Posted 2 декабря 2015,, 16:39

Published 2 декабря 2015,, 16:39

Modified 10 ноября 2022,, 18:40

Updated 10 ноября 2022,, 18:40

Как правительство Башкирии будет сводить дебет с кредитом в региональном бюджете

2 декабря 2015, 16:39
По прогнозам социально-экономического развития Башкирии на 2016 год и на период до 2018 года, экономическая ситуация региона в 2015 году на фоне неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры продолжает ухудшаться. Это сказывается на темпах роста экономики, на потребительском спросе и на показателях инфляции. Тем не менее, принимаемые меры регулирования в рамках реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности дают определенные результаты.

Резкий спад не допущен

Валовой региональный продукт (ВРП) в регионе в первом полугодии снизился на 4,5%. С учетом складывающихся тенденций, по году прогнозируется снижение ВРП в реальном выражении на 1,9% при среднероссийском сокращении на 2,8%. Объем республиканского ВРП по итогам года оценивается в 1421,0 млрд рублей.

На сегодняшний день спад динамики экономического развития Башкирии отмечается по большинству макроэкономических параметров. При этом в положительной зоне сохранились темповые значения промышленного производства и строительного сектора. По итогам 2015 года, по индексу промышленного производства планируется выйти на уровень в 100,4%. А показатель строительства и ввода жилья в Уфе и Башкирии один из лучших по России.

Одним из основных приоритетов экономического развития является повышение инвестиционной активности. Подготовка к саммитам стран БРИКС и ШОС обеспечила рост инвестиционного наполнения республиканской экономики. В первом полугодии текущего года объем инвестиций в основной капитал составил 114,9 млрд рублей и увеличился на 6,8%. На общероссийском фоне, где наблюдалось снижение инвестиционной активности на 5,4%, это отличный результат.

В целях сглаживания социально-экономических рисков и выполнения в полном объеме социальных обязательств реализуется комплексный план по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в РБ на 2015-2017 годы. До конца 2015 года общий объем средств, на устойчивое развитие экономики и социальной стабильности достигнет 9,0 млрд. рублей: 4,5 млрд. рублей – бюджет Республики Башкортостан, 4,5 млрд. рублей – федеральный бюджет. Для выявления негативных трендов и для мобильной выработки последующих конкретных управленческих решений, введен дополнительный инструмент взаимодействия республиканских и муниципальных руководителей и хозяйствующих субъектов в виде системы кураторства. Наиболее актуальные и острые вопросы, требующие оперативного решения, регулярно рассматриваются на заседаниях правительственной комиссии по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в регионе.

Министерством экономического развития РБ разработан прогноз социально-экономического развития на 2016 год и на период до 2018 года, с учётом сценарных условий функционирования экономики на предстоящий период, одобренных правительством Российской Федерации, потенциала и тенденций социально-экономического развития РБ.

При разработке прогноза проанализированы данные республиканских органов исполнительной власти, администраций муниципальных районов и городских округов, предприятий и организаций республики. Остается обратить внимание на некоторые важные составляющие этого прогноза для эффективной и качественной реализации целостного стратегического республиканского документа.

Сказок не бывает

Рассмотрев основу, для разработки прогноза социально-экономического развития Башкирии на 2016 год и на период до 2018 года, сценарные условия функционирования экономики на предстоящий период, одобренные правительством Российской Федерации, заметим два варианта – базовый сценарий и оптимистичный сценарий. Если эти варианты сравнить, то анализировать необходимо базовый сценарий, так как тенденции и перспективы развития показывают, что сказок не бывает.

Базовый сценарий РФ предполагает, повышение среднегодовой цены на нефть с 50,0 долларов США за баррель в 2015 году до 60,0, 65,0 и 70,0 долларов США за баррель в 2016-2018 годах, что очень призрачно. Учитывая, что нефть марки Brent с конца июля не поднимается выше 50 долларов США, а устойчивый многолетний рост добычи нефти в мире держится в диапазоне 0,5–1,3%. Соединенные штаты Америки с каждым днём будут только усиливать экономическую войну за мировой нефтегазовый рынок. Спрос на нефть в развитых и развивающихся странах, под действием ряда факторов, остается подавленным. Падение цен на нефть ниже 50 долларов США за баррель повлечет за собой заметное ослабление национальной валюты (на 7-10%), ускорение инфляции (до 20%) и усиление оттока капитала. Под действием этих факторов экономика может столкнуться с резким ослаблением инвестиционного спроса (сокращением инвестиций в основной капитал до 20%), еще большим падением реальных располагаемых доходов населения, и, как следствие, сокращением потребительских расходов.

Ускорение инфляции может произойти в условиях режима сохранения продовольственных контрсанкций по ограничению импорта, сдерживающих предложение и ухудшающих конкурентную среду, а также при повышении цен на зерно и энергоносители. Рост цен и тарифов инфраструктурного сектора коммунальных тарифов может возрасти с учетом инфляции, что создаст условия для снижения конкурентоспособности отечественной продукции и ухудшает потенциал роста экономики и дополнительного обесценивания доходов населения. Но самое важное, в условиях зависимости инфляции от динамики ослабления обменного курса, возрастающей с повышением ее темпов, реализованные в конце 2014 – 2015 году меры по ее подавлению могут затруднить снижение процентных ставок и восстановление роста банковского кредита, что ограничит экономическую активность.

Центральный банк Российской Федерации, склоняясь рекомендациям Международного валютного фонда, предполагает сохранение умеренного роста кредитования на протяжении всего периода 2015-2018 годов, что напрямую вызовет спад в сфере инвестиций и предпринимательства.

Снижение инвестиций в основной капитал повысит риски ограничения роста производственного потенциала промышленности, а запас промышленных мощностей и конкурентные преимущества, полученные от девальвации рубля, недостаточны для поддержания целевых темпов экономического роста в России в ближайшие годы. Импортозамещение может не оказать сильного положительного влияния, так как загрузка конкурентоспособных производственных мощностей находится на высоком уровне, а безработица достигла минимума за последнее десятилетие. Эти факторы также отражают снижающийся потенциал роста экономики.

Варианты прогнозов

Негативное давление на социально-экономическое развитие окажет сокращение численности населения в трудоспособном возрасте, которое будет происходить до 2027 года. Что касается, преодоления качественного и количественного кадрового дефицита, то потребуется существенный рост как государственных, так и частных инвестиций, направленных на повышение производительности труда. Причем речь идет не только о модернизации технико-технологической базы производства, но и о совершенствовании его организации, направленной на повышение интенсивности труда, более рациональное использование рабочего времени, повышение мотивации работника к высокопроизводительному труду. К чему большинство трудовых ресурсов и руководителей не готовы, как с профессиональной, так и эмоциональной точки зрения. Уровень заинтересованности в качественном профессиональном развитии и саморазвитии у молодежи падает. Совершенствование качества образования за счёт слияния вузов, повышения конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава, учителей школ и воспитателей детских садов не произойдёт из-за снижения реальных доходов, повышения средних зарплат за счёт высшего административного персонала, что отягощает эмоциональный капитал «работяг» и разлагает систему эффективного образования. Следует также отметить риски, связанные с ростом численности населения старше трудоспособного возраста, что увеличит нагрузку на социальный сектор экономики и прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения.

Башкирия, в отличие от Российской Федерации, предлагает три варианта – пессимистический, базовый, соответствующий рассмотренному варианту базового прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и оптимистичный. Параметры прогнозов были проанализированы серьезными республиканскими социально-экономическими институтами совместно с правительством Башкирии, что позволило им взять за основу при разработке проекта бюджета Башкирии «базовый» вариант прогноза.

Рассмотрим некоторые республиканские прогнозные показатели, которые вызывают озадаченность.

Экономика должна быть экономной

Во-первых, это демографические показатели в частности коэффициенты рождаемости и смертности, которые практически неизменны на протяжении 2016-2018 годов и составляют 14,4–14,4–14,3 и 13,3–13,4–13,4 на 1000 человек к населению соответственно. Неужели, люди, в связи со сложившейся жизненной ситуацией, будут в том же темпе рожать и умирать. Когда у большинства населения невыплаченные кредиты, увеличиваются расходы на жизнеобеспечение и лекарства, растут цены на продукты питания, а доходы обесцениваются.

Во-вторых, темп прироста ВРП после максимальной точки снижения в 2015 году будет повышаться с 2,0% в 2016 году до 3,1% в 2018 году. По прогнозным расчетам темповые значения республиканской экономики сложатся выше среднероссийского уровня, с этого момента Башкирия будет ассоциироваться как драйвер социально-экономического развития России. Остаётся надеяться, с одной стороны, на спад конкуренции на глобальных рынках товаров и услуг, с другой – на нацеленность на повышение эффективности и конкурентоспособности производств за счет технической модернизации и обновления основных фондов, создания новых высокоэффективных производств и освоения выпуска высокотехнологичной продукции, а также расширения процессов импортозамещения. И, возможно, молиться на стабильность российской валюты.

В-третьих, в сельском хозяйстве, по прогнозам, основанных на условиях благоприятных погодных условий и инвестиционном наполнении предусматривается планомерное наращивание объемов производства темпами со 101,8% в 2016 году до 102,0-102,2% в 2017-2018 годах. Лучше бы «надеялись» на эффективное управление финансовыми и трудовыми ресурсами. Также, во главе угла республиканского прогноза, ставится модернизация агропромышленного комплекса, в том числе развитие переработки, технологий фасовки, упаковки и хранения, как одно из необходимых условий импортозамещения и расширения присутствия республиканских товаров в торговых сетях. Многие же руководители деньги, выделяемые на модернизацию республиканского сельского хозяйства, направляют на «нужды», где могут получить хороший откат, тем самым совершают стратегические ошибки. Если уж Башкирии заявила себя, как «молочная страна», то необходимо выходить на межрегиональный российский и международный уровень.

В-четвертых, сфера торговли, которая вносит значительный вклад в рост валового регионального продукта. По прогнозу социально-экономического развития Башкирии, оборот розничной торговли в ближайшей трехлетке будет расти умеренными темпами от 102,1% в 2016 году до 103,8% в 2018 году. Всё бы хорошо, но откуда возьмутся деньги у населения на этот рост, если на сегодня 70% населения не могут себе позволить купить за наличные необходимое для нормальной жизнедеятельности, а политика сдерживания доходов и больших процентов по кредитованию набирает обороты? К сведению, в ближайшем будущем, для экономии расходов и повышения конкурентоспособности торговля перейдет в интернет пространство с бесплатной доставкой на дом, со всеми вытекающими социально-экономическими последствиями.

В-пятых, большое внимание в республиканском прогнозе уделяется развитию социальной инфраструктуры – строительству и реконструкции объектов образования, здравоохранения, культуры и спорта. Это в большей степени связано с реализацией майских указов Владимира Путина от 2012 года. Если здравоохранение и образование, в сложившейся обстановке, набирает обороты оправдано, то о заполняемости построенных учреждений культуры и спорта, которые оказывают платные услуги и сидят на дотациях, говорить не приходится. Рост по разделу «Культура и кинематография» планируемого бюджета Башкирии во многом связан с сокращением финансирования СМИ. Дело в том, что часть расходов на издание книг и периодики на языках народов республики пойдут по этому разделу. Для достижения синергетического эффекта, логичнее, в век информационных технологий, направить выделяемые средства на создание электронных книг и периодики на языках народов республики, а на оставшиеся немалые деньги можно было бы каждому жителю купить по планшету и закачать необходимую информацию с постоянным обновлением.

В заключении, нельзя не отметить нарастающую активизацию противоправных действий уголовного характера в Башкирии. Если на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2015 году из республиканского бюджета выделено 1648,9 млн. рублей, то уже в 2018 году произойдет сокращение до 1399,0 млн. рублей.

Станет ли до 2018 года Башкирия драйвером социально-экономического развития России зависит от самоотдачи каждого из нас и от качества принятия управленческих решений.

"