Posted 4 мая 2014,, 15:49

Published 4 мая 2014,, 15:49

Modified 10 ноября 2022,, 18:47

Updated 10 ноября 2022,, 18:47

Депутаты РБ предлагают упростить процедуры возврата эвакуированных машин

4 мая 2014, 15:49
Республиканский закон об эвакуации припаркованного с нарушением ПДД транспорта, действующий в Башкирии уже два года, подвергся критике общественных организаций и простых автовладельцев, не согласных с существующими порядками. В Госкомитете по транспорту РБ также не в восторге от действующей редакции документа: прибыльный бизнес оборачивается репутационными издержками для госорганов, неспособных урегулировать нескончаемую череду конфликтов. К тому же сказывается закрытость бизнеса: отрасль, созданная для облегчения жизни горожан, теперь, по их мнению, работает против них. А сами правила эвакуации непрозрачны или допускается их двоякая трактовка.

Парламентский экспертный совет по инфраструктурному развитию при Госсобрании РБ изучил предложения общественников и чиновников, но к единому мнению эксперты не пришли. До сих пор не ясно, что такое эвакуация: бизнес или регуляция транспортных потоков, и куда должна идти прибыль – на строительство паркингов или оставаться в карманах эвакуаторщиков. Из других претензий: машины не возвращают, даже если при погрузке объявился владелец, а также непонятно, кто заплатит за ущерб при повреждении автоматической коробки передач перетаскивании авто на эвакуатор.

- Нас хоть и заверяли, что под колеса подкладывают подкатные устройства, но на практике ничего это не делается, - сказал депутат Рустам Ишмухаметов. – В Москве эвакуаторы поднимают манипулятором машину и ставят на платформу.

- У нас нет требований к процессу эвакуации, - признался начальник дорожного отдела Госкомтранса РБ Венер Насретдинов.

Экспертный совет столкнулся с вопросами, на которые пока нет конкретных ответов: кто будет отвечать, если машина на штрафстоянке сгорит или просто получит повреждение, а ответственность эвакуаторщиков еще не застрахована.

Замначальника отделения дорожной инспекции и организации движения УГИБДД МВД по РБ Расим Хасанов заявил, что не понимает, зачем эвакуированные машины из Чишмов и Благовещенска везут в Уфу, ведь пробег потом оплачивает владелец авто. Не ясно, почему не развивается способ блокировки машин специальными устройствами вместо эвакуации. Хотя тот же г-н Хасанов пояснил, что по закону блокировка колес крайняя мера, «когда нет возможности переместить машину».

Рустам Ишмухаметов предложил уфимским властям запустить процедуру пересмотра сети дорожных знаков из-за которых в центре города возникают пробки.

- Со знаками перебор. Многим по десять лет, и когда они ставились были совсем другие дорожные условия, - сказал парламентарий.

По словам Венера Насретдинова, госкомитет провел конкурс во всех 60 муниципалитетах на отбор эвакуаторщиков. Желающие определились лишь в 15 районов и городах. В Уфе службой эвакуации стала муниципальная фирма «МБУ по благоустройству и содержанию автопарковочных мест».

По словам чиновника, многие пробелы не закрыты действующим законом.

- Как оповещать водителя, что машина увезена? Есть мнение, что под запрещающими знаком нужно повесить телефоны службы эвакуации, - уверен чиновник.

Против этой идеи выступила Госавтоинспекция.

- Размещать какую-либо стороннюю информацию под знак нельзя – все регламентировано ГОСТом. Можно поставить рядом отдельный информационный щит, - сказал Расим Хасанов.

По словам г-на Хасанова, когда владелец появляется в момент эвакуации, «нужно машину отдавать без перемещения», но с сохранением административного штрафа. Председательствующий экспертного совета депутат Госсобрания РБ Рустам Ишмухаметов уверен, что для малообеспеченных слоев населения «средний чек» стоимости услуг эвакуаторщиков – 5-6 тысяч рублей - сильный удар по бюджету семьи. Стоимость эвакуации стоянки простого авто – 1,5 тысячи рублей, час хранения 25 рублей, в сутки – 600 рублей.

– Показалось, что эвакуаторщики заинтересованы скорее увезти машину, - говорит г-н Ишмухаметов. - Эвакуация происходит спешно, как можно быстрее. Не во всех случаях стоит забирать машины, например, в полночь они ни кому не мешают на обочине, оштрафовать передвижным «Парконом» и оставить на месте.

Возникли разногласия и по выручке – на что ее тратить?

- Эвакуаторщик – предприниматель, и он заботится о своей прибыли, - поделился мнением г-н Насретдинов.

- А я думал, что мы 549-й закон принимали, чтобы навести порядок на улицах, не для того что бы кто то на этом набивал карманы, - возразил г-н Ишмухаметов. - Куда уходят деньги от эвакуации? Почему не строятся парковки? Горный рельеф Уфы позволят строить многоэтажные паркинги. Сама природа нам помогает, и деньги от эвакуации нужно направлять на возведение стоянок.

Представитель федерации автовладельцев России Ильяс Чанышев предложил внести в закон временной лаг, в течение которого не будет «капать» плата за нахождение машины на стоянке.

- Прежде чем найти и забрать машину гражданин потратит 6-7 часов минимум и не может повлиять ни на что: процесс оформления бумажек быстрее не пойдет, а деньги за стоянку он заплатит, - говорит г-н Чанышев. - Нужен какой-то временной запас, хотя бы в 5 часов, когда не будет идти плата, чтобы человек успел побегать между стоянкой и ГАИ.

- Мы считаем, что нужно внедрить такую схему: первые сутки – оплата почасовая, далее посуточно, чтобы избежать казусов, когда плата за пребывание на стоянке становится дороже самого автомобиля, - говорит Рустам Ишмухаметов. – Например, владелец улетел в Москву, машину забрали, приезжает через месяц, ему проще оставить машину, чем заплатить огромный штраф.

Эксперты советуют упростить процедуру вызволения машин со штрафстоянки, которая превращается в бюрократический ад.

- Водитель должен поехать на штрафстоянку – получить копию акта об эвакуации, потом едет в отдел ГИБДД там получает протокол об административном правонарушении и постановление о привлечение к административной ответственности, - объясняет г-н Насретдинов. - Оплачивать штраф немедленно незаконно, есть семьдесят дней на оплату. Далее ему нужно получить отметки еще в двух-трех кабинетах, так как машину «пробивают» по базам. Потом надо вернуться за машиной, и оплатить расходы эвакуаторщиков. На штрафстоянке должны быть созданы все условия чтобы оплатить эвакуацию и содержание: кассовый аппарат и терминал безналичной оплаты. В Уфе это возможно, но вот в сельских глубинках с этим сложнее.

Родилась идея создать компьютерную программу учета всех эвакуированных машин наподобие бухгалтерских программ «1С». Чтобы по реквизитам машины и без заезда на штрафстоянку, в ГАИ получить акт о задержании, и сократить беготню со справками.

Дмитрий КОЛПАКОВ.

"