Posted 4 июня 2014,, 07:44

Published 4 июня 2014,, 07:44

Modified 10 ноября 2022,, 18:46

Updated 10 ноября 2022,, 18:46

В Башкирии вспоминают жертв самой крупной железнодорожной аварии

4 июня 2014, 07:44
Железнодорожная катастрофа, подобной которой не знал мир, произошла в Башкирии в ночь с 3 на 4 июня 25 лет назад, в 1989 году. Скорые поезда №211 и №212 не должны были встретиться на злополучном 1710-м километре, где на продуктопроводе «Западная Сибирь-Урал-Поволжье» произошла утечка газа.

Поезд из Новосибирска опаздывал. Навстречу на всех парах мчался поезд №212 Адлер — Новосибирск. Газ, вытекавший наверху, заполнил всю низину. Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. В 1.10 местного времени на перегоне Аша-Улу-Теляк у Змеиной горки за километр от места утечки пассажирские поезда встретились и грянул страшный взрыв. Его вызвала случайная искра.

Из 1284 человек, находившихся в поездах, 575 погибли, в том числе 181 ребенок, 657 получили ожоги и травмы и потом погибали от термического поражения кожи в больницах. Из двух составов живыми остались только 52 человека. Тела и прах заживо сгоревших увезли в 45 областей России и 9 республик бывшего Союза. Сто седьмая школа Челябинска потеряла под Уфой 45 человек, спортивный клуб “Трактор” — юношескую команду хоккеистов, двукратных чемпионов страны. Эксперты считают, что до сих пор доподлинно не известно количество погибших – в вагонах в советские времена, когда на билетах не проставляли фамилий, могло быть огромное количество «зайцев», ехавших на благословенный юг и возвращавшихся обратно.

Сегодня в Иглинском районе Башкортостана проходят памятные мероприятия, посвященные крупнейшей железнодорожной катастрофе. Ежегодно на Змеиную горку отправляются родственники погибших, участники событий, спасатели, медработники. Здесь состоится концерт-реквием артистов башкирской филармонии.

До сих пор загадка этой страшной катастрофы волнует и астрологов, и ученых, и экспертов. Как получилось, что два опаздывавших поезда-близнеца Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск встретились в опасном месте, где дал течь продуктопровод? Почему возникла искра? Почему в пекло попали поезда, наиболее забитые людьми летом, а не, например, товарняки? И почему газ взорвался за километр от места утечки? Каждый год на эти вопросы пытаются ответить родственники погибших, специалисты и медики, участвовавшие в ликвидации аварии, но их уверяют, что речь идет о роковом стечении обстоятельств.

За смерть людей, за страшные ожоги и увечья более тысячи человек ответили стрелочники. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за трещины, нанесенной ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили. Но Верховный суд Башкирии вынес приговор только начальнику участка, прорабу, мастерам и строителям – всем подсудимым по два года в колонии-поселении.

"