Posted 4 июля 2010,, 17:35

Published 4 июля 2010,, 17:35

Modified 10 ноября 2022,, 18:58

Updated 10 ноября 2022,, 18:58

В Башкирии возродили престиж профессии водителя

4 июля 2010, 17:35
В Уфе на Затонском автодроме прошли любопытные состязания. Здесь соревновались в профессиональном мастерстве водители грузовиков и автобусов. Такие состязания, выявляющие лучшего драйвера, главный государственный автоперевозчик ГУП «Башавтотранс» проводит ежегодно. В конкурсе асов водительского дела принимают участие около 8000 водителей из всех районов и городов Башкирии. Лучшие из лучших выступают в Уфе. Водителем года-2010 стал Ильдар Гилязов из Уфимского ПАТП-1.

Стоит заметить, что башкирский конкурс водительского мастерства – единственный в своем роде. Подобного масштабного соревнования не проводят ни в одном регионе России. И теперь, после того, как такие корпоративные состязания стали традицией – в Башкирии могут похвастаться не только самыми профессиональными водителями, но и возвращением авторитета непростого мастерства.

А ведь прежде чем попасть на республиканские соревнования, водители меряются силами в городских и районных филиалах «Башавтотранса», и только потом призеры региональных конкурсов съезжаются в столицу Башкортостана. Но принять участие в главном конкурсе года для умеющих виртуозно владеть баранкой непросто даже при условии получения призовых мест – в Уфу едут только те водители, которые в течение года не имели административных взысканий и замечаний по работе.

- Соревнования позволяют определить не только самого искусного водителя республики, легко и четко преодолевающего самые сложные препятствия, но и асов безаварийной езды, способных уважать пассажиров и бережно относиться к грузам, - говорит главный судья соревнований Владимир Петров. – В конкурсной программе есть упражнения на умение плавно двигаться и аккуратно тормозить.

Самое главное испытание, которое ждет водителей государственного автопредприятия – это экзамен на знание правил дорожного движения. Теоретическую часть соревнований готовят в ГАИ, предлагая участникам самые сложные вопросы. А лучшим знатоком ПДД строгие судьи признают водителя, способного одолеть сложную компьютерную программу в рекордные сроки. Так в прошлом году водитель уфимского ПАТП-3 Айдар Мударисов, прошел сложнейшие тесты за 55 секунд, не сделав ни одной помарки. А лучшим знатоком ПДД-2010 стал Марат Давлетшин ответивший на сложные вопросы за 28 секунд!

- Показатели экзамена по теоретической части просто отличные, - признается преподаватель учебно-курсового комбината «Башавтотранса» Айрат Аюпов. - Ответить на все вопросы нужно за десять минут. Все участники уложились в этот срок, а многие побили свои же прошлогодние рекорды.

Кстати, водители, «завалившие» теорию, к конкурсным состязаниям не допускаются. Арбитры считают, что профессионалы не имеют права на волнение и ошибки.

Раиль Мусалямов из Баймака не впервые становится победителем в личном зачете среди водителей автобусов «ПАЗ-3205» и считает, что повышение навыков вождения необходимо каждому водителю.

- Благодаря таким конкурсам чувствуешь нужность своей профессии, ответственность перед пассажирами, - признается парень.

За участников гонок обычно болеют семьями и целыми коллективами региональных автопредприятий, и каждый надеется, что именно он поднимется на пьедестал почета. Еще бы! Ведь за победу, как в командном, так и личном состязании автопрофессионалам полагаются ценные призы. Весомые награды получает и абсолютный чемпион первенства. Кроме того, всем призерам конкурса начислят прибавку к зарплате, которая станет выплачиваться в течение года до следующих корпоративных соревнований. Это ли не стимул для того, чтобы совершенствовать мастерство?

- Такие конкурсы не только объединяют людей, способствуют созданию настоящего водительского братства, но и помогают работникам автопредприятий подтянуться в профессии, - уверен генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Камил Маматказин. – Водители в течение всего года стараются повышать свои умения и расти профессионально. После того, как состязания в водительском мастерстве стали традицией, уровень аварийности значительно снизился. Водители показывают отличные знания и умения в реальной обстановке на дороге – ведь они ежегодно обновляют свои теоретические и практические навыки, готовясь к профессиональным соревнованиям.

По словам г-на Маматказина, не стоит удивляться, что за последние пять лет водительский состав государственного автоперевозчика существенно «помолодел».

- В профессию приходят люди, уверенные, что автопредприятие сумеет обеспечить им профессиональный рост и социальные гарантии, - говорит он. – А если молодые люди выбирают сложную и ответственную профессию водителя, то транспортная отрасль, которую государство признает стратегической, будет развиваться.

Камил Маматказин считает, что «выявление лучших мастеров автодела способствует росту престижа профессии водителя».

- Мы сумели возродить авторитет этой специальности у молодежи, в том числе, и благодаря таким конкурсам.

А по мнению автоэкспертов, состязания автопрофессионалов повышает качество услуг, которые главный государственный автоперевозчик оказывает своим пассажирам.

Например, начальник отдела технического надзора УГИБДД МВД по РБ Салават Гизитдинов считает, что профессиональные конкурсы способствуют порядку на дорогах, а потому внимательно отслеживают все состязания водительского мастерства.

- Для нас безопасность дорожного движения не пустой звук, - говорит Салават Муслимович. – Водитель, берущий на себя ответственность за жизнь и здоровье других людей, должен быть не просто мастером на дороге, а суперпрофессионалом.

По словам г-на Гизитдинова, профессиональные состязания повышают не только планку мастерства водителей, но и общую безопасность на дороге.

Салават Гизитдинов уверен, что есть принципиальная разница между водителями частных маршруток и сотрудниками государственного автоперевозчика.

- «Башавтотранс» - госпредприятие с полной сферой обеспечения безопасных перевозок, - объясняет представитель башкирской Госавтоинспекции. - Есть здесь и соответствующая база по обслуживанию автобусов, и профессионально подготовленный водительский состав, и медицинские осмотры – весь комплекс, который предусмотрен российским законодательством в обеспечении безопасности дорожного движения. Поэтому «Башавтотранс» в корне отличается от всех других перевозчиков.

Действительно, в государственном автопредприятии ответственно подходят к безопасности дорожного движения и профессионализму водителей. Так, для того, чтобы получить допуск к городским перевозкам следует сдать специальный экзамен, для того, чтобы перевозить пригородных пассажиров, потребуется не менее двух лет проработать на городском автобусе. Междугородные же перевозки доверят только тем, кто имеет не менее трех лет водительского стажа в государственном автопредприятии. Кроме того, с недавнего времени профессионализм водителей «Башавтотранса» оценивают и эксперты ГАИ.

- Водители после оценки их труда на таких конкурсах ответственнее относятся к перевозкам и в целом к выполнению своих обязанностей, - уверен госавтоинспектор. – Я рад за пассажиров государственного перевозчика, они могут быть уверены, что их везут профессионалы. «Башавтотранс» может служить примером, как следует работать, чтобы аварий на дорогах стало меньше.

Как утверждает г-н Гизитдинов, «статистика показывает, что водители «Башавтотранса» меньше всего нарушают правила дорожного движения и меньше допускают ДТП».

- Госавтоинспекция выявляет правонарушения на дороге независимо от того, в чьей собственности находится автобус – частного предпринимателя или государственного предприятия, так что нашим данным можно верить, - рассказывает Салават Муслимович. – Ежегодная подготовка к профессиональным состязаниям дает весьма ощутимые плоды – водители государственного автоперевозчика чувствуют себя уверенно за рулем и соответственно их пассажиры находятся в безопасности.

На соревнованиях волновались и «прожженные» драйверы, и новички

Нынешние соревнования для мастеров вождения выдались нелегкими. На автодроме от жары (а столбик термометра поднялся до + 37 градусов) плавился асфальт, а моторы автобусов и грузовиков ревели от натуги. Тем не менее, ни один из участников не пожаловался на недомогание, ни собственное, ни транспортного средства.

Умение мастерски управлять автобусами и грузовыми автомобилями на сложных этапах «Змейка», «Круг», «Тоннельные ворота», «Бокс», «Стоянка», «Колея», «Эстафета» водители показывали как в индивидуальных, так и командных гонках. За каждую сбитую фишку или стойку драйверов штрафовали, снижая очки. Если водитель не мог исполнить даже один маневр – он безжалостно снимался соревнований. Разрешить продолжить заезд мог только главный судья и то, только в случае, если была доказана неисправность автомобиля. Для усложнения задачи конкурсант должен пройти этап за наименьшее количество времени.

Арбитр Сергей Юркин считает, что конкурсантам, успешно прошедшим все маневры, в реальной ситуации на дороге будет проще принять важное решение, которое, может быть, станет спасительным для жизней пассажиров.

- В жизни легких заданий не бывает, - объясняет г-н Юркин. - Дорожная ситуация меняется за какие-то доли секунд и важно вовремя сориентироваться и не растеряться.

Интересно, что за ходом соревнований наблюдали новички, недавно пришедшие на работу в «Башавтотранс». К состязаниям, понятное дело, стажеров не допустили, но они с большим усердием болели за своих новых товарищей.

Андрей Усаков, например, раньше работал на частной «ГАЗели» и честно признался, что многие из конкурсных заданий ему не по плечу.

- За год поднаторею во владении рулем и тоже покажу класс, - хвастливо заявляет он. – Хотя понимаю, что многие этапы конкурса очень сложные.

По словам Андрея, за время работы на маршрутке, он успел убедиться, что «дорога как женщина – такая же непредсказуемая».

- В «Башавтотрансе» водителей заставляют этот фактор учитывать и это очень хорошо, - уверен новичок.

Судья Михаил Шуршин оценивал мастерство водителей автобуса на этапе соревнований «Змейка» и «Автобусная остановка». Михаил Юрьевич считает, что из года в год водители становятся все виртуознее и все изящнее управляют машиной.

- Ошибок стало меньше, - комментирует арбитр. - Задание «Змейка» приравнивается к поворотам на реальной дороге, потому подобные упражнения пригодятся водителям и на практике: вырабатывают бдительность, безукоризненное владение рулем. Кто плохо сработает на «Змейке» и «Автобусной остановке» – тот плохой водитель, - категорично заявляет г-н Шуршин.

- Самое сложное задание - задним ходом въехать в балки, имитирующие гаражный бокс, - рассказывает инструктор по вождению БРУКК Сергей Юркин. - После заезда автобуса в псевдобокс между машиной и балками остается мизерное расстояние – 10-15 сантиметров. Такая задача под силу только профессионалам.

Любопытно, что сами профессионалы весьма ответственно отнеслись к конкурсным заданиям и не скрывали волнения.

Марсель Садыков из Стерлитамакского ПАТП принимает участие в конкурсе профессионального мастерства впервые, несмотря на то, что за баранкой – с 16 лет.

- Усердно тренировался: штудировал билеты и колесил на местном автодроме, - рассказывает Марсель. - Сдавать теорию мне выпало первым, и когда я зашел в класс, меня охватил такой мандраж, что начали трястись руки. Но если, сдавая теорию, сумел с волнением справиться, то на трассе поторопился и сделал несколько ошибок.

Страх перед состязанием ощущал и Рустам Сахибгареев из Туймазов, приехавший в Уфу за славой впервые.

- Очень волновался, потому что надеялся победить, - признается дебютант.

Фирдавис Гайнетдинов из Уфимского АТП-6 за рулем с 18 лет, но откровенно говорит, что за исход конкурса «переживал не по-детски».

- Но никогда не поздно учиться, - успокаивает сам себя водитель.

Водитель из Стерлитамака Эльмир Бакиев, работающий на «НефАЗе», боролся со страхом «стиснув зубы».

– Водители – народ дисциплинированный, мы каждый рабочий день начинаем в четыре утра, когда еще весь город спит, - рассказывает Эльмир. - Потому и готовился основательно: подтягивал знания и по теории, и практике. Но самое интересное, что боязнь все равно присутствует: никуда от него не деться. Не хочу подвести супругу Оксану – обещал доказать ей, что я лучший.

А вот для таких «тяжеловесов», как Александра Мохова из Нефтекамского АТП, участие в конкурсе – ежегодная традиция. За шесть лет взято два третьих, одно второе и одно первое места в личном первенстве.

- Волноваться буду, но опаски, что проиграю, нет, - уверен Александр.

Шамиль Биргалиев из Ишимбая тоже сохраняет внешнее спокойствие, но уверяет, что «все-таки переживает за результаты».

- Привык сохранять хладнокровие, - комментирует свою невозмутимость Шамиль. - Опыт работы сказывается: тружусь водителем с 89-го года, а в «Башавтотрансе» работаю девятый год. Здесь собираются настоящие профи, а я попал на состязание впервые. Поэтому главной моей целью стал обмен опытом.

Фидрат Нурмухаметов из Дюртюлей трудится водителем 16 лет, четыре из которых - в «Башавтотрансе».

- Принять участие в таком конкурсе в нашей среде считается очень престижным, поэтому для подготовки я выделил не одну дюжину вечеров, - признается водитель. - Семья с пониманием отнеслась к тому, что я после работы просиживал за столом над правилами дорожного движения. Супруга Рамиля старалась не отвлекать, сказала: «Надо – значит, надо».

Водитель грузового автомобиля Альберт Исяньюлов из Баймака уверяет, что у него трудностей при преодолении препятствий не возникло.

- На «КамАЗе» работаю каждый день, причем в трудовые будни кузов загружен рудой, которую мы возим из Хайбуллинского района в Сибай, - рассказывает Альберт. – А здесь машины были порожними.

Ребятам из Сибайского АТП не мешала даже тридцатиградусная жара.

- Работаем и в более тяжелых условиях, - отмечает водитель «КамАЗа» Нур Хисаметдинов.

Представитель команды стерлитамакского ГАТП, занявшей первое место в классе «КамАЗ-5410», Анатолий Иващенко считает, что победы можно добиться только упорной работой.

- Каждый участник нашей команды – профессионал, и мы это доказали. Наверное, сказывается то, что работаем в одном коллективе.

Дамир Султанов из стерлитамакского грузового автопредприятия, ставший серебряным призером соревнований в личном зачете водителей в классе «КамАЗ-5410», имеет стаж вождения 22 года и вот уже двенадцатый год подряд уезжает домой с призами.

- Волновался ли я? – переспрашивает Дамир. – Старался этого никому не показывать.

- А я переживал, как школьник, - смеется Юрий Малов из Мелеузовского АТП, занявший второе место в номинации «КамАЗ-55111». – Участвую восемь лет подряд, но только в этом году посчастливилось занять призовое место в личном первенстве. Сейчас поспешу обрадовать победой жену Марию, которая весь день ждет моего звонка. И пусть отсутствие обручального кольца вас не смущает: я его просто не ношу в целях безопасности, мало ли за что рукой могу зацепиться. Но сегодня, уезжая на конкурс, я положил украшение в нагрудный карман наудачу и сказал супруге: «Знай, что ты будешь на соревнованиях со мной». Думаю, что это напоминание о любимой у сердца и принесло мне победу.

Для того, чтобы стать водителем года, Филюсе Хуснутдиновой не хватило 28 секунд

Отличительной особенностью водительского конкурса этого года стала победа в номинациях сразу двух женщин-водителей. Если в прошлогодних состязаниях дамы только украшали трассы, то сегодня они по праву и впервые в истории соревнований поднялись на пьедестал почета.

Татьяна Чернаткина из ПАТП-6, управляющая в Уфе большим «НефАЗом» оказалась третьей среди соревновавшихся на этих машинах. А водительница УПАП-1 Филюся Хуснутдинова и вовсе стала лучшей среди тех, кто демонстрировал мастерство управления «Мерседесом-413», обойдя на крутом повороте двух представителей сильного пола – водителя уфимского АТП-6 Азамата Аслаева и Радмира Искандарова из Сибая.

Свежий маникюр не помешал основательной даме без помарок выполнить все автобусные пируэты. Более того, 40-летняя Филюся оказалась в числе драйверов, боровшихся за звание водителя года.

Напомним, главной интригой соревнований становится определение призера первенства – им считается абсолютный победитель состязаний. Претендовать на главный приз могут только драйверы, выигравшие в личных зачетах. Так что в финал вышла шестерка лучших.

Мусса Гарапов, представлявший Туймазинское АТП, стал первым в классе грузовиков «КамАЗ-5410». Кстати, он и в прошлом году тоже выходил в число победителей, но удача ему не улыбнулась, как и в этот раз. Асхат Танатов из Уфимского ПАТП-1 отлично проявил себя за рулем «КамАЗа-55111». Раиль Мусалямов из Баймака показал класс на «ПАЗе». Руслан Денисламов получил первое место на «Мерседесе-515». Лучше всех управлял «НефАЗом» Ильдар Гилязов из УПАП-1, а его коллега из того же предприятия Филюся Хуснутдинова отличилась за баранкой «Мерседеса-413». Всем призерам предстояло в кратчайшие сроки ответить на каверзные вопросы, заготовленные главным судьей соревнований Владимиром Петровым. Супердрайверам хватило одной минуты, чтобы пройти тесты – в итоге Филюся отстала от признанного абсолютным победителем первенства Ильдара Гилязова всего лишь на 28 секунд! И, в общем-то, единственная из всех участвовавших в главном конкурсе мужчин могла претендовать на звание водителя года.

- Филюся ответила на вопросы без единой ошибки за минуту и 15 секунд, - рассказывает главный судья соревнований Владимир Петров. – А победитель Ильдар Гилязов – за 43 секунды и тоже без единой помарки. Филюся шла на рекорд и до определенного момента была единственным претендентом на победу.

- Неужели бы вручили женщине первый приз, если бы она добрала баллов? – спрашиваем у главного судьи соревнований Владимира Петрова.

- А почему нет? – удивляется он. – У нас все по-честному, никакой дискриминации по половому признаку. Если бы женщина показала лучший, чем у мужчин, результат – победа досталась ей. Мне даже хотелось, чтобы она сильному полу нос утерла.

Но чуда не случилось.

Водители УПАП-1, бурно радовавшиеся победе, бросились качать на руках чемпиона – Ильдара Гилязова. И подумалось, что, наверное, женщине-коллеге они такой почести не оказали бы.

- Почему не качали бы? – обижается водительница. – Для наших мужиков – я «свой парень».

Филюся не особенно расстроилась из-за не доставшегося ей титула лучшего водителя.

- Будет возможность побороться за главный приз в следующем году, - пожимает дама плечами. – Я рада, что сумела стать первой в своей номинации – это огромное достижение для меня. В конкурсе участвую всего лишь во второй раз, и сразу показала такой рост, ведь в прошлом году не достигла пьедестала почета. Так что, пусть мужчины-коллеги опасаются – задам им в следующий раз жару.

Филюся ежедневно водит пассажирский автобус по маршруту Уфа-Благовещенск, а сама постоянно живет в маленьком городе вместе с 18-летней дочерью Региной.

- Я – сильная, кавалеры таких боятся, но я об этом не жалею, - говорит г-жа Хуснутдинова. – В Благовещенске все меня знают, и признания пассажиров мне вполне достаточно.

А вот для победительницы в личном зачете на пассажирском автобусе «НефАЗ-5299» Татьяны Чернаткиной из УАТП-6 первый приз в своей номинации стал полной неожиданностью. В отличие от дамы из уфимского автотранспортного предприятия № 1 Филюсы Хуснутдиновой, Татьяна участвовала в профессиональных соревнованиях пять лет подряд.

- Даже представить не могу, как обрадуются родные! - переживает женщина. - До сих пор поверить не могу, что взошла на пьедестал!

По словам г-жи Чернаткиной, во время состязаний о возможной победе она даже не мыслила.

- Да, я была уверена и спокойна, - пытается анализировать дама свое достижение. – Может быть, опыт как раз и помог. Но сейчас я безумно счастлива!

Татьяна Чернаткина одна из немногих женщин, управляющая городскими автобусами уже более двадцати лет. Сегодня она возит пассажиров по 110 уфимскому маршруту.

Татьяна - героиня романтической любовной истории – женщина-водитель нашла свою судьбу в Италии и категорически отказалась остаться на родине супруга.

- Там очень жарко, - говорит Татьяна. - Жарче, чем у нас этим летом.

Муж-итальянец по имени Никола понял вторую половину и переехал в Уфу, устроившись работать в автосервис жестянщиком. Жена-водительница вовсю участвует в профессиональном росте благоверного, помогая ему и делом, и советом – как-никак автобус знает, как свои пять пальцев. Любопытно, что сын Татьяны Александровны – Эдуард Мустафин тоже работает водителем государственного перевозчика в УПАП-6.

Но на конкурсе Татьяна выступала одна - у супруга Татьяны в Неаполе скончались родители, и он отправился на родину получать наследство.

По словам г-жи Чернаткиной, многочисленные родственники Николы устроили склоку, не поделив квартиру.

- Было бы у нас, да плюнули бы: на, забирайте, чужого не надо, лишь бы только отношения не портить, - уверяет Татьяна. - А они до смерти будут биться за эти деньги.

У Татьяны есть мечта – выйти на пенсию и осесть в Белорецке, построить домик среди хвойных лесов и вдыхать горный воздух.

А пока женщина тянет непростую водительскую лямку - ее автобус курсирует через всю столицу Башкирии до уфимского аэропорта.

- Сервис в аэропорту удручает, - жалуется Татьяна. - Автобусы заезжают на автостанцию на общих основаниях по «гостевой» карточке, и если машина задержится более чем на 15 минут, приходиться ждать прихода парковщика, пока он поднимет шлагбаум. А вы представляете, что происходит, если на выезде у шлагбаума застрянет 11-метровый VDL?

Есть у Татьяны Чернаткиной и неофициальные должностные обязанности – она уверена, что по ее автобусу гости Уфы создают впечатление обо всем городе.

- Поэтому и автобус должен соответствовать лучшим мировым стандартам, - говорит Татьяна. – Всегда быть чистым и выглядеть не все сто.

Порой г-жа Чернаткина получает неожиданные подарки от пассажиров, которые, конечно же, не могут не удивиться, обнаружив за рулем огромного автобуса, хрупкую женщину.

- Одна из верующих подарила мне церковную книжечку, привезенную откуда-то из паломничества, - вспоминает Татьяна. – И сказала, что мне, как человеку такой непростой профессии, надо все время держать этот талисман при себе.

Команды для победы разрабатывают особые тактики и стратегии

В копилке ребят из команды Уфимского ПАТП-1 гора призов, завоеванных в нынешнем состязании: первое место в классе грузовых автомобилей «КамАЗ-55111» и автобусов «Мерседес-413», «серебро» в соревновании на «КамАЗ-5410» и семь побед в личных зачетах, в том числе и три особо отмеченных молодых драйвера. Кроме того, водитель именно этого автотранспортного пассажирского предприятия Ильдар Гилязов стал абсолютным чемпионом первенства. Похоже, что УПАП не зря имеет номер один – водителям столицы Башкирии есть, чем гордиться.

Судья соревнований Николай Ядыкин считает, что успехи уфимцев объясняются просто: «столичные водители натренированы сильнее».

- На периферии и в столице дороги разные, маневренность другая, - объясняет арбитр. – Потому работающим на автобусах в большом городе многие этапы проходить легче.

Однако директор УПАТП-1 Ринат Имаев не согласился бы с таким банальным толкованием достижений предприятия.

- Есть некоторые секреты подготовки к конкурсу, - говорит Ринат Рашидович. – Наша команда начинает тренироваться загодя, на территории строим все элементы, которые водители будут преодолевать в будущем, и каждую свободную минуту шлифуем навыки.

- Побеждать для меня – дело привычное, - подтверждает водитель УПАП-1 Марат Гайнуллин, получивший первое место в командном зачете в номинации «Мерседес-413». – Уже три года подряд я принимаю участие в соревнованиях профессионального мастерства и ощущения практически одинаковые каждый год: радость и восторг. Да и в этом году был уверен, что командное первенство будет нашим.

И абсолютного победителя конкурса профессионального мастерства Ильдара Гилязова из УПАТП-1 дома ждали только с победой.

- Когда меня провожали домашние, шестилетний сынок Ильнар сказал: «Папа, выиграй мне машину», - смеется счастливый чемпион. – Он у меня уже за рулем сидит и даже водит, когда выезжаем за город.

Интересно, что в 2007 году Гилязов стал третьим в индивидуальном зачете в классе «НефАЗ»… выступая с загипсованной ногой! А в 2008-м, освободившись от лангета, оказался победителем в этом первенстве. А теперь и вовсе стал водителем года.

На вопросы теоретической части Ильдар ответил за 33 секунды, трассу проехал чисто, да и технические вопросы никогда не вызывали у водителя затруднений.

- Но то, что стану водителем года, никак не ожидал! – заново переживает событие чемпион. - Ощущения просто невозможно передать словами, чтобы почувствовать их – нужно самому стать абсолютным победителем. На призовые деньги думаю приобрести иномарку. Как раз со следующей недели у меня начинается отпуск – вот и займусь эти вопросом.

Молодежь наступает на пятки маститым водителям

Традиционно на соревнованиях профессионального мастерства чествуют молодых и одаренных водителей. Несмотря на сложность специальности, юноши охотно идут в профессию. Причем так быстро схватывают все новое и набираются опыта, что часто обходят на конкурсных поворотах своих наставников. Это отмечают и арбитры, и водители со стажем.

- Естественно, им легче: ребята резвые, шустрые. Да и подготовились серьезно, чувствуется профессионализм, - говорит судья трассы «Круг» Николай Ядыкин, тестирующий «КамАЗы» и «НефАЗы». – А ведь конкурсный этап не простой: водителю необходимо аккуратно развернуться, не выехав на встречную полосу, и правильно загнать 18-метровый автобус на следующем этапе «Парковка», чтобы не зацепить бордюр, человека или соседний транспорт.

- Труд водителя нелегок, но несколько десятилетий назад многие мальчишки считали эту профессию одной из самых достойных, - рассказывает генеральный директор ГУП «Башавтотранс» Камил Маматказин. - Период экономической неразберихи сменил приоритеты в глазах молодых людей, и на линиях остались водители предпенсионного возраста, но теперь время все расставляет по своим местам – растет смена!

Например, в этом году лучшими водителями республики были признаны сразу семеро молодых людей – Иван Михайлов, Ильдус Зиязетдинов, Рустам Нагимов, Радмир Искандаров, Артур Вахитов, Игорь Шабуров, Марат Абдрашитов, возраст которых от 20 до 25 лет, а работают на автобусных маршрутах, как в Уфе, так и в Учалах, Сибае и Стерлитамаке. Парни недавно пришли в профессию, но уже зарекомендовали себя как опытные специалисты.

Заместитель начальника производственно-технического отдела «Башавтотранса» Рустам Багаутдинов состоит в судейской коллегии уже пятый год. На этот раз он оценивал мастерство водителей в категории «ПАЗ» и признается, что за все время его судейской практики так и не смог выявить постоянных фаворитов. Но и он отмечает, что молодежь наступает на пятки маститым драйверам.

- Так выходит, что каждый год появляются новые таланты, и победители всегда сменяют друг друга, - рассказывает Рустам. – Все зависит от желания участника опередить соперников, от стремления и настроя на победу. Можно увидеть совершенно разные результаты. Кто-то покорил трассу за две с лишним минуты, а кто-то одолел этап лишь за пять минут. На последнем, практическом, этапе очень важен уровень мастерства. Но это не значит, что на пьедестал почета попадают лишь самые опытные. Напротив, зачастую молодые ребята, в силу своей энергичности, честолюбия и целеустремленности, опережают соперников. Но делать прогнозы в этом состязании бесполезно: я это уже понял на опыте.

Понаблюдав за состязаниями молодых, водитель Татьяна Чернаткина отметила, что сегодня им очень тяжело работать.

- Профессия водителя – утомительная, на наших дорогах нужно потратить много нервов, терпения и сил, потому многие этого не выдерживают. Не каждый может с этим ужиться, а потому молодым придется пройти еще не только профессиональные соревнования, но и воспитание своего характера и закалку силы воли.

Некоторые из молодых уже успели доказать, что успешно прошли крещение трассой: парни поднимаются на пьедестал почета не первый год подряд.

Из шести самых молодых и профессиональных участников нынешнего соревнования трое – водители Уфимского ПАТП-1.

Рустам Нагимов в «Башавтотрансе» трудится всего полтора года. Несмотря на юный возраст – парню всего 21 – водитель чувствует себя на трассе уверенно. В этом году даже решил побороться за призовые места на конкурсе. Первым серьезным испытанием стала для него сдача техминимума.

- Я выбрал тактику «медленнее, но правильнее», - объясняет свои действия парень. - Все равно старших товарищей мне не побороть, а торопиться не стоит: в погоне за минутами можешь ошибиться, поэтому лучше потерять время, но не набрать штрафных очков.

Юноша успешно сдал тест, правильно ответив на все 20 вопросов, и с улыбкой победителя вышел из автобуса, переделанного в учебную аудиторию.

– А если говорить о практических занятиях, то сегодняшние этапы – это маневры, которые приходится выполнять на дороге ежедневно, - отмечает он. - Начинал я работать на «Мерседесе», но потом пересел на «НефАЗ». Мне интересно управлять автобусом, потому что работа на одном месте – не для меня.

Интересно, что водителем Рустам начал работать сразу после окончания уфимского строительного колледжа.

- Так что мастерок подержать так и не удалось, зато теперь в руках - руль, - улыбается Рустам. – Благодаря профессии я даже познакомился со своей девушкой Ольгой. Вместе мы работает на 69-м маршруте: я - водителем, а она - кондуктором. Она обязательно разделит со мной радость победы. Но призовое место для меня не главное: я просто хочу быть постоянно с Олей, а лучшей способ это сделать – работать вместе.

Лучшим молодым водителем на «КамАЗе-55111» второй год подряд становится уроженец Караидельского района Ильдус Зиязетдинов, также представляющий ПАТП-1. 24-летний парень всего третий год как в «Башавтотрансе», но за это время набрался опыта, колеся на своем «НефАЗе» по 59-му, 69-му и 26-му уфимским маршрутам. Его девушка Юля приехала поболеть за любимого и за родного дядю-дальнобойщика, работающего в том же гараже, что и Ильдус. Родственник Юли водитель Уфимского ПАТП-1 Наиль Киямутдинов – личность в «Башавтотрансе» известная: два года назад стал лучшим среди водителей «КамАЗов» и уехал домой на призовых «Жигулях». В прошлом году на автодроме за водителя приехали поболеть супруга, сын и племянник, а в этом году родственники передали эстафетную палочку племяннице Юле. Как оказалось, девушка приехала к родным не зря: уфимский филиал стал десятикратным победителем в личных и командных зачетах.

- Ждал победы, и безумно ей рад! – не может сдержать эмоций Ильдус. - Всегда приятно принимать подарки, ведь каждый год они разные.

Еще один участник - 25-летний Иван Михайлов, водитель из УПАП-1, становится победителем в «молодежной» номинации третий год подряд. В 2008 году Иван победил в классе микроавтобусов «Мерседес-515», а два года становится лучшим молодым водителем «КамАЗа-5410».

- А на работе я курсирую по Уфе на «НефАЗе», - отмечает водитель. – Так что теперь чувствую себя уверенно за рулем любой машины.

Азамат Аслаев, работающий в УПАТП-6 всего лишь три месяца, с охотой принял участие в конкурсе. Он занял второе место в классе «Мерседес-413», был уверен в своих силах, надеялся, что одержит победу, ведь готовился целый месяц.

- Пройти все испытания мне не составило никакого труда. И волнения я не испытывал, ведь я морально устойчивый человек, - не без гордости замечает 26-летний парень. – Кроме того, у нас присутствует сильный командный дух, каждый из нас желает друг другу удачи.

24-летний Виталий Беззубов из УПАТП-4 водит «Мерседес-515» по маршруту Уфа-Чишмы. Его команда победила в соревновании на этом спринтере.

- На трассе трудностей не встретили, - переводит дыхание молодой водитель. - Ждали первого места, по крайней мере, надеялись на него. Сам я участвую третий год подряд, в прошлом году мы также заняли в командном зачете первое место.

Водителя «НефАЗа» из Уфимского АТП-6 Руслана Хурамшина тесть Рамиль Зуфарович провожал с особым чувством.

- Он работает в почтовой связи, является начальником профкома. Тесть за меня переживает и гордится, что его зятю доверили такую ответственную миссию - выступать в сборной.

По мнению Руслана, секрет успеха не в долговременной зубрежке, напротив, по его словам, «знания нужно брать штурмом».

- А в команде работать даже интереснее, ведь всегда есть возможность обсудить условия прохождения трассы, дать советы соратнику и или услышать их от него. Мы всей командой сразу решили, что главная наша цель – занять одну из ступенек пьедестала, - с гордостью заключил он.

Участники стали авторами «дублей» и «хет-триков»

Сложно было удержаться от искушения сравнить конкурс профессионального мастерства водителей с проходящим в эти дни в Южной Африке чемпионатом мира по футболу. «Водительское» первенство уже 12-е по счету. И по итогам 11 предыдущих невозможно вывести никаких законов, определяющих победителя – все в точности как на Мундиале. Однако одно общее правило все же есть: успеха в них добиваются только те, кто сделают все невозможное и возможное для достижения победы.

Другое, что роднит, казалось бы, такие разные соревнования – «дубли» и «хет-трики». Всем известны имена их авторов в ЮАР: аргентинец Гонсало Игуан, словак Роберт Витек, испанец Давид Вилья, немец Томас Мюллер, уругваец Луис Суарес.

Однако и в Уфе оказались свои герои-рекордсмены.

Второй раз подряд победителем на теоретическом этапе оказался 27-летний водитель УПАТП-3 Марат Давлетшин, ответивший на вопросы за 28 секунд и умудрившийся побить свой же рекорд. На прошлогоднем конкурсе он прошел тестовое задание за 40 секунд.

- В домашней обстановке получалось еще быстрее, - рассказывает он. - Просто здесь ждал подвоха в вопросах, поэтому старался быть очень внимательным.

Несмотря на шестой год участия в соревнованиях профессионального мастерства, Марат все равно испытывает волнение.

- Утром меня начало слегка трясти, но когда начался сам конкурс, волнение потихоньку ушло, - улыбается Марат. - Остались лишь знания и спортивный азарт.

В «Башавтотранс» Давлетшин пришел семь лет назад. Окончив экономический техникум, Марат столкнулся с проблемой трудоустройства: бухгалтеров оказалось в избытке.

- Везде умная голова нужна: что в бухгалтерии, что за рулем, - утверждает двукратный чемпион. - В Уфе такое движение, что нужно продумывать каждый маневр на дороге на два шага вперед, так что без мозгов здесь делать нечего. Но мысль поменять кабину автобуса на кабинет мне не приходит, хотя за рулем ответственности неизмеримо больше, чем в бухгалтерских делах. Здесь ты в ответе за здоровье и жизни людей, которые сидят у тебя за спиной.

- Я участвую уже пятый год и всегда занимаю призовые места, - говорит водитель «КамАЗа-5410» из УПАТП-1 Виктор Аплаев, занявший третье место. – Несмотря на это, каждый год готовлюсь основательно, поэтому для меня неудивительно, что стал призером.

Для Антона Ионова из УПАТП-3 тоже стало доброй традицией не уезжать без побед. Серебряный призер этого года, в прошлом году занял первое место в личном зачете на «НефАЗе».

- Победа далась нелегко, но для меня многое значила поддержка команды! Самое сложное – это сдавать ПДД, а остальное не составило трудностей, потому что под руководством наших доблестных инструкторов готовились чуть ли не за полгода. И это того стоило. Побеждаем уже четвертый год в команде, а лично – второй год.

Каждый год пытают счастья и счастливчики, однажды уже завоевавшие титул лучших водителей года. Так, абсолютный победитель профессиональных состязаний-2007 Ирик Губайдуллин из пассажирского автопредприятия Стерлитамака получил на нынешних соревнованиях второе место, выступая на автобусе «ПАЗ». А лучший водитель Башкирии-2008 38-летний Ильгиз Шайгарданов из стерлитамакского ГАТП оказался серебряным призером в классе «Мерседес-515».

- Не завидуете чемпиону? – спрашиваем у титулованных спортсменов.

- Нет, - смеются они. – Парни заслуживают таких призов, они настоящие профессионалы.

"