Рогатый гибрид. В Башкирии скрестили троллейбус с автобусом

Рогатый гибрид. В Башкирии скрестили троллейбус с автобусом

2 августа 2009, 19:31
Общество
В столице Башкирии успешно завершились ходовые испытания нового троллейбуса на базе автобуса Нефтекамского автозавода. Как ожидается, в ближайшее время московский НИИ городского электротранспорта выдаст Башкирскому троллейбусному заводу (БТЗ) сертификат на новое транспортное средство.

На БТЗ уже готовы начать серийное производство, и, как стало известно «МКС», первые 20 машин предназначены для Уфы.

На строительство опытного образца ушло полгода. Имя гибриду пока не придумали, его определят через конкурс.

Внешне троллейбус ничем не отличается от обычного городского автобуса «НефАЗ-5299».

Однако внутри существенные изменения: в кабине водителя на приборной доске вместо спидометра и всевозможных приборов вмонтирован компьютер, наподобие тех, что стоят в автобусах марки VDL. Бесшумность машины обеспечивает шведский компрессор, а автономность хода гарантируют аккумуляторы немецкого производства. Многие комплектующие и материалы – импортные, просто потому что аналогов в России нет. Как, например, швейцарский клей, на который «сажают» окна и обшивку борта.

На БТЗ надеются, что новинка встанет на конвейер и окажется востребована на рынке. Предыдущий проект завода – дуобус (троллейбус с дизельным двигателем) оказался невостребованным. За два года на БТЗ построили два дуобуса для московских транспортников. Машины использовали на одном неэлектрифицированном участке, но после появления там сетей электрогенераторы сняли, и они стали обычными троллейбусами.

Сегодня завод делает три основные модели троллейбусов, каждая из которых имеет три варианта модификации.

В прошлом году БТЗ продал 70 «рогатых» машин, в нынешнем - планируют собрать от 80 до 100.

Конструкторское бюро уже задумало изменения внешнего вида троллейбусов. В частности, предполагается замена многих металлических частей на пластиковые, что приведет к удешевлению машин.

Отвечая на вопрос, почему дизайн башкирских троллейбусов консервативен, технический директор БТЗ Руслан Габдуллин заметил:

- Технические задания заказчиков, по которым мы поставляем наши машины, подгоняются под их ремонтную базу, которая, в свою очередь, заточена с советских времен под старый троллейбус ЗИУ. Мы готовы, например, вставлять переднее панорамное стекло, однако транспортникам оно неудобно, так как из-за скола придется его менять полностью, поэтому заказчики просят оставлять старые – из двух половин. Завод готов выпускать троллейбусы с суперкосмическим дизайном, будет очень красиво. Однако эксплуатационщикам это не нужно. Делайте проще и дешевле – вот их главная установка.

Экспериментальная модель – плод творчества конструкторских бюро НефАЗа и БТЗ.

С виду машина ничем не отличается от конвейерного «НефАЗа-5299», однако внутри взамен камазовского двигателя стоит электросиловая установка, а крышу венчают токоприемники.

Таким же образом сейчас работают в кооперации все производители троллейбусов и автобусов. Теперь на БТЗ попытаются создать троллейбус на базе низкопольного «НефАЗа».

Электронная начинка приборной доски частично досталась в наследство от «НефАЗа», однако БТЗ внес в пульт управления свои коррективы, отразившиеся в бортовом компьютере, наподобие тех, что стоят в автобусах марки VDL.

Надо заметить, что нефтекамский автозавод консервативен в дизайне приборной доски, и она почти не меняется из серии в серию, оставляя старые тумблеры, клавиши и сигнальные лампы.   

Салон также ничем не отличается от «родного» нефазовского, однако потолочные люки в троллейбусном варианте – не более чем вентиляция, а не аварийный выход.  

В отличие от автобуса – троллейбус затонирован чуть ниже стекол, это сделано для того, чтобы визуально опустить линию окон и освежить дизайн хорошо известного автобуса.

В год своего 30-летия завод задумался над изменением дизайна электрических машин. Например, с этого года уфимские троллейбусы будут выпускаться с приклеенными тонированными стеклами и новой передней «маской», ко всему прочему постепенно изменится дизайн светотехники и преобразится вид самого кузова.  

Дмитрий КОЛПАКОВ.

Фото Никиты БАРЕНБАУМ.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter