Posted 4 сентября 2012,, 19:12

Published 4 сентября 2012,, 19:12

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

В Уфе появятся скоростные автобусы

4 сентября 2012, 19:12
Несмотря на то, что в столице Башкирии из-за карстовых пород невозможно строительство подземной электромагистрали, власти республики нашли возможность разрешить проблему пробок и создать максимально комфортные условия для быстрого передвижения уфимцев на общественном транспорте. Электропоезда заменят скоростные автобусы, которые будут передвигаться по специально выделенной полосе, а в будущем метробусы пойдут по эстакаде в центре проспекта Салавата Юлаева.

Пассажиры станут спускаться к автобусному метро по специальным переходам, раскинутым над трассой, а сочлененные автобусы из двух и трех звеньев - ходить по кругу, размещаясь на ночь в депо, которые возведут в начале и конце скоростной магистрали.

- Во многих европейских и наших городах метробусы – один из самых распространенных и удобных средств передвижения, - сказал глава Башкирии Рустэм Хамитов на совещании по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры. - Надо изучить такой опыт, подсчитать экономику и принять решение.

- Запуск метробуса обойдется в разы дешевле, чем строительство метро, - приводит экономический аргумент уфимский градоначальник Ирек Ялалов. – И транспортная проблема будет решена.

Каким бы ни казался этот проект фантастичным, его считают вполне реальным и выполнимым в ближайшие несколько лет. По крайней мере, г-н Ялалов надеется приступить к реализации этой идеи в начале 2014 года. Пока готовится проектная документация.

- Автобусы могут ходить, как метро, с интервалом от 30 секунд до одной минуты, - говорит г-н Ялалов. – Значит, скорость движения метробуса будет не менее 60-80 километров в час, в то время как сегодня обычный маршрутный автобус на загруженных улицах не может передвигаться быстрее чем 20-40 километров в час.

В уфимской мэрии уверены, что экономический эффект от скоростного общественного транспорта, оснащенного новейшими технологиями, сказывается на всех сферах жизни. Доступность и быстрота передвижения, точность прибытия и возможность рассчитать время на поездки по городу дают толчок для развития строительства, торговли и предпринимательства.

- Строительство такой линии, соединяющей с учетом основного пассажиропотока северную и южную части города, даст возможность разгрузить городские улицы от сотен маршрутных автобусов и, что очень важно, улучшить экологическую обстановку в нашем городе, - уверен Рустэм Хамитов.

По крайней мере, прообраз метробуса можно запустить уже сегодня – главное отладить движение пассажирских машин по выделенным полосам, которые уже сегодня появились в столице Башкирии на расширенных улицах – Первомайской, Ленина, 50-летия Октября и проспекте Октября. В Москве, например, такие полосы еще и огорожены и оборудованы видеокамерами. Пассажирские машины должны двигаться по своей полосе без помех, а не стоять вместе с остальным потоком в пробках, загрязняя атмосферу работой двигателя на малых оборотах.

В транспортном отделе администрации Уфы сейчас бдительно следят за тем, двигается ли общественный транспорт в крайнем правом ряду и, заметив нарушителей, выезжающих за пределы очерченных линий, строго карают перевозчиков.

По мнению автолюбителей, на проспекте Октября, где это правило для движения общественного транспорта более или менее соблюдается, передвигаться стало намного проще – загнанные «в рамки» автобусы частных перевозчиков перестали быть активной помехой на остальных полосах движения. Изменения заметили и пассажиры, которые теперь не рискуют жизнями – частник при всем желании не может высадить их на второй полосе или остановиться в центре дороги, ожидая, пока до его машины добегут желающие ехать.

Идея метробуса обсуждается в Уфе не первый год, поскольку несет массу выгод тем, кто пользуется общественным транспортом. Если городским властям еще и удастся совместить навигационное оборудование с движением транспортных средств по выделенной полосе и заставить светофоры переключаться на зеленый при приближении к перекрестку автобуса, то для людей передвижение на общественном транспорте станет намного привлекательнее, чем на личном автомобиле. И, возможно, если большая часть автолюбителей будет оставлять свои машины дома, проблема пробок действительно будет решена – сочлененный автобус везет не менее 200 пассажиров, а каждый личный автомобиль не более одного-двух. Ведь все уже привыкли, что москвичи считают разумным в пиковые часы передвигаться на метро, бросая свои авто на парковках.

А задача транспортных предприятий – организовать такую регулярность движения, чтобы автобусы двигались с определенным интервалом, и пассажир всегда знал, когда подойдет к остановке нужное ему транспортное средство.

Пока в столице Башкирии способна выполнить эти требования только одна транспортная компания – государственный автоперевозчик ГУП «Башавтотранс». Во-первых, потому что в автопарке госпредприятия имеются в достаточном количестве большеместные автобусы европейского класса, которые предпочтительнее для работы «автобусного метро», ведь одна большая машина может забрать столько пассажиров, сколько обычно увозят восемь «ГАЗелей». Тогда действительно на остановках исчезнет толчея из маломестных маршруток. А, во-вторых, только госкомпания способна обеспечить нужную регулярность движения, безопасность транспортных средств, содержание парка большеместных машин и качество пассажироперевозок. А внедрение современных технологий, таких как навигационный контроль, позволит оптимизировать многие затраты госпредприятия.

Трудно представить себе, что в городе, где будут отрегулированы и сопряжены со светофорной навигацией линии автобусного метро, по выделенным полосам помчатся грязные и технически несовершенные машины, которые сегодня заполонили столицу Башкирии. Да и хотелось бы, чтобы метробус стал визитной карточкой Уфы, а значит, все транспортные средства должны быть современными, желательно, одной марки, с символикой Башкортостана.

В «Башавтотрансе» об идее автобусного метро слышали и только приветствуют появление проекта, который может качественно улучшить жизнь уфимцев.

- Насколько мне известно, во многих европейских городах общественный транспорт – прерогатива государства, - говорит генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Алексей Клуг. – Государственный перевозчик способен обеспечить бесперебойную работу метробуса, и с государственной компании проще спросить, если она не будет выполнять требования города по безопасности перевозок или регулярности движения.

По словам г-на Клуга, если этот проект осуществится, будут решены сразу несколько ключевых городских транспортных проблем.

- Если по центральным улицам в ритме метро пойдут большеместные автобусы «Башавтотранса», то машины частных предпринимателей могут подвозить пассажиров к главным «веткам», - рассказывает Алексей Клуг. – Значит, исчезнет сам предмет сегодняшних разногласий автоперевозчиков – выезд на центральные улицы недобросовестных водителей, «зеркалящих» и дублирующих основные маршруты. Конкурс будет проводиться на распределение радиальных линий и здесь предпочтение нужно отдавать добросовестным коммерсантам, которые имеют современный автопарк и способны обеспечить безопасность передвижения. Как только в городе на рынке автоперевозок появятся понятные для всех правила игры, «бомбилы» уйдут сами, не выдержав конкуренции.

Кстати, наладить производство сочлененных автобусов могли бы на башкирском нефтекамском автовзаводе, где уже освоили выпуск многоместных «гармошечных» машин.

Радик ИШЕМГУЛОВ.

"