно ли в жуткой аварии виноват водитель автобуса? И почему в Уфе игрушечные мопеды, создающие явную опасность на дорогах, стали полноправными участниками дорожного движения?

Мужчина на мопеде, видимо, опасался, что погаснет зеленый сигнал светофора, и надеялся проскочить перекресток перед автобусом – ведь опыта передвижения по городским улицам у него не было, и рассчитать время, необходимое для преодоления этого отрезка он не мог и потому поддал газу. А ведь это первое правило водителя – не преодолевать перекресток на большой скорости, так как опасность может исходить как от других транспортных средств, так и от пешеходов. Но навыков и знаний о нештатных дорожных ситуациях у человека, купившего скутер, не было.

«НефАЗ» же, двигавшийся с небольшой скоростью и пропустивший весь встречный транспорт, стал роковой преградой для маленького мопеда – скутер, как будто не заметив автобуса, на полном ходу просто влепился в капот пассажирской машины, а при таком столкновении у наездника не было шансов выжить.

Гаишники сделали однозначный вывод, что в случившемся виновен Фарит Шаймухаметов – он, выполняя левый поворот с улицы Кирова, обязан был притормозить и пропустить несшегося на высокой скорости скутериста.

Но для обычных автолюбителей виновность водителя оказалась не столь однозначна, поскольку происшествие зафиксировала веб-камера «Уфанета», и видеоролик уже на следующий день появился в сети. На видеоизображении отлично видно, что автобус преодолевает поворот со скоростью не более пяти километров в час, в то время как скутерист появляется в видеобзоре камеры настолько внезапно, летя с другой стороны улицы Кирова, что в обычном режиме глаз не успевает уследить момент пересечения мужчиной перекрестка. Для того, чтобы понять, откуда выскочил владелец скутера, видео нужно остановить или включить заново, а потому нетрудно представить, что даже если водитель автобуса смотрел направо, чтобы исключить помеху на повороте, он, в силу устройства человеческого зрения, не сумел бы увидеть мопед с человеком.

Плюс ко всему всем автовладельцам, сталкивавшимся со скутеристами на городских улицах, известно, что при передвижении в общем потоке эта игрушка с мотором находится в «слепой» зоне, не попадая из-за приземистости в обзорные зеркала. И даже если велосипедисты, передвигаясь по запруженным улицам, рискуют, что их не увидят водители авто, то, что говорить о скутере, который намного ниже педального средства передвижения? Высота скутера хорошо, если сравнима с высотой колеса «НефАЗа», а потому находившийся с левой стороны водитель, даже если обладал бы сверхскоростным зрением, физически не мог бы углядеть несущийся на уровне колесных дисков мопед.

Но закон суров, но он закон.

- Скутерист ехал на зеленый разрешающий сигнал светофора, - говорит главный гаишник республики Динар Гильмутдинов. – Поэтому вина водителя автобуса очевидна – поворачивая, он должен был пропустить скутер, движущийся прямо.

Автоэксперты уверены – вину водителя еще нужно было доказать, ведь очевидно, что оба участника трагедии, двигаясь в параллельном направлении, ехали на зеленый сигнал светофора – так что правил дорожного движения шофер автобуса не нарушил. Он обязан только был пропустить скутер, но тот появился слишком внезапно. В ГАИ есть показания водителя белой «Нивы», который уверяет, что на светофоре, как только замигал сигнал, машину обогнул скутер и выскочил вперед. Именно поэтому на видео камеры «Уфанета» непонятно, откуда выезжает наездник на мопеде. Водители, находившиеся на другой стороне перекрестка в момент переключения сигнала, видели только белый автомобиль, намеревавшийся двинуться прямо. Так что исход этого дела в суде прогнозировать было бы сложно, и не факт, что водитель пассажирской машин понес бы серьезное наказание. Но сегодня дело закрыто в связи со смертью предполагаемого виновника аварии.

Выводов следователей Фарит Шаймухаметов ждать не стал, признавшись супруге, что не может жить с таким грузом вины. Мужчина отправился в ближайший лесок, попрощался по мобильнику со всеми родственниками, объяснил, что «убил человека», а потому у него нет другого выхода, и повесился на брючном ремне.

- Я хотел обратиться к жителям Уфы - не надо никого судить, - говорит генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Алексей Клуг. – Погибший был очень совестливым человеком, тонко чувствующим, не черствым, как многие, потому и не пережил своей вины. Фарит Шаймухаметов очень аккуратный водитель, никаких нарушений и дисциплинарных взысканий не имел. Поймите, работа водителя очень тяжелая и не простая, эти люди отвечают за огромное количество жизней.

И все-таки, хотелось бы, пусть и после того, как водитель автобуса сам наказал себя, расставить в этой истории точки над i.

Водитель автобуса имеет отдельную категорию в правах, позволяющую ему передвигаться по городу и перевозить людей, а скутеристы водительских прав не имеют, да и транспортным средством назвать такой мопед язык не поворачивается. Для того, чтобы любому автолюбителю выехать на городские улицы, требуется досконально выучить правила дорожного движения и доказать свое право управлять машиной, а скутеристу достаточно оплатить покупку в магазине, чтобы наравне с другими участниками дорожного движения передвигаться в потоке, подвергая опасности свою и чужие жизни.

Шофер пассажирской машины - не дилетант на дороге и, благодаря тому, что ежедневно преодолевает огромные расстояния по запруженным улицам столицы Башкирии, умеет принимать нужные на шоссе мгновенные решения и, наверное, не раз сталкивался с нештатными ситуациями. Не секрет, что водительский хлеб нелегок, и в этой профессии работают люди с железными нервами и стойким характером, одна ответственность за жизнь пассажиров, сидящих за спиной, чего стоит!

Но, получается, что даже суперпрофессионалов на дороге подстерегает страшная опасность в виде игрушечных мопедов, которым кто-то разрешил участвовать в небезопасном дорожном движении. Законодатели не предусмотрели возможность появления таких транспортных средств и никакой ответственности скутеристы не несут – такую норму не прописали ни в одном законодательном акте. За езду на мотоцикле без шлема существует штраф, а на скутере можно передвигаться не только без специальной защиты, но и без сдачи экзаменов на знания ПДД. По нашим законам, полноценными транспортными средствами, подлежащими регистрации, являются только авто, объем двигателя которых превышает 50 кубических сантиметров, а скутеры в эту категорию не попадают. Кто-то и воспользовался этим пробелом в законодательстве, выбросив на рынок игрушки, сегодня ставшие бичом для всех участников дорожного движения.

- Сотрудники Госавтоинспекции бессильны, - разводит руками глава УГИБДД МВД по РБ Динар Гильмутдинов. – Было время, в Советском Союзе я сам получал водительское удостоверение на право управления даже велосипедом. А сегодня могу только посоветовать родителям не покупать детям скутеры.

Понятно, что легкость приобретения мини-мопеда и быстрота передвижения, отсутствие каких-либо законных ограничений выбрасывают в кровь скутеристам, которые не всегда дети, а вполне взрослые люди, массу адреналина, но почему от забав должны страдать другие? Ведь сегодня, когда скутеров на улицах становится все больше, на месте водителя пассажирского автобуса может оказаться любой автолюбитель, который не заметит летящей приземистой ракеты. Да и пешеходы не застрахованы от внезапного появления мопедов, столкновение с которыми также может стать смертельным. Гибель владельцев малогабаритных мопедов теперь тоже не редкость – в мае на спуске с улицы Заки Валиди на проспект Салавата Юлаева, столкнувшись с мусоровозом, насмерть разбилась 18-летняя девушка, и ведь и в этом случае скорость большой машины была невелика. И водитель также не увидел в слепой зоне скутеристку, а барышня, не имея навыков вождения, пыталась, газанув, проскочить мимо мусоровоза справа и оказалась прижата к бордюру. Столкновения с многотонной махиной она не пережила. С начала 2012 года в республике произошли 36 ДТП с участием скутеров, в результате которых 3 человека погибли и 33 получили травмы. В минувший понедельник около семи часов вечера на трассе Дюртюли–Нефтекамск при столкновении с «Рено-Логан» погиб еще один 22-летний водитель скутера.

- Честно говоря, я не использую мотоцикл в качестве средства передвижения по городу, - говорит известный уфимский мотогонщик, 8-кратный чемпион мира Николай Красников. - На мотоцикле трудно соблюдать скоростной режим, потому что скорость городского режима на нем не чувствуется. Мотолюбители чаще всего скорость не соблюдают, и именно это чаще всего и приводит к авариям… Лично я на мотоцикле по городу не катаюсь.

Понятно, что многим водителям-дилетантам, только-только садящимся за руль, кажется, что они бессмертны, а возможность управлять авто на большой скорости усиливает ощущения собственного могущества. Понимание дорожной ситуации, которая может стать опасной в любую секунду и хрупкости человеческой жизни, приходит с опытом, которого у скутеристов, получающих навыки вождения во дворе, просто не может быть.

Впрочем, если на дорогах так часто происходят трагедии с участием скутеристов, принять нормативные акты, ограничивающие движение мини-мопедов на оживленных улицах вполне по силам и региональным законодателям, не дожидаясь, пока появится российский закон. Свой документ могут разработать как депутаты уфимского горсовета, так и парламентарии Госсобрания РБ. И хотелось бы, чтобы местные законодатели вышли с такой инициативой как можно быстрее, чтобы смерть водителя автобуса Фарита Шаймухаметова, решившего наказать себя не только а гибель человека, но и несовершенство законодательства, оказалась не напрасной.

"