Posted 4 октября 2019,, 11:49

Published 4 октября 2019,, 11:49

Modified 17 октября 2022,, 20:09

Updated 17 октября 2022,, 20:09

«Школьный спецназ»: глава родительского комитета из Уфы поделилась своими мемуарами

4 октября 2019, 11:49
В канун Дня учителя Медиакорсеть решила вспомнить людей, которые вполне могут считать данный праздник своим, являясь правой рукой классного руководителя.

Уфимка Светлана Ильясова (имя и фамилия изменены) вырастила троих детей и многие годы являлась главой родительского комитета в классе, а в последнее время ее, как своего рода «ветерана», выдвинули и в родительский комитет школы.

Столько, сколько знает о школе и особенностях работы в родительском комитете наша собеседница, вряд ли знают другие. Мы попросили ее поделиться мемуарами. При этом решили все-таки изменить ее имя и фамилию, чтобы рассказ был максимально откровенным и не нанес ущерба конкретному учебному заведению, к которому Светлана имеет отношение.

«Это карма»

— Моему старшему сыну недавно исполнилось 18 лет, а младшему — 8. Между ними есть еще 12-летняя дочка. Так что я имею о школе полное представление — и о младших, и о средних, и о старших классах. И что самое интересное, во всех трех классах, где учатся дети, я вхожу в родительские комитеты. На первых родительских собраниях в сентября классные руководители останавливают на мне полные мольбы взгляды, и я соглашаюсь. Муж шутя называет родительский комитет «школьным спецназом», в чем-то он наверняка прав.

Помню, отказалась от этой нагрузки на один год, когда старший сын учился в пятом классе, а дочка поступила в первый, подумала, что не сдюжу. Сменившая меня на посту главы родительского комитета в пятом классе энергичная женщина успела за период с сентября по май много чего наворотить: никак не могла свести «дебет с кредитом» в фонде класса, покупала детям какие-то сладости, которых не всем хватило, а тем, кому хватило, потом пришлось пить таблетки от расстройства желудка, и вдобавок она стала агитировать родителей на собраниях и во внутренних чатах покупать косметику.

На последнем родительском собрании классная руководительница старшего сына пригласила меня в учительскую, и там они с завучем буквально повисли на моей шее с просьбой в следующем году снова возглавить родительский комитет и оградить их от моей неадекватной преемницы, которая пообещала провести в школе серию лекций о здоровом образе жизни в ее собственном исполнении.

Я согласилась, и с тех пор больше уже не выходила из родительских комитетов, воспринимая это как свою карму. За эти годы я поняла: главное в работе родительского комитета — соблюдать баланс между пожеланиями администрации школы и чаяниями родителей и при этом чтить Уголовный кодекс.

«Дети важнее всего»

Интересное наблюдение: в последние годы родительские комитеты внезапно оказались втянуты в решение вопросов, имеющих политическую окраску. Речь идет о составлении учебных планов. Если старшего сына эта проблема уже не очень коснулась (все-таки выпускной класс!), то в классах средней дочки и нашего малыша в конце августа разгорелись такие баталии вокруг включения в учебный план тех или иных предметов!

Главным образом это касалось изучения родного башкирского языка и родственного ему предмета — культуры и литературы Башкирии. Что самое неприятное: мне уже не раз приходилось слышать, что преподавание этих предметов лоббируется вовсе не потому, что кто-то в руководстве сильно озабочен пропагандой башкирского языка и культуры, а потому, что издание соответствующих учебников и их реализация через госзакупки являются семейным бизнесом некой группировки, не желающей терять большую прибыль.

Так или иначе, но я считаю, что этими вопросами должны всерьез заняться правоохранительные органы.

Что же касается нас, родителей, мое мнение таково: мы должны заботиться об уровне образования детей, а они зависят от владения основными предметами учебной программы. А изучение родных языков все-таки больше годится для факультативных занятий по желанию детей и их семей.

Когда же нам в школе попытались навязать изучение родных языков как обязательный предмет и стало понятно, что администрацию не переспорить, я обратилась к знакомым журналистам. Их вмешательство помогло разрешить ситуации с пользой для детей и педагогов. Правда, администрацию школы, возможно, накажут, но это уже их проблема, а не наша.

Еще одной сложной ситуацией стали проблемы со школьным питанием. В этом году оно оказалось совсем невкусное. Мы с родителями понаблюдали за ситуацией в сентябре и решили с октября рекомендовать папам и мамам, дети которых отказываются от школьных завтраков, временно приносить еду из дома. В углу класса у младшего сына даже поставили две парты, специально для таких детей, отделили их ширмой. Еще договорились с администрацией школы, что каждый из членов родительского комитета сможет без предупреждения приходить в школу в любой удобный для него день и пробовать, чем кормят детей в столовой. Если увидим, что питание наладилось, посоветуем детям снова питаться в школьной столовой.

Наиболее сложным и волнующим случаем лично для меня стало участие в судьбе ребенка, в семье которого случилась трагедия — старший брат убил отца, а мама после всего этого ужаса получила инсульт и была парализована. Мальчика мы решили забрать к нам, он жил в одной комнате с моими сыновьями, так ему было легче прийти в себя после пережитого.

Его мама оказалась почти полностью обездвижена и очень угнетена морально. Когда выяснилось, что в больнице ухаживать за ней некому, мы с классной руководительницей и другими представителями родительского комитета сходили к главврачу и попросили хотя бы на несколько дней выделить для нее санитарку, чтобы меняла постельное белье и помогла избежать пролежней и прочих осложнений. На выходные одна из наших родительниц согласилась подежурить в больнице.

За это время мы с родителями собрали средства в помощь этой семье — кто сколько сможет, а также пообщались с наиболее зажиточными родителями в классе, и они выделили сумму, чтобы нанять профессиональную сиделку, а потом и массажиста.

К счастью, женщина постепенно поправилась и впоследствии смогла сама себя обслуживать. Ее сын вернулся домой. Постепенно у них жизнь налаживается.

«Кошелек или жизнь»

Одними из самых трудоемких, но при этом наименее почетных обязанностей членов родительского комитета являются сбор денег в фонд школы и фонд класса и приобретение различных подарков. И если на уровне школы нашли удобное решение вопроса, создав общественную организацию «Родительский фонд», куда по квитанциям ежемесячно все родители перечисляли определенные суммы, то на уровне классов всё сложнее.

Обычно собирали в начале года по три тысячи за каждого ребенка, деньги я клала на свою карту в Сбербанке, которой от греха подальше пользовалась только для общественных нужд.

Средства тратились на покупку рабочих тетрадей для детей, питьевой воды в класс, культпоходы, цветы для подшефного фронтовика к 9 мая, а также подарки к Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества и 8 марта для детей и педагогов. Как правило, средств хватало. Если оставалось, то мы тратили чуть больше денег на чаепитие в конце учебного года, а пару раз даже съездили с детьми на природу.

Уточню, что я являюсь казначеем только в классе старшего сына, в классах дочери и младшенького я попросила взять на себя эту обязанность других женщин, объяснив механизм и попросив ради всего святого не тратить средства на личные нужды.

Я сама по профессии бухгалтер, люблю во всем порядок и системность. За все прошедшие годы я уже определила для себя список оптовых магазинов, в которых можно найти различные хорошие подарки по приятным оптовым ценам, перезнакомилась с персоналом и многие вопросы решаю по мобильнику — например, прошу заранее приготовить определенное количество понравившимся нам подарков. Потом приезжаем на автомобиле с мужем или с другими родителями и забираем. Нередко покупаем подарки на все три класса, в которых учатся все трое моих детей.

В последние годы мы стали также пользоваться интернет-магазинами, где к праздникам проводят акции со скидками. При этом стараемся заказывать подарки с запасом, чтобы можно было заменить бракованные экземпляры.

Если в классе появляются упертые родители, отказывающиеся сдавать средства в фонд класса, главная проблема заключается обычно не в них, а в других — начинающих митинговать на собраниях о том, что не желают «содержать чужих детей».

Такие проблемы решаем просто. На собрании в начале года задаем вопрос, все ли согласны сдавать средства в фонд класса. Если появляются «отщепенцы», просим их покупать для своего ребенка подарок отдельно на свои средства (в пределах оговоренной суммы) и приносить заранее в класс, если они не хотят, чтобы их чадо чувствовало дискомфорт во время вручения подарков. В самых сложных случаях, когда родители не идут на такой компромисс, дарим их ребенку подарок из домашних закромов кого-либо из членов родительского комитета. Так спокойнее всем.

Все эти вопросы обсуждаем в чатах, при этом всегда просим родителей не засорять чаты спамом типа открыток или сплетен из соцсетей. Они не для этого.

В этом году у моего старшего сына выпускной класс. Думаю об этом с грустью и одновременно с трепетом. На первом общешкольном собрании родителей выпускных классов уже звучали пожелания арендовать самый дорогой концертный зал, пригласить самого модного ди-джея и закатить салют. Постараемся скорректировать такие пожелания с учетом финансовых возможностей всех семей. Все-таки это праздник, прежде всего, для наших детей, а не для их родителей, которые потом смогут хвастаться коллегам по работе «уровнем мероприятия».

«Самые классные»

Наиболее сложным вопросом во все времена лично для меня, как для члена родительского комитета, были подарки для классного руководителя. Слышала, что бывают педагоги, которые заранее «заказывают» для себя подарки — золотой браслет, телевизор или турпутевку. Но нам такие не встречались.

В основном наши педагоги просят вообще им ничего не дарить, предвосхищая возможные жалобы в прокуратуру. Но мы дарим. Обычно это сертификаты на спа-процедуры или в магазины парфюма и т. д. Потому что искренне любим их и ценим наших педагогов за их нелегкий и благородный труд. Им нужен отдых и дополнительные радостные эмоции, они их заслужили.

Помню, лет пять назад очень растрогала просьба пожилой классной руководительницы подарить ей на День учителя устойчивую стремянку, чтобы было нестрашно лазить на антресоли за учебными пособиями. В итоге подарили ей очень удобную и надежную стремянку, а еще один из пап смастерил в классе дополнительный шкаф для всяких плакатов, портретов и таблиц.

Пользуясь случаем, хочу обратиться ко всем читателям с призывом уважать учителей и помогать им всем, чем только сможете. У них очень нелегкая работа, и от их настроения и самочувствия зависят во многом успеваемость и будущее наших детей. И пусть наши классные руководители будут «самыми классными», как говорят наши дети.

С праздником, с Днем Учителя!

Комментарии

Дина Ионис, семейный психолог:

— Поделюсь впечатлениями и как семейный психолог, и как мама двух школьниц. Сентябрь для нас, как и для всех родителей школьников, месяц напряженный и затратный. Я в этом году составила список необходимых покупок, и у меня он перевалил за 40 пунктов: это и одежда, и письменные принадлежности, и куча учебных пособий… А отдельный пункт — сборы на нужды класса. И все это умножаем на два, так как школьниц у нас две. В итого получаем сумму, равную трем моим зарплатам!

Больше всего споров вызывают сборы на нужды класса. У младшей дочки это было 3000 рублей за прошлый учебный год, у старшей — всего 1500 рублей. Они учатся в разных школах, поэтому и суммы разные. Но и там, и там вполне адекватные.

Наблюдая много лет эти споры и непосредственно участвуя в работе родительского комитета, могу дать несколько простых советов, как сделать эти сборы более мирными и приемлемыми для всех:

1. Все сборы и покупки должны быть исключительно «прозрачными». Родители должны четко знать, куда тратятся деньги классного фонда. И в случае необходимости каждый может посмотреть все чеки на покупки.

2. На родительских собраниях с помощью голосования решить, какую сумму сдавать в фонд класса. Чтоб «потянуть» ее могли все родители, а не только самые состоятельные.

3. Заранее рассказать родителям во избежание конфликтов и ссор, куда тратятся деньги из классного фонда. У нас это покупка воды, поездки в музеи и на выставки, подарки детям и учителям.

4. Обговорить на собрании или в чатах, на какую сумму покупаем подарки и букеты для классного руководителя. Если кто-то очень хочет сделать супердорогой подарок, пожалуйста, за свой счет. Все походы в кафе или парки развлечений — только по желанию.

5. Есть особая категория родителей-халявщиков, которые просто не сдают в фонд и всё. Причем это как правило не те, кто действительно не может, а просто «особо-принципиальные». У нас в младших классах была такая семья: один ребенок, родители — владельцы магазина немецкой обуви, оба — на джипах. Но в фонд класса ни разу не сдали, вообще. Тем не менее их ребенок получал подарки и на Новый год, и на другие праздники.

Ну и, конечно, всем родителям нужно понимать, и стараться донести это своим детям: даже 500 рублей для каждой семьи имеют совершенно разный вес. Для одних — это две чашки кофе, для других — продуктовая корзина на три дня… И все мы можем оказаться на любом из этих полюсов.

Галина Лучкина, член Совета родителей Комитета по защите прав школьников Башкирии:

— Быть членом родительского комитета сейчас — задача не из легких. И раньше эта «должность» сулила много нервотрепки и ответственности, а сейчас, когда многие родители неожиданно узнали, что сдавать деньги в фонд класса на шторы, охрану, принтеры, ремонт они не обязаны, членам родительского комитета стало особенно сложно. В некоторых коллективах обстановка накаляется до немыслимых пределов, доходит до травли «непокорных» родителей и даже детей.

У нас, в Комитете по защите прав школьников Башкирии, уже накопилось достаточно примеров, когда семьи переехали жить и учиться в другие регионы, они держат с нами связь, делятся, как там их дети учатся в школах. И все довольны! Сообщают, что в других регионах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Республика Крым, ХМАО) обстановка в школе, в принципе, доброжелательнее, нет абсолютно никаких поборов, нет школьных «отработок», не принуждают выбирать никакие предметы в вариативной части учебного плана, а родители, действительно, сами определяют, какие предметы их дети будут изучать углубленно, на какие экскурсии пойдут. Насчет подарков учителям и детям тоже все решается спокойно и корректно. Почему у нас не так? Неужели для того, чтобы спокойно учить ребенка в школе, надо сменить регион?

Конечно же, нет.

Мне кажется, у нас просто не достает внутренней культуры. Иногда классному руководителю не хватает профессионализма, чтобы вовремя увидеть начало конфликта и погасить его. Я уверена, что от педагога, классного наставника зависит всё.

А надо поступить просто: делать все по закону, открыто. Учителям и директорам школ надо занять принципиальную позицию и не выполнять никаких указаний и намеков «сверху», если они противоречат закону. Конечно, это сказать легко, а выполнить не каждому под силу. Но иначе поменять обстановку в школе не получится, а нездоровая обстановка там, где наши дети проводят столько времени, — самое плохое, что может быть в школьном образовании. Дети же всё чувствуют.

Хотелось бы пожелать каждому педагогу стать настоящим Учителем — примером, образцом для детей. Хотелось бы, чтобы наши дети бежали в школу с радостью — такое тоже бывает, к счастью. А нужно, чтобы так было везде.

"