Posted 5 февраля 2013,, 12:40

Published 5 февраля 2013,, 12:40

Modified 10 ноября 2022,, 18:51

Updated 10 ноября 2022,, 18:51

Автобусное метро сможет разрешить все застарелые проблемы общественного транспорта

5 февраля 2013, 12:40
Власти столицы Башкирии разрабатывают возможность скоростного передвижения автобусов по главным магистралям Уфы – выделенные полосы, помеченные буквой «А» на загруженных улицах города, стали первой ласточкой будущего скоростного движения пассажирского автотранспорта. Через несколько лет, обещают в уфимской мэрии, метробус станет основным средством передвижения горожан по проспекту Салавата Юлаева. Эту транспортную артерию власти обещают удлинить – проектировщики предусматривали продолжение скоростной дороги до Бирского тракта.

Для того, чтобы автобусы шли с небольшим интервалом и заданной скоростью, на проспекте Салавата построят платформы для пассажиров и депо для автобусов, куда сочлененные машины будут заходить на ночь.

Этот проект поможет разгрузить городские улицы, и самое главное – добраться из северной части в южную, можно будет менее, чем за полчаса.

Подобные транспортные находки работают во многих городах мира, где строительство метро невозможно по геологическим причинам. Уфа – один из таких мегаполисов, стоящий на карстовых породах и задыхающийся в пробках из-за того, что его улицы не рассчитаны на такое количество машин и частных автобусов. Парк частного автотранспорта, в том числе и пассажирского, растет в столице Башкирии с каждым годом. А в ГАИ признают, что многочисленные заторы у перекрестков на проспекте Октября образуются из-за того, что к остановкам подходит одновременно по несколько малогабаритных автобусов, а небольшой остановочный «карман» не может вместить всех желающих заработать на рынке пассажироперевозок. Автобусы, желая забрать как можно больше пассажиров в часы пик, выстраиваются у остановочных павильонов и на второй, и даже на третьей полосах движения, рискуя жизнями людей, выбегающих под колеса такого общественного транспорта, и автолюбителей, попадающих в многокилометровые пробки.

Отсутствие цивилизованных правил на рынке пассажироперевозок в Уфе давно стало притчей во языцех, но власти не могут найти решения этой проблемы, так как в стране отсутствует законодательная база, регулирующая работу общественного автотранспорта.

Депутаты Госдумы положили проект «автотранспортного» закона под сукно еще пять лет назад, и, скорее всего, в этой сфере существует масса влиятельных лоббистов.

Между тем наведение порядка на рынке пассажироперевозок во многом зависит от автотранспортной инфраструктуры. Появление такого проекта как метробус может одним махом решить многие вопросы, на которые пока ни у кого нет ответа.

Предполагается, что метробус станет не только самым быстрым способом передвижения, но и самым точным, поскольку автобусы будут двигаться с определенным интервалом в 2-3 минуты, как вагоны метро. Кроме того, уже сегодня один крупногабаритный автобус, которым располагает государственное автопредприятие ГУП «Башавтотранс», вмещает столько пассажиров, сколько может забрать только восемь «ГАЗелей». А если такой автобус будет состоять из двух или трех сочлененных секций, насколько проще будет передвигаться людям?

Опрос наших читателей показал, что уфимцы готовы распрощаться с личными автомобилями и добираться на работу на общественном транспорте, лишь в случае, если такие поездки позволят им быстрее передвигаться по городу. Их не пугает ни расход заметно подорожавшего топлива, ни увеличенные суммы штрафов – автомобилисты оставят своих железных коней на приколе только в том случае, если власти обеспечат им доступный, комфортабельный и быстрый общественный транспорт. И если все-таки удастся реализовать проект метробуса – это может означать, что дороги все-таки разгрузятся от легковых машин, которые, занимая место в потоке, перевозят одного-двух человек. Об этом предпочитают молчать, но стоящие в пробках и постоянно газующие автомобили наносят экологии и жителям близлежащих к городским артериям домов куда больший вред, чем все промышленные предприятия вместе взятые. И огромное число чадящих, давно отработавших свой эксплутационный срок автобусов, двигатели которых далеки от европейских стандартов, тоже не приносят здоровья горожанам.

Трудно представить, что назойливые нелегалы, стремящиеся сегодня заработать в часы пик, станут ездить и по маршрутам метробуса и использовать выстроенную под городское автометро инфраструктуру. Здесь правоохранительные органы всегда смогут вмешаться, поскольку появление на скоростных линиях не приспособленных, технически не совершенных машин станет угрожать безопасности движения. И вряд ли, когда появятся понятные правила движения общественного транспорта, антимонопольная служба решится отстаивать конкурентное право автокоммерсантов на работу. А сегодня ограничений для деятельности горе-извозчиков на городских улицах, действительно, нет. И антимонопольщики часто ставят на вид контролирующим и надзирающим органам, пытающимся хоть как-то упорядочить гонки по городу диких автобусных дивизий.

Понятно, что в режиме метро сможет работать только одна автокомпания, которая будет иметь не только нужный, соответствующий экологическим нормам и комфортабельный автопарк, но и сможет обеспечить регулярность движения и безопасность пассажиров. Кроме того, прозрачность работы этой компании обеспечит пополнение бюджета налогами от автоперевозок, чего сегодня с учетом огромного количества нелегалов не происходит. От одной компании проще требовать качество услуг, а власти всегда смогут спросить с такого автоперевозчика выполнения условий, предъявляемых к общественному транспорту.

В случае появления конкурентоспособного автотранспорта, который будет выбирать пассажир, нелегалы на этом рынке, потеряв основную часть доходов, исчезнут сами собой. Как это часто бывает, когда государство создает жесткие, понятные и единые правила для всех участников той или иной сферы.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"