Posted 4 сентября 2012,, 19:13

Published 4 сентября 2012,, 19:13

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

Теневой рынок такси в разы превосходит легальный

4 сентября 2012, 19:13
Почти два месяца Башкирия, как и вся страна, живет при новых правилах, регламентирующих перевозки легковым такси. Легальными таксомоторами считаются только те автомобили, которые имеют разрешение госкомтранса республики сроком на пять лет. И хотя комитет до минимума свел бюрократические процедуры, и даже начал прием заявок через интернет, а сам «допуск» стоит всего 800 рублей, желающих получить официальное разрешение, нашлось немного. По данным Госкомитета по транспорту РБ, в регионе выданы всего 3800 разрешений, и еще шестьсот заявок находятся на рассмотрении.

По словам главы некоммерческого партнерства «Организация перевозчиков» Александра Клюева, в Башкирии более 30 тысяч таксомоторов, так что большая часть «бомбил» ушла в подполье. Зато ведущие таксомоторные компании постарались легализовать себя в условиях новых федеральных правил. И это при том, что выполнение требований 64-го федерального закона никто не контролирует.

- Инспекторы ГАИ самоустранились от контроля за таксистами, хотя штрафы там вполне серьезные – до пяти тысяч за работу без разрешения, - говорит он. - Ничего не изменилось – как стояли «бомбилы» по вокзалам, так и стоят, а все контролирующие органы, словно закрывают на них глаза.

«Шашечки» против «бомбил»

Руководитель «Организации перевозчиков» уверен, что государство поступает правильно, пытаясь упорядочить коммерческие перевозки и свести на нет существование полукриминальных структур, забывающих платить налоги.

- Представьте себе, что только в одном Стерлитамаке таксисты не доплачивают в казну 20 млн рублей в год налогов и других сборов, - говорит г-н Клюев. - А ежегодный ямочный ремонт дорог в этом городе тоже оценивается в 20 млн.

Нынешняя попытка навести порядок на этом рынке не первая.

- В 2005 году было отменено лицензирование такси, государство устранилось, а рынок был предоставлен сам себе, - рассказывает глава партнерства. – Какие-то контрольные функции были возложены на ГИБДД, Росавтонадзор и муниципалитеты, а в результате получилось, что любой имеющий водительские права мог бомбить по ночам. И то, что у нас творилось и сейчас творится на улицах, - результат этой политики. Когда властям стало понятно, что это очень серьезный бизнес, который в отсутствие госнадзора превращается в криминальный, появились попытки навести порядок в этой сфере.

Теперь, чтобы работать таксистом, нужно зарегистрироваться в налоговых органах индивидуальным предпринимателем. Правда в этом случае закон делает небольшую оговорку – коммерсант может набрать до двадцати работников, которые будут работать на своих машинах под его «флагом».

Набор документов подаваемых для получения разрешения в госкомтранс нехитрый: копия свидетельства о регистрации ТС, копия техпаспорта, копия договора лизинга, если авто в финансовой аренде и копия талона о прохождении техосмотра.

- Допускается работа с машинами в аренде, а также передача авто наемному работнику от ИП, - говорит г-н Клюев. - Особенно это важно для мужчин работающих вахтовиками на Севере, они в перерывах между вахтами таксуют, и могут передать свой автомобиль другому водителю как наемному работнику ИП.

Что касается водительского опыта, то для допуска к перевозкам достаточно трехлетнего водительского стажа.

- А вот в советское время таксистом мог стать только водитель с десятилетним безаварийным стажем, - говорит глава партнерства.

Лидер сообщества заметил, что на рынке избыток таксистов-нелегалов.

- При потребности Уфы в 2,5 тысячи таксомоторов, на рынке работает 10-12 тысяч машин, - говорит он.

Легальным такси отныне считается машина, раскрашенная в фирменную символику, с названием фирмы, имеющая фонарь на крыше, а в салоне - информацию о перевозчике и о водителе.

Как выяснилось, формальным нарушением будет считаться, например, если на крыше стоит фонарь, но борта машины не раскрашены.

- Если легальное такси, но нет раскраски – штраф 1,5 тысячи рублей, за отсутствие чека или квитанции строгой отчетности или отсутствие правил перевозки в салоне на панели и бейджика у водителя - полторы тысячи, а за нелегальную работу – наказание уже пять тысяч целковых, - рассказывает г-н Клюев.

Кстати, многие водители, чтобы не портить собственные машины желтой краской прибегли к магнитной виниловой пленке, обычно используемой рекламщиками.

- В конце дня он отдирает от бортов магнитную пленку, снимает фонарь с крыши и это уже обычная машина, - объясняет глава партнерства.

Принципиальное требование – цвет такси был оставлен на усмотрение региональных законодателей, что послужило неким послаблением для соискателей разрешения. Потому что в Башкирии пока цвет таксомотора значения не имеет. Однако с 2014 года, как установили башкирские парламентарии, в такси будут допускать только машины с классической желтой окраской.

Смягчились правила по использованию таксометров, водители могут выписывать пассажиру обычные товарные чеки.

- Налоговый кодекс не вменяет индивидуальному предпринимателю использование контрольно-кассовой техники, водители выдают бланки строгой отчетности, - объясняет г-н Клюев. – Пока безнал еще не получил распространения в таксомоторах республики. Хотя ряд банков республики обдумывают технические возможности оплаты услуги пластиковой картой.

По словам г-на Клюева, повышения стоимости проезда из-за новых правил не избежать, и то, что удорожания не произошло сейчас, еще ничего значит. В будущем все расходы перевозчиков, связанные с нововведениями, оплатит пассажир.

- Пока в таксомоторных перевозках сезонный спад, но уже в сентябре мы ожидаем повышение цен на проезд, - пояснил он. - Ведь владельцам таксомоторов нужно как-то окупать расходы на предрейсовый медосмотр, техосмотр дважды в год, ежеквартальные налоги, цветографическую окраску. И пока, к сожалению, услуги нелегалов востребованы, ведь за какую цену назовете, за ту и повезет.

Комментируя переход частников в подполье, глава «Организации перевозчиков» заметил, что в основном «в тень спряталось село», а городское население уже давно взяло за правило вызывать машины через официальные таксомоторные компании.

- Заметьте, в городах уже нет такой практики - ловить такси у бордюра, - говорит глава объединения таксистов. – У каждого горожанина в записной книжке мобильника есть один или даже несколько номеров службы такси.

Не дрова везешь!

В профессиональном сообществе уверены, что отличить легальное такси от обычного частника-«бомбилы» для ревизоров сейчас не составит труда.

- Если у таксиста есть фонарь с шашечками, но борта машины не окрашены, тут же можно подойти и спросить у него разрешение на работу, - говорит г-н Клюев.

Однако в объединении таксистов уверены, что первые проверки коснутся именно легальных перевозчиков, а не частников.

- Легальных перевозчиков проще проверять, методы всегда почти одни и те же: вызывается на адрес машина, а там ее уже ждут гаишники, - объясняет глава объединения. – А «бомбил» еще нужно выслеживать.

В «Организации перевозчиков» призывают пассажиров не пользоваться услугами нелегалов, и если есть возможность, фиксировать на видео случаи разборок таксистов.

- Если вы стали свидетелем того, как «бомбилы» избивают водителя таксомоторной компании – снимите на телефон, а видео отнесите в полицию, - учит добровольных помощников Александр Клюев. – В полиции готовы рассматривать материалы с видеорегистраторов и мобильных телефонов. Поверьте это не стукачество, а нормальная борьба с хамством.

Между тем, по словам г-на Клюева, первые случаи ожесточенной конкуренции в новых условиях работы уже проявились. Так, по некоторым данным, водители недавно зашедшей на рынок Уфы федеральной сетевой таксомоторной компании «Такси-24» испытывают жесткий прессинг со стороны «бомбил», зафиксированы нападения на шоферов компании, когда те приезжали за пассажирами по вызову.

За два десятилетия перевозчики составили «черный» список неблагонадежных водителей, куда занесли неадекватных и запятнавших репутацию компаний. По словам г-на Клюева, в банке данных профнепригодных водителей уже около десяти тысяч фамилий. По его мнению, новая таксомоторная компания столкнутся с нехваткой профессиональных кадров.

- Я уже высказал свои опасения руководителю «Такси-24», что к нему придут работать те, от которых отказались все легальные компании, и порекомендовал интересоваться характеристиками кандидатов с предыдущих мест работы, - рассказал глава партнерства перевозчиков. - Вся беда в том, что опытных и профессиональных водителей, в таком количестве, в каком они нужны для перевозок, просто нет.

По мнению таксомоторных операторов, на рынке таксомоторных перевозок нет не только водителей, способных работать в сфере услуг и быть вежливыми с пассажирами, но и самих автомашин.

- Ни один автозавод в России не выпускает модификацию такси, - посетовал Александр Клюев, напомнив, что даже в советское время «ГАЗ» производил таксомоторную модификацию «Волги».

Исключением в уфимском модельном ряду стали машины «Такси-24», использующие Lifan Solano. Владелец такси – акционер автозавода в Черкеске, где собираются машины, там их сразу красят под единый стиль и отправляют в разные города.

По мнению г-на Клюева, на уфимском рынке такси стала заметна тенденция к сегментации перевозок.

- Например, востребовано женское такси, где водители женщины, или мусульманское, когда водитель-мусульманин в тюбетейке, в салоне соответствующая музыка либо записи проповедей.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"