Posted 2 октября 2012,, 21:05

Published 2 октября 2012,, 21:05

Modified 10 ноября 2022,, 18:52

Updated 10 ноября 2022,, 18:52

«Репрессивная машина» не смогла сломать «главного диссидента» Башкирии

2 октября 2012, 21:05
Главный диссидент Республики Башкортостан, как сам себя охарактеризовал Айрат Дильмухаметов, встретился с журналистами, чтобы рассказать о пенитенциарной системе России и своих планах на будущее. Главное, что хотел донести до прессы г-н Дильмухаметов - «репрессивная машина не выполнила свою главную функцию и не сломала меня».

Напомним, Айрата Дильмухаметова осудили за распространение сведений экстремистского характера, и он в течение трех лет отбывал наказание в колонии-поселении в Хакасии. Правда, сам бывший сиделец считает свое осуждение незаконным и уверен, что сумеет добиться в надзорной инстанции Верховного суда России оправдания и реабилитации, а потом примерно наказать «заказчиков» своей отсидки.

- Но судить строго их не будем, - пошутил г-н Дильмухаметов.

Как заявляет Айрат Дильмухаметов, на зоне ему пришлось испытать все трудности, с которыми сталкиваются простые сидельцы – он не менее 10 раз попадал в штрафной изолятор и не сумел освободиться условно-досрочно.

- Сегодня я думаю, что может быть и хорошо, что я отмотал срок «от звонка до звонка» и при этом меня не сумели запугать, - говорит он.

Потравил спикер и тюремные байки, рассказав, как однажды один из высоких начальников тюремной администрации, пытаясь добиться нужного ответа, спросил зека: «Вы что, думаете, что я дебил?»

- Я ответил: «Не знаю, дебил вы или нет, я не являюсь специалистом в данной области», - рассказал Айрат Дильмухаметов. – Ну и, конечно, загремел в штрафной изолятор.

По словам г-на Дильмухаметова, в России «система ГУЛАГа не изменилась со сталинских времен», людей в штрафном изоляторе бьют спецсредствами – «резиновыми дубинками, так что мясо от костей отходит». Как утверждает бывший сиделец, маховик пенитенциарной системы настроен на то, чтобы «унизить и растоптать человека, заставить его совершать аморальные и безнравственные поступки, например, стучать на сокамерников».

- Слышал, что в салаватской колонии зеки объявили голодовку – так я вам скажу, что если заключенные решились на такое, там действительно происходит что-то страшное, - говорит он. – Ведь каждый из них думает, что будет с ним после того, как голодовка закончится.

Айрат Дильмухаметов возмущен и другими порядками тюремной системы.

- Для того чтобы приняли передачу, близкие стоят в очереди по три-четыре часа, - рассказывает он. – Ну кто мешает открыть несколько окон и не мучить родственников?

Однако становиться защитником прав осужденных Айрат Дильмухаметов не собирается, а видит себя на реальном политическом поприще.

- Не могу сказать, чем я буду заниматься в ближайшее время и буду ли создавать политическую партию, но знаю, что в Башкирии не хватает политической силы, объединяющей башкир, да и вообще представляющей настоящих лидеров, за которыми пойдут люди.

Г-н Дильмухаметов оговорился, что в 2005 году, несмотря на то, что в республике вели бурную политическую деятельность с десяток оппозиционеров, когда понадобилось вести людей на Белый дом, он оказался единственным, способным поднять народ.

- Вот о каком лидерстве я говорю, - объяснил он. – И ведь тогда я защищал интересы не только башкир, но и представителей всех национальностей. Так что клеймо националиста мне приклеили, а я, скорее, национал-демократ.

Хоть экс-зек и утверждает, что зона не изменила его, однако сказалась на бывшем экстремисте наилучшим образом. За час общения с журналистами и правозащитниками, г-н Дильмухаметов ни разу не опустился до хлестких высказываний, не опорочил чье-либо достоинство и не позволял себе крепких выражений, тщательно подбирая определения для той или иной не устраивающей его ситуации. В частности, «главный диссидент» не позволил себе критику ни в адрес бывшего президента РБ Муртазы Рахимова, ни нынешнего главы региона Рустэма Хамитова, высказав лишь неудовольствие действиями федеральной власти. Немного осталось и российской «пседооппозиции», которую Дильмухаметов назвал «навально-собчачьей-гапоновской».

Но при этом сложилось впечатление, что Айрат Дильмухаметов удовлетворен изменениями в политической системе страны, в частности, будущими выборами губернаторов.

- К выборам, пусть даже таким фильтрованным, нужно относиться как к демократическому инструменту, который позволит многое изменить в стране, - сказал он и даже нашел возможность пошутить: - Мы ведь, оппозиционеры, почему раньше такими злыми были? Потому что у нас выборов не было. А теперь нам дали велосипед, и мы станем добрыми. Если мы общими усилиями снизим на этих выборах процент фальсификаций до 8-12 процентов, мы уже получим честную избирательную кампанию.

Также г-н Дильмухаметов опроверг утверждение, что он «профессиональный оппозиционер, который будет бороться против любой власти».

- Я готов работать ради общего блага на конечный результат, - говорит он. – Я ставлю себе цели более высшего порядка – исправить в целом несовершенную политическую систему.

Айрат Дильмухаметов высказал благодарность всем организациям и правозащитникам, поддерживавшим его: «Я даже не ожидал, что на мою сторону встанут столько людей».

- Те люди, которые писали письма и обращались к властям с просьбой о моей защите и есть прообраз общественной палаты, которая должна работать на благо людям, - говорит он.

От вопроса, готов ли он стать будущим президентом Башкирии, Айрат Дильмухаметов изящно уклонился, заявив, что «если появится лидер лучше и талантливее меня, то я буду делать все, чтобы привести этого человека к власти».

- Хочу играть ведущую роль в политической жизни республики, - признался он.

"