Posted 5 марта 2014,, 10:24

Published 5 марта 2014,, 10:24

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Самая незаметная для пассажиров служба уфимского аэропорта отвечает за комфорт и безопасность авиаполетов

5 марта 2014, 10:24
Мало кто, поднимаясь по трапу в салон самолета, заинтересуется работой водителей, мерзнущих в зимнюю стужу, или специалистов по наземному обслуживанию, обеспечивающих встречу воздушного судна под проливным дождем. Одна из самых многочисленных служб уфимского аэропорта - перронного обслуживания – самая незаметная для пассажиров.
- Такова специфика нашей работы – оставаться незамеченными, - говорит начальник службы Инна Матвеева. - Но от нас зависит, насколько комфортным и безопасным будет полет.

Глава СПО аэропорта «Уфа» Инна Матвеева окончила финансово-экономический институт по специальности «планирование промышленности», и сама признается, что «на работу в аэропорт попала совершенно случайно».

- Много лет назад для меня приехать в аэропорт кого-то проводить или встретить, постоять посмотреть на самолеты – было настоящим удовольствием, - вспоминает она. - И когда в 1983 году предложили работу в аэропорту, согласилась не задумываясь.

Работала техником по учету, техником-нормировщиком, стала старшим диспетчером службы спецтранспорта. Затем замужество, рождение детей, и в 1989 году она была вынуждена уволиться по семейным обстоятельствам.

- Если вам довелось поработать в авиации и узнать всю эту отрасль изнутри, вы буквально заболеваете этой работой, - говорит она. – Даже если кто-то уходит, то обязательно возвращается. Так и я вернулась после рождения детей - в 1993 году устроилась в дочернюю компанию «Башаэроинвест». Через год пригласили в службу спецтранспорта заместителем начальника по эксплуатации. Это предложение для многих было очень неожиданным: хрупкая женщина - и вдруг спецтранспорт!

Принять это предложение настояла мама Инны Исхаковны - Любовь Ивановна: «Попробуй дочь, не получится – уйдешь». Но все получилось.

Именно так Инна Исхаковна, сама того не ведая, положила начало целой династии: ведь теперь в этой непростой отрасли трудятся муж, сын и дочь.

- Сын Роман закончил УГАТУ и Академию гражданской авиации, работает в службе организации пассажирских перевозок. Дочка Валерия окончила авиационный университет, сейчас трудится в представительстве «Аэрофлота», супруг Игорь Александрович работает в Башаэронавигации.

Сама она возглавляет одно из важнейших производственных подразделений – службу перронного обслуживания.

Инне Исхаковне удалось поработать сразу при трех исторических этапах развития аэропорта: в уфимском авиаотряде в советское время, в постсоветском «БАЛе» и в нынешнем международном аэропорту «Уфа».

- Когда был объединенный авиаотряд, объем перевозок был огромным: самолеты летали с регулярностью движения трамваев, с остановками в пяти-шести городах, и тогда никто не заботился ни о комфорте, ни об удобстве пассажиров, - вспоминает она. - Но я помню и непростое время конца 90-х, когда в сутки было всего семь-восемь вылетов. Мы переходили на сокращенный рабочий день – экономический спад задел все отрасли. В Башкирии всегда были развиты «северные» перевозки – «вахтовых» самолетов в полетном расписании было много, но в тот момент даже они сократились.

И сегодня, по словам Инны Исхаковны, началось возрождение: возвращаются прежние маршруты, появляются новые.

- Я рада, что стала свидетелем нового исторического этапа – в прошлом году уфимский аэропорт обслужил более 2 миллионов пассажиров. Аэропорт Уфы первым из российских региональных (с пассажиропотоком 1,5-4 миллиона пассажиров в год) успешно прошел сертификацию на соответствие мировому стандарту производственной деятельности ISAGO.

Сегодня Инна Михайловна вспоминает, какие порядки существовали в советской отрасли.

- Помните, как было раньше? Можно было пешком по перрону идти к самолету, а сейчас требования к качеству обслуживания и безопасности ужесточаются: по международным стандартам положено создать пассажирам комфортные условия. Поэтому доставка пассажиров осуществляется высокотехнологичными, комфортабельными автобусами.

Так же Инна Исхаковна упоминает, что сегодняшняя система предполетного досмотра пассажиров не позволит пронести в салон ничего запрещенного.

- А в 90-е водитель перронного автобуса обнаружил забытый кем-то пистолет, - рассказывает она с улыбкой. - Однажды нашу мойщицу летательных аппаратов наградили грамотой за то, что нашла в салоне самолета патроны. Конечно, с современной системой досмотра такие находки сегодня исключены.

Перронная служба, возглавляемая Инной Матвеевой, создана меньше года назад по образцу западных аэропортов, со всей соответствующей технической иерархией и полномочиями. Подразделение насчитывает 213 человек, из них всего 47 женщины.

- Ну, это и понятно, ведь основной костяк службы – водители автомобилей, специалисты по наземному обслуживанию воздушного судна, ремонтный персонал, а это тяжелая физическая работа, там просто не может быть женщин, - рассказывает Инна Исхаковна. – Парк спецтехники службы насчитывает более 150 единиц. Это очень сложная, ответственная техника: заправка кислородом, водой, обработка антиобледенительной жидкостью и многое другое.

А вот недавний инцидент в аэропорту Дубая, где в самолет одного из российских перевозчиков врезался кейтеринговый автомобиль с заснувшим пакистанцем-гастарбайтером за рулем, заставляет задуматься о безопасности, охране труда и уровне квалификации персонала. Поэтому кадровый состав службы проходит жесткий отбор по многим критериям.

- Мы работаем на предприятии, где строгое отношение к работе: соблюдаются все нормы охраны труда, учета рабочего времени. Каждый работник, обслуживающий воздушные суда, проходит предсменный и послесменный медицинский контроль. Ведь на перроне не должно быть случайных людей: в каждого специалиста, водителя вкладывают немало знаний, без которых он не выйдет на смену.

Начальник службы перронного обслуживания замечает, что в восточных аэропортах зачастую уборку воздушного судна проводят низкоквалифицированные работники.

- Какие-то все неопрятные, запуганные, - говорит она. - А наши мойщики – приятные девушки. Смотришь на них и гордишься за свою службу, свое предприятие.

Инна Матвеева признается, что в Уфе перронная техника сегодня ничуть не хуже, чем в заграничных аэропортах.

- Только вспомните, как в советское время пассажиров развозили не перронные автобусы, а тягач с прицепом АППА-4, - замечает она. - Для своего времени эта была нормальная машина, но затем произошел мощный технологический скачок - появились телескопические трапы, низкозольные перронные автобусы «Неоплан» и многое другое.

Начальник СПО не без гордости отметила, что международный аэропорт «Уфа» владеет четырьмя машинами для противообледенительной обработки самолетов.

- Наше последнее приобретение – спецмашина Tempest-2, которая автоматически смешивает противооблединительную жидкость в зависимости от температуры воздуха и погодных условий.

С переходом на международные стандарты именно специалист перронной службы определяет, выпускать ли авиалайнер в рейс, безопасен ли будет взлет воздушного судна.

- Так что безопасность полетов в том числе и в наших руках, - заявляет г-жа Матвеева. – В службе планово проходят аудиты как внутренние, так и внешние, и это правильно, когда работу оценивают со стороны.

Примечательно, что служба Инны Матвеевой стала инициатором конкурсов профессионального мастерства на предприятии: сначала среди водителей тягачей-буксировщиков воздушного судна, потом - среди водителей трапов, мойщиков летательных аппаратов.

- В конкурсе профмастерства в ОАО «Международный аэропорт «Сочи» наша команда мойщиков заняла почетное первое место, - не без гордости говорит она. - Ведь этот конкурс проводила группа компаний «БазЭлАэро» - воздушные ворота XXII Олимпийских игр.

В аэропорту о г-же Матвеевой отзываются как о строгом руководителе, но свою жесткость она оправдывает важностью поставленных перед службой задач.

- Если в коллективе нет дисциплины - просто не соберешь команду. Каждый сотрудник должен быть нацелен на безаварийную и качественную работу.

Дмитрий КОЛПАКОВ.
"