Прожектор новостройки. В ближайшее время Уфу можно превратить в двухмиллионник

Прожектор новостройки. В ближайшее время Уфу можно превратить в двухмиллионник

2 ноября 2010, 23:29
Общество
Сегодня закладываются вектора развития республики на новый стратегический этап. Оттого, что будет выбрано – зависит ее судьба. Особенность нашего менталитета, как известно, в том, что многие процессы идут подспудно, не показываясь на поверхности. Глава Башкирии Рустэм Хамитов считает ключевым развитие Уфы. У нас тоже есть мнение, как превратить столицу Башкирии в город будущего. Кто-то скажет: «Мечтать не вредно». И все-таки, надеемся, что наши предложения станут этапом большого пути.

Немного истории

 

Каким образом развивалась территория исторического Башкортостана в обозримом прошлом?  Локомотивом этого развития всегда была Уфа – столица республики. Вот небольшая историческая справка на эту тему.

В  первой половине XVII века переписная книга Уфы показывает, что в ней было  всего 66 дворов.

В 70-х годах ХVIII века в Уфе насчитывалось девять улиц и 1058 дворов. Проживало в них около двух с половиной тысяч человек.

В Уфе начала ХIХ века численность ее населения составляла чуть больше четырех тысяч человек.

В 1917 году население Уфы составляло свыше 100 тысяч человек.

К 1941 году население Уфы снова приблизилось к отметке в 100 тыс.

В годы Великой Отечественной в Уфе выпуск промышленной продукции на предприятиях города вырос в пять раз. Невиданными темпами развивалось машиностроение, возникли новые отрасли - химическая, текстильная, электроламповая, витаминная. Превращению Уфы в крупнейший индустриальный центр Урала способствовала эвакуация в первые годы мировой войны около 50 предприятий со всех концов страны.  В 1941-42 гг. республика приняла и разместила около 100 эвакуированных заводов и фабрик, десятки госпиталей, ряд центральных государственных и хозяйственных организаций, 278 тысяч беженцев.

В 1956 году слились воедино города Уфа и Черниковск.

В 1980 году Уфа стала городом - миллионником. 

В настоящее время ее население составляет 1 мл. 36 тыс. человек.

Итак, в Х1Х и ХХ веках Уфа росла путем массированного привлечения людей – в первом случае население приезжало на пустые земли, а во втором – перебирались из-за войны. При этом Уфа активно поглощала близлежащие села, деревни, поселки,  даже города.

 

Что дальше?

 

Дальнейшее развитие Уфы внутри старой территории проблематично, учитывая   транспортный коллапс, дороговизну земли и необходимость сноса старых построек. Как же быть?

Известно, что федеральное правительство приняло решение об укрупнении городов. Ростов, Иркутск, Владивосток, Сочи, Нижний Новгород, Казань, Самара, Екатеринбург, Челябинск и Тюмень и некоторые другие, всего 14 мегаполисов, вокруг которых уже имеется система поселков-спутников, должны стать двухмиллионниками. Это должно укрепить уже имеющиеся связи и правильно организовать инфраструктуру. Туда, где людей много, охотнее идут инвесторы, легче и экономнее организовать жизнь простого человека. Уфы в этом списке нет…

Между тем, протяженность Уфы от Черниковки до Демы составляет семьдесят километров. А ведь от Демы до Стерлитамака всего 120 километров! А на направлении Уфа-Кумертау, до которого всего-то 250 километров, живет более семисот тысяч человек.   

То есть если мы объединим Стерлитамак, Ишимбай, Мелеуз, Салават, Толбазы и Кумертау в одну агломерацию, то за счет дополнительного притока населения мы получим город-двухмиллионник. И это даст нам приток инвестиций в масштабах всей страны. Уже на первом этапе, поглотив по пути мелкие деревни и села, численность населения вырастает до полутора миллионов человек. 

Строить дороги в предместья – это никогда не решить проблему пробок. Сколько надо построить мостов  через Белую, чтобы не было пробок в сторону Затона? К тому же надо содержать в порядке все эти дороги. Одна широкая скоростная магистраль в направлении Стерлитамак - Кумертау с многочисленными развязками может содержаться в идеальном порядке. За десятком дорог уследить и средств нет, да и необходимости особой тоже.

Зато город, продуваемый ветрами, всегда чист и свеж, экология в нем не нарушена.

 

Здесь будет город-сад

 

И все же нужна идея, которая позволит стать двинуть Уфу в сторону Стерлитамака и привлечет множество человеческих ресурсов. И такая идея есть - это создание наукограда – города, где будут жить ученые, студенты, обсуживающий персонал, всего пятьдесят тысяч жителей.

Что же это за город? Он должен быть выстроен по трассе Булгаково-Стерлитамак по одну сторону дороги, например, правую и структурироваться одной лентой по схеме: учебный корпус – общежитие - учебный корпус – общежитие - технический корпус – столовая -клуб. Дома должны быть городского типа, многоэтажные, объединенные в единый комплекс.

Тогда все уфимские вузы объединятся в один. Этот учебный кластер сможет претендовать на статус федерального и привлечет  множество студентов не только из Башкортостана, но и других регионов. Объединение руководства в единый ректорат позволит решить многие существующие проблемы.  

Такой город позволит привлечь инвесторов, так как студентов надо будет кормить, обслуживать, развлекать.  Строительство крупных торговых центров, клубов, кафе, проведение интернета – все это не останется без внимания любых предпринимателей.

Такой наукоград станет нашим Сколково – десятки тысяч умных голов, объединенных в одном месте, не могут не придумать что-то новое и интересное, особенно когда перед ними будет поставлена такая задача.

Если посчитать площади, которые занимают Уфимская академия искусств и Академия сервиса, мы как раз получим миллион квадратных метров площадей сверхдорогой столичной земли, рыночная стоимость которой от  100 и более тысяч руб. за кв.м.  Не говоря уже о главных корпусах, которые являются уникальными сооружениями. Прибавив сюда все здания, которые занимает Академия наук, мы получим цифру в миллион с лишним квадратных метров. И если мы возьмем стоимость квадратного метра в сто тысяч, то получаем недвижимость, оцениваемую в сумму в более чем сто миллиардов рублей.

И если мы построим город для студентов и ученых за 30 т. р. за кв. метр, то у нас останется чистая прибыль – не менее семидесяти миллиардов рублей.

Каждый год вузы оканчивают десятки тысяч студентов. Всем им нужна работа. Строительство специальных зданий для недорогих офисов по трассе с промежутком в десятки километров позволит открыть массу малых предприятий и производств, да и построить жилье прямо на месте будет дешевле, чем в большом городе.

 

Большой Уфе – большое будущее

 

Строительство линейного города с чистой экологией загрузит и  железную дорогу. Электричка станет запасным вариантом передвижения. Будут введены в оборот большое количество земли вокруг трассы, которая сегодня не задействована. В дальнейшем возможно начало строительство скоростного поезда в сторону Оренбурга.

Будет развиваться индивидуальное строительство в экологически чистых местах.

Резко повысится мобильность населения за счет доступности жилья. Будет неважно, где жить, ибо отовсюду легко доехать куда угодно. 

Объединение со Стерлитамаком создаст критическую массу  новых возможностей. Инвесторы захотят перерабатывать сырье от нефте- и химзаводов на месте, чтобы далеко не везти готовый продукт, ведь потребители - они здесь же. Пока другие города будут строить сотни километров новых дорог, мы уже достигнем заветной цифры в два миллиона. За счет синергетического эффекта будут освоены близлежащие территории.

Объединение со Стерлитамаком станет пропуском Большой Уфы в новую эпоху. Считаются только с большим. Уважают только большое.

Кстати, заслуженный архитектор РБ, профессор УГНТУ Константин Донгузов считает, что в таком проекте развития Уфы нет ничего фантастического.

- В истории Уфы есть интересные примеры реализации таких инициатив, - говорит профессор. - Так в начале 30-х годов прошлого века появился мегапроект московского Гипрогора под руководством Моисея Гинзбурга о развитии Черниковского промрайона.

Проект не был реализован, но начавшаяся государственная программа индустриализации (1927) и открытие башкирской нефти (1932) обеспечили размах преобразований именно в этой части уфимского полуострова и в итоге стали основой слияния в 1956 году двинувшихся навстречу друг другу Черниковска и Уфы. После смерти Сталина, в 1953 году группа уфимских архитекторов (Федоров, Павлова и др.) выдвинули фантазийный по тем временам проект о превращении Уфы в город-миллионник. Генплан был раскритикован и отвергнут, но прогноз сбылся – к 1982 году.

Айдар ХУСАИНОВ.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter