Новые подробности дела башкирских тележурналистов

Новые подробности дела башкирских тележурналистов

2 ноября 2005, 02:15
Общество
Прокуратура Башкирии готовится предъявить обвинение начальнику службы информационных программ ГТРК "Башкортостан" Алику Аллаярову. Журналисту инкриминируют ч.3 ст. 159 УК РФ "Мошенничество, совершенное в крупном размере с использованием служебного положения". Мерой пресечения для телерепортера выбрана подписка о невыезде. В надзорном ведомстве считают, что г-н Аллаяров, шантажируя героя телесюжета, вымог у него 100 тысяч рублей. Этот эпизод считается доказанным, поскольку меченые купюры были обнаружены в сейфе журналиста. Случай экстраординарный, заставивший поволноваться телевизионщиков.
Глупо было бы говорить, что уголовное дело, возбужденное против столь известного жителям Башкирии телелица, оставило равнодушными все ветви власти.— То, что дело получило широкую огласку, мы не удивились, — говорят в прокуратуре республики. — Однако закон у нас для всех один, кем бы ни был человек, журналистом или нет.В субботу в телекомпании "Башкортостан" прошли обыски. Изъятие в студии проводил отдел по расследованию умышленных убийств и бандитизма. Поначалу даже ретивые репортеры, напуганные происходящим, дозвонились до начальства телеканала "Россия" и сообщили, что в студиях башкирского телевидения беспредельничает милиция, устроив "маски-шоу". Город обрастал слухами, говорили о том, что на ТВ изымают нелицензионные программы и вскрывают "черные кассы". Однако на самом деле все оказалось намного прозаичнее и банальнее, хотя деньги в этом деле фигурируют.В одном из телевизионных помещений, в личном сейфе начальника службы информпрограмм были обнаружены 100 тысяч рублей мечеными купюрами, ради которых и было выписано постановление на обыск. В это же время задержали и препроводили в ИВС оператора государственной телекомпании Александра Мешкова.Как сообщил "МК" и.о. начальника отдела по расследованию умышленных убийств и бандитизма Виктор Гурьев, уголовное дело было возбуждено после обращения в УФСБ заместителя председателя московского потребительского кооператива "Свой дом" Сергея Волкова. Компания известна строительством коттеджей в рассрочку и еще не успела зарекомендовать себя на башкирском рынке. Г-н Волков утверждает, что оператор, вступив в сговор с Аллаяровым, принялся вымогать у него деньги взамен на отказ от трансляции передачи, якобы компрометирующей потребительский кооператив. После того как глава кооператива вручил вымогателю 100 тысяч меченых рублей, было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 159 УК РФ "Мошенничество, совершенное в крупном размере с использованием служебного положения", а телеоператор задержан."Конечно, мы будем все проверять, — объясняет г-н Гурьев. — И оценивать роль каждого из фигурантов дела". В прокуратере уверяют, что новых фигурантов уголовного дела не появится.В пятницу, после того как Мешков вышел из потребительского кооператива с мечеными купюрами в кармане, и было вынесено постановление о производстве обыска в телекомпании, а оператора задержали. Найденные в сейфе эфэсбэшные купюры красноречиво свидетельствовали против журналистов. Александр Мешков признался, что деньги предназначались для его босса, г-на Аллаярова.Суд посчитал необязательным лишать свободы Мешкова и освободил оператора из-под стражи, заменив ее на более мягкую меру пресечения — подписку о невыезде, а тележурналисту, якобы давшему столь странное поручение оператору, приготовились предъявить обвинение. На этой же неделе окажется в статусе обвиняемого Александр Мешков. Его роль в этом деле тоже будет оценена по закону.Несмотря на то, что установить вину человека в преступлении может только суд и до его приговора, подсудимый считается невиновным, Александр Мешков в понедельник написал заявление об увольнении из телекомпании.— И Мешков, и Аллаяров числятся в штате телекомпании "Башкортостан", — сказали нам в ГТРК "Башкортостан". — Но на работе мы их не видели.В понедельник собирался совет директоров ГРТК, но вопросов об находящихся под следствием сотрудниках на нем не возникало.— Какой позор, какой стыд, — говорят сотрудники телекомпании об уголовном деле. Однако уверяют, что обстановка на телевидении нормальная рабочая, и в панику никто не впадает.Дело о вымогательстве 100 тысяч рублей могло оказаться рядовым и банальным, если бы не известные имена людей, лица которых мы привыкли видеть на телеэкране, а их фамилии в титрах. Понятно, что глупый, но карающийся в уголовном порядке проступок сломал им не только карьеры, но и, возможно, жизнь.Если дело дойдет до суда, в случае обвинительного вердикта телевизионщикам может грозить срок до шести лет.Кстати, дела против журналистов, обвиняемых в вымогательствах, стали возбуждаться прокуратурами регионов недавно, начало преследованию репортеров в уголовном порядке положило скандальное дело Юлии Пелеховой. И возможно, "дела журналистов" — часть прокурорских кампаний по соблюдению законности в разных сферах деятельности. Напомним, что уголовные дела против врачей и учителей уже ни для кого не являются сенсацией.Отдел репортера.(На снимке: следователь прокуратуры Башкирии Виктор Гурьев)СПРАВКА “МК”:Декабрь 2003 года. Москва.Возбуждено уголовное дело в отношении редактора интернет-издания "Досье.Ру" по заявлению предпринимательницы Оксаны Токаревой, которая обратилась в управление по борьбе с экономическими преступлениями, заявив, что журналистка вымогает у нее около 100 тысяч долларов. Токарева рассказала, что в начале 2002 года Пелехова брала у нее интервью в связи с возбуждением уголовного дела по факту выпуска валютных векселей банком "Саха-кредит". По словам предпринимательницы, в начале декабря 2003 года Пелехова сообщила ей, что в рамках журналистского расследования собрала компрометирующие материалы и пригрозила передать их в Генпрокуратуру России и ФСБ, а также опубликовать в средствах массовой информации. Пелехова была задержана в одном из московских ресторанов в момент передачи ей 40 тысяч долларов. В августе прошлого года Тверской суд Москвы приговорил журналистку к 7,5 годам лишения свободы. Однако впоследствии Мосгорсуд отменил приговор нижестоящего суда и направил дело на новое рассмотрение. Решение по нему пока не вынесено.Ноябрь 2004 года.Самара.Местную журналистку Диану Вишневскую обвинили в вымогательстве 100 тысяч рублей в обмен на информацию о принадлежности руководителя ассоциации "Версиво" Алексея Долматова к сайентологической церкви. Согласно обвинению, наброски своей статьи Диана Вишневская показала пресс-секретарю Алексея Долматова Ирине Шаповаловой, которая во время встречи записала разговор на диктофон. Руководство ассоциации "Версиво" обратилось в Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД области и передало милиционерам диктофонную запись переговоров с Вишневской. Когда журналистка получила требуемую сумму, ее задержали с поличным. В августе 2005 года состоялся суд над корреспонденткой и завершился… примирением сторон. Диана Вишневская пообещала впредь не причинять вреда интересам ассоциации "Версиво" и ее руководителю Алексею Долматову. Сам Долматов против прекращения уголовного дела не возражал, и оно было закрыто.Июль 2005 года. Нижний Новгород.Задержан корреспондент газеты "Совершенно секретно — Версия" Павел Рушев при попытке вымогательства 4,5 тысячи долларов у одного из местных коммерсантов за отказ от публикации компрометирующей статьи, затрагивающей честь и деловую репутацию предпринимателя. Суд на Рушевым назначен на 2 ноября.Август 2005 года. Ярославская область.Собкор областной газеты "Золотое кольцо" Наталья Ильюшенкова задержана в Рыбинске по подозрению в вымогательстве 10 тысяч рублей у предпринимателя Эдуарда Литовского. Этой суммы оказалось достаточно для того, чтобы возбудить уголовное дело в отношении Ильюшенковой.Октябрь 2005 года. Нижний Новгород.Главный редактор "Легендарная смена плюс" Виктор Баринов задержан 1 октября оперативниками управления по борьбе с организованной преступностью с поличным при получении 140 тысяч рублей с кандидата в депутаты в Городскую Думу Нижнего Новгорода Дмитрия Дзепы. По некоторым данным, заказчиком компрометирующих Дзепу двух публикаций в газете "Легендарная смена плюс" было нижегородское отделение одной из российских партий. На допросе в УБОП Виктор Баринов признался, что намеревался опубликовать данный материал в своем издании за 5 000 долларов США. Однако заказчик в срок не выплатил обещанных денег, после чего Баринов попытался получить за неопубликование статей те же деньги с Дмитрия Дзепы. Между тем, у правоохранительных органов пока нет доказательств того, что статьи заказывала партия, названная Бариновым. По этой причине последнему инкриминируется вымогательство.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter