Posted 1 июля 2012,, 20:21

Published 1 июля 2012,, 20:21

Modified 10 ноября 2022,, 18:53

Updated 10 ноября 2022,, 18:53

«Благодаря крови вашего экипажа, мы остались живы»

1 июля 2012, 20:21
2 июля исполнилось 10 лет со дня страшной авиакатастрофы в небе над Германией. Два самолета - американский грузовой «Боинг-757» и российский «Ту-154М» из-за ошибки диспетчера швейцарской компании «Скайгайд» столкнулись прямо в воздухе и рассыпались над Боденским огненным дождем. Говорят, что все, кто находился в самолетах, ничего не почувствовали, мгновенно сгорев в 10 километрах над землей. По крайней мере, для родителей 45 башкирских ребят, летевших с группой на отдых в Испанию, долгое время было утешением, что души их детишек мгновенно оказались на небе. Всего в этой страшной аварии погибли 49 детей и 22 взрослых, включая экипажи столкнувшихся лайнеров. Две семьи с детьми на борту оказались случайно.

Роковая цепь случайностей, изменившая мир

Многие родители погибших ребятишек работали в башкирском правительстве, и их кровиночки представляли будущую элиту республики. Например, Лейсян Мамбетова, дочь тогдашнего заместителя министра культуры и национальной политики Башкортостана Исламетдина Мамбетова, Гульназ Низаметдинова, - дочь экс-начальника финансово-хозяйственного управления администрации президента Башкортостана Рамзила Низаметдинова. Отец погибшей Лейсан Гимаевой, тогдашний глава администрации башкирского президента Ильдар Гимаев, работал в правительственной комиссии, выяснявшей причины катастрофы. Вошел в эту комиссию и исполнительный директор регионального представительства «Юнеско» Рим Суфиянов, потерявший в небе над Германией дочь Юлию. 16-летняя Линара Хисматуллина, дочь экс-главы территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и многонациональной политики РФ по РБ Батыра Хисматуллина. Динис Динисламов, сын бывшего заведующего отделом правовой информации управления правовой работы и административных органов кабинета министров РБ Рафаэля Динисламова. Кирилл Дегтярев, сын ректора Уфимского технологического института сервиса. Родители 14-летнего Арсена Ахметова трудились в тогдашнем министерстве печати и массовой информации. Лишился 16-летнего сына Марата заместитель управляющего Башкирского отделения пенсионного фонда Мавлет Субхангулов. Вместе с восьмилетним сыном Ильдаром разбился помощник одного из вице-премьеров башкирского правительства 34-летний Айрат Муртазин. Заместитель заведующего отделом организационной и кадровой работы правительства Башкирии Зульфат Хамматов, потеряв 11-летнего сына Артура, возглавил группу родственников, добивающихся наказания сотрудников компании «Скайгайд». Глава Зилаирского района Башкирии Юнер Валеев после гибели своего 15-летнего сына Венера воздвиг мечеть.

Трагедия над Боденским озером – нелепая цепь случайностей. Дети, которых премировал поездкой в Испанию фонд «Юнеско», должны были вылететь рейсовым самолетом из аэропорта Шереметьево, но сопровождающие взрослые в спешке перепутали аэровокзалы и приехали в Домодедово. Самолет улетел в Барселону, а подростки сутки ждали, пока в Уфе высокопоставленные родители нажимали на все кнопки и искали свободное судно. То есть эта история могла быть другой, если бы на рейс опоздали обычные школьники. А получилось, что родители, желая счастья своим чадам, сами запустили роковую цепочку, изменившую мир.

За десять лет после катастрофы, обстоятельства трагедии обросли всевозможными деталями, еще больше подтверждающими мистический характер случившегося. Рассказывают, что в эту ночь «Ту-154» был несколько раз в опасной ситуации и сближался с другими самолетами. Говорят, что чтобы разойтись с почтовым «Боингом» ему не хватило 1,6 секунды. Повествуют, якобы со ссылкой на нигде не опубликованную запись переговоров в кабине американского грузовика, второй пилот «DHL» за несколько секунд до столкновения ушел в туалет.

По слухам, зону над Боденским озером хотели взять под свой контроль немцы, но Цюрих не уступил, опасаясь потерять сборы за аэронавигационное обслуживание. В итоге швейцарский диспетчер дал нашим летчикам неверные указания, разом оборвав 71 жизнь.

После трагедии в небе над Швейцарией скорректировали полетные правила – теперь летчики в первую очередь должны придерживаться показаний приборов, а не директивы диспетчеров. Сам диспетчер Питер Нильсен погиб от рук осетинского мстителя Виталия Калоева, потерявшего в этой авиакатастрофе всю семью. А, по мнению летчиков, случай над Боденским озером вскрыл недостатки в аэронавигационном сопровождении перегруженного европейского неба.

Авиаторы рассказывают, что экипаж одной из сибирских авиакомпаний попал в аналогичную ситуацию – был дан приказ с земли пойти на снижение, но TCAS показывал совсем другое. Однако летчики, вспомнив Боденское озеро, выполнили рекомендацию прибора, и ушли от катастрофы. В Уфу пришла телеграмма: «Благодаря крови вашего экипажа, мы остались живы».

Башкирский самолет разрубило пополам

Авиакомпания «БАЛ» располагала всего двумя противошумными самолетами класса «Ту-154М», соответствующих европейским стандартам. Один из них, только что прибывший из Барселоны и отправился в свой последний рейс. Компания «БАЛ» после потери самого дорогого лайнера так и не оправилась и обанкротилась.

Так как вылет самолета оказался не запланированным, весь экипаж подбирали из резерва, но самых опытных летчиков и бортпроводников. Многих выдергивали с садовых участков – была суббота. Каждый год, в день трагедии вспоминают о светлых душах ребятишек, улетевших прямиком в рай. Сегодня мы решили рассказать, что стало с семьями погибшего экипажа, не запланировано отправившегося в полет.

- Тот день начался с того, что мне позвонил однокашник из Израиля и сказал, что у нас разбился самолет. Сначала была информация что это «БелАвиа», но первыми правду узнали американцы, по их ТВ пошли сообщения, что разбился борт 85816, - вспоминает события десятилетней давности Юрий Евстратов. В те дни он работал в «БАЛе» бортинженером, а ныне трудится в службе безопасности движения уфимского аэропорта.

- В Барселону наши самолеты выполняли рейсы под номером 2937. По традиции, если произошла катастрофа, этот номер больше другим не присваивается, - объясняет Рашид Мустафин, в 2002 году замкомандира летного отряда, ныне инженер по подготовке персонала компании «Ютейр».

- Утром 12 июля начал поступать «груз 200». Гробы доставляли на грузовых Ил-76, в тот же день на Советской площади прощались и везли хоронить, - продолжает г-н Евстратов. – В тот день, мы обсуждали среди коллег, пойдем в форме или нет, а то будут смотреть косо. Но я решил – пойду в летной форме.

Летчики так переживали, потому что иностранные СМИ обвинили в трагедии русский экипаж.

– Дело в том, что на момент катастрофы в руководстве по эксплуатации TCAS было написано – если возникает разночтение ситуации, окончательное решение принимает командир, да и советский пилот был воспитан так, что диспетчерское указание – было в приоритете, - рассказывает Рашид Мустафин. – После правило переписали – теперь нужно подчиняться прибору. Это результат анализа Боденской авиакатастрофы.

Как и другие родственники погибших авиаторов, Юрий Евстратов и Рашид Мустафин считают, что диспетчер Нильсен не главный виновник авиакатастрофы.

- Проблема была в организации работы швейцарской авиакомпании, - говорит г-н Мустафин. - Например, то что диспетчер сидел сразу за двумя пультами – руководил заходом на посадку в Фридрихсхафене и в то же время следил за полетами. Отсутствовала система сигнализации опасного сближения на пульте в Цюрихе, звуковая и световая сигнализации были на профилактике и не работали, телефон был занят, а диспетчер Мюнхена видел опасное сближение и пытался дозвониться. Совокупность недостатков привела к непоправимому. Нашим летчикам диспетчер сказал – у вас справа «Боинг», и они начали дружно справа смотреть, и по прибору и визуально, а он оказался слева и разрубил им хвостовым стабилизатором напополам киль.

- Комиссия работала несколько лет. Если в СССР на расследование авиакатастрофы было отведено 30 суток, то здесь работа велась неторопливо и досконально, не доверять выводам комиссии нет оснований, - делится мнением Юрий Евстратов.

- Отец учил меня водить машину и всегда говорил, что на дороге нужно делать скидку «на дурака», - рассказывает сын погибшего пилота Олега Григорьева. – Он считал, что можно ездить, соблюдая все правила ПДД, но попасть в аварию только потому, что кто-то другой не знает правил дорожного движения. Но, наверное, думал, что уж в воздухе дураков быть не может.

Душа командира экипажа осталась на земле предков

После трагедии особенно пострадала семья командира российского экипажа Александра Гросса. Сначала европейские СМИ обвинили Александра Михайловича в том, что он не знал английского языка и не понимал команд диспетчера, потом сообщили, что именно он допустил роковую ошибку.

Хотя, уже через несколько суток после трагедии выяснилось, что на экипаже вины нет, уфимские летчики такие же жертвы, как и их пассажиры.

- Вы не представляете, что мы ощущали, когда все газеты вышли с заголовками, что в авиакатастрофе виноват экипаж, - рассказывала нашему изданию Валентина Гросс.

За сутки до трагедии, 52-летний Александр Михайлович был в саду, расположенном в нескольких минутах ходьбы от аэропорта. Гросс-старший планировал выложить каменной плиткой дорожку от дома до бани. Но не успел - срочно вызвали в аэропорт.

- Он очень торопился, - говорит Валентина Яковлевна. – И всегда спокойный и уравновешенный, вдруг начал нервничать. Долго не мог завязать галстук…

Семейство Гроссов – воздушное, супруги даже познакомились в небе.

- Он летел к себе домой, в Белорецк, а я как раз работала на этом рейсе бортпроводницей, - вспоминала вдова. – Командир экипажа Вениамин Морозов, увидев нас вместе, сказал: «Все, Валентина, теперь вы будете летать в одной команде», а через полгода мы с Александром поженились. Причем и наша свадьба не обошлась без летной истории. Справить торжество мы решили в Белорецке, но вылететь из Уфы не смогли, потому что объявили нелетную погоду. Пришлось делать крюк: лететь в Магнитогорск, а оттуда добираться поездом. Приезжаем, а у Сашиного дома нас встречают коллеги – летчики, бортпроводники, механики. А оказалось, что они сумели, как партизаны, добраться на «Ли-2», который считался всепогодным самолетом, и сумел довезти шумную компанию.

Связали свою судьбу с небом и дочери Гросса – Кристина и Мануэлла. Экзотические имена девочки получили, потому что семья – этнические немцы.

- Мы всю жизнь живем в России, но разве могли предположить, что Саша погибнет в немецком небе? – вздыхала Валентина Яковлевна.

Кристина и Мануэлла по желанию папы выбрали профессию стюардесс.

- Мама говорит, что папа всегда хотел иметь сыновей, но получилось, что родились мы, - рассказывала Мануэлла. – Частенько он брал нас на работу, показывал разные марки самолетов, водил в кабину пилота. И всегда объяснял, что в воздухе никогда нельзя расслабляться, потому что за спиной – 150 человек.

- Отец был пилотом первого класса, но я всегда считала, что он настоящий ас, - уверена Кристина. – Папа знал летное дело как свои пять пальцев, облетел практически все страны Европы и Азии, трудился в небе Африки и даже шутил по этому поводу: «Я пока не видел неба только Америки и Австралии».

Примерный семьянин, интеллигент, любитель кроссвордов, знаток восточной кухни и исторической литературы, Гросс очень ответственно относился к своей профессии. О профессионализме и летном мастерстве Александра Михайловича ходили легенды.

- Как-то муж сажал самолет в Будапеште в очень сложных условиях, - вспоминала супруга пилота. – Там река вышла из берегов и залила половину поля. Когда самолет сел, мужу аплодировал весь аэропорт. А однажды к нему в кабину зашла стюардесса и вручила наручные часы и визитную карточку одного из высокопоставленных чиновников министерства транспорта. Он просил передать, что за множество лет «полетной» жизни, впервые не почувствовал посадки и был уверен, что самолет находится в воздухе, пока шасси не зашумели по бетону.

После гибели главы семейства Валентина Яковлевна и Кристина ушли из авиации.

- Летать теперь не будет даже мой сын, - с горечью объяснила Кристина.

Тела членов экипажа не раскидало по всему полю, а положило рядышком

Штурман Сергей Харлов отметил бы в этом августе свое 61-летие, с его уходом в квартире, где живут его родители Геннадий Семенович и Зоя Федоровна, словно остановилось время. Личные вещи на своих местах. Книги по авиации, деловые бумаги и учебники английского - Сергей очень много читал, остались там, где он их положил 1 июля 2002 года. Родители постарались сохранить комнату сына в таком виде, словно он от них и не уходил.

Харлов-старший через несколько дней после трагедии побывал на месте гибели сына.

- Кабина упала примерно за полкилометра от салона самолета, - рассказал нам Харлов-старший. – И мне показалось странным, что экипаж не разбросало по полю, а уложило рядышком. Всех вместе.

Родители погибшего штурмана получили уцелевшие вещи и документы, найденные на месте падения лайнера. Геннадий Семенович осторожно разворачивает полиэтиленовые свертки, в которые педантичные немцы заботливо упаковали почти не пострадавшие паспорт и служебное удостоверение сына. В таком же пакетике, испещренном надписями на немецком, лежат обуглившиеся штурманские погоны.

- Вот, все что осталось. Кабина упала почти целой, и документы сохранились, - тяжело вздыхает он.

Семья погибшего штурмана Сергея Харлова тоже всю жизнь отдала небу. Отец – бывший военный и гражданский летчик, майор ВВС в отставке, налетавший 39 лет. Мать Зоя Федоровна всю жизнь проработала в уфимском аэропорту.

Сергей работал в уфимском авиаотряде, а затем и в «БАЛе». С сентября 1974 года, начинал с должности радиооператора, а уже к моменту авиакатастрофы налетал 13 тысяч часов – на 500 часов больше чем его прославленный отец, летчик военной и гражданской авиации – командир экипажа «Ту-134».

Сорок лет назад имя Харлова-старшего, проработавшего 37 лет в «Аэрофлоте», не сходило с газетных полос. Ему как опытному, в прошлом, пилоту ВВС, и парторгу авиаотряда, доверяли открывать новые маршруты из Уфы. Вот один из таких примеров.

«Экипаж под командованием Геннадия Семеновича Харлова открыл новую авиалинию, связавшую наш город с областным центром Узбекской ССР – Самаркандом. Воздушный мост протяженностью более 2200 километров вошел в «эксплуатацию». Рейс в одну сторону, с кратковременной посадкой в Ташкенте, занял около четырех часов. Трижды в неделю – понедельник, среду и пятницу комфортабельный «Ту-134А» будет доставлять уфимцев в Самарканд. Летом количество рейсов увеличиться до четырех в неделю», - писала «Вечерняя Уфа» в декабре 1974 года.

Сергей решил не оставаться в тени знаменитого отца, и уже в 1978-м переучился на штурмана в Кировоградском летном училище, и начал полеты, сначала на «Ан-24», а затем «Ту-134» и «Ту-154». А в 1996 году получил допуск к полетам на международных линиях и дослужился до звания штурмана 1 класса.

Его брат – Александр, служивший в одесском военном округе техником по обслуживанию «Миг-24», считает, что ему с самого начала заявления немцев и швейцарцев о вине экипажа казались бредом.

- На борту были только профессионалы международного класса, - говорит он. – С какими только версиями мы не столкнулись в те дни, и все они преследовали только одну цель – обвинить экипаж.

И действительно, уже в 10 часов утра, после катастрофы, министр транспорта земли Баден-Вюртемберг Ульрих Мюллер сделал заявление: «Катастрофа произошла в результате недопонимания пилотов. Русский летчик допустил грубейшую ошибку». Чиновник, кстати, до сих пор не взял свои слова обратно.

Кстати, в семье Харловых не осуждают Виталия Калоева, убившего диспетчера Питера Нильсена, но сожалеют что сотрудник «Skyguide» не остался в живых.

- Нильсен вывел бы всю халатность и разгильдяйство в «Skyguide» на чистую воду, - считает Александр Харлов. - По сути, он был единственным свидетелем произошедшего, а теперь получается, что «концы ушли в воду».

В воскресенье из Башкирии в немецкий Фридрихсхафен вылетел спецрейс с родственниками погибших в 2002 году в небе над Германией детей и членов экипажа «Ту-154». На пшеничном поле недалеко от города Юберлинген у мемориала «Die zerrissene Perlenkette» («Разорванная жемчужная нить») прошла панихида, посвященная десятилетию этой трагедии.

В Германию отец штурмана не полетел, не позволило здоровье. Пожилая мать Сергея – Зоя Федоровна, тоже в прошлом работник аэропорта, вот уже год прикована к постели. Представлять Харловых будет брат штурмана Александр.

Геннадий Харлов после смерти сына начал писать стихи, пытаясь приглушить душевную боль. Внук, сын Александра Харлова, не стал продолжать семейную преемственность и в авиацию, как его дедушка, бабушка, отец, и погибший дядя, не пойдет.

На первую годовщину трагедии, затосковав по хозяину, умер любимец Сергея Харлова кот Вася. Животное целыми днями не отходило от фотографии хозяина и там же его однажды нашли мертвым. Кот умер, обняв лапами черную рамку портрета.

Сергей Харлов мог выйти на заслуженный отдых уже в 2002 году, но не решился бросить любимое дело.

- Сергей решил еще немного полетать, хотя имел право уйти, так как свою норму отлетал, у него было на тот момент 13 тысяч часов, - вспоминает брат погибшего штурмана. – А получается, что приблизил свою гибель.

Кладбищенский самолет уходит под землю

И пилоты, и пассажиры трагического рейса покоятся на Южном кладбище столицы Башкирии. С левой стороны аллеи головой на восток похоронены мусульмане, с правой, головой на запад христиане. Погост выполнен в форме самолета. Захоронения начинаются с членов экипажа, а следом за ними – 50 пассажиров, которые летчики не уберегли не по своей вине. Для траурного митинга, посвященного трагической дате рабочие переложили часть брусчатки и гранитные плитки обелиска. Прося не называть их имена, кладбищенские служащие пожаловались – аллея с захоронениями детей и экипажа уходит под землю. Каждый год продолжается усадка. В чем дело – никто понять не может.

- Уже и несколько раз пробы грунта делали, и перекладывают дорожки, а оно все движется вниз, - говорят служащие погоста.

И действительно, если присмотреться, то тяжелые плиты могил словно продавливают брусчатку, а аллея пошла «волнами».

- Это были тяжелые дни, со всего города согнали технику, привезли даже солдат для помощи, - рассказывают рабочие, помнящие лето 2002 года. - На этом месте был бурелом, все выкорчевали и заровняли буквально за сутки, а могилы копали вручную, без техники. Гробы подвозили в два этапа, и тут же закапывали, был настоящий аврал.

Из-за непонятных движений под постаментом, со стелы осыпается мраморная плитка. К сегодняшней панихиде, часть плитки заменили, однако за ее долговечность мастера не ручаются.

Шестерых ребятишек в общей аллее не похоронили, родственники увезли тела своих детей в родные районы. Говорят, организаторы настаивали на общем захоронении, но не всех родителей удалось убедить – каждый хотел поклониться родной могиле в родном крае.

Кстати, в истории с полетом в Барселону есть еще один «случайный» человек, который оказался в самолете - Артем Гусев — флайт-менеджер авиакомпании «БАЛ», сопровождавший тот злополучный рейс. Поскольку рейс был чартерным, понадобилось присутствие финансового представителя перевозчика, который расплачивался бы на месте за оказанные авиационные услуги. Таким флайт-менеджером оказался москвич Артем Гусев. Если бы рейс регулярным, Артема на самолете не было бы.

Флайт-менеджера «БАЛа» похоронили в Москве. Позже его мать Наталья Ильинична сделала следующую запись в книге памяти:

- В его комнате висит его портрет и снимок того «Ту-154» RA85816, который навсегда унес моего сына, оставив холмик на Митинском кладбище, да еще мое сердце, которое мертвым стало без него.

Не случайные случайности

- Я больше всех сопротивлялась общему захоронению, хотела мужа отдельно похоронить, и даже объездила несколько кладбищ в пригороде, подыскивая место, думала, что после смерти он должен быть только мой, - рассказывает жена заместителя командира эскадрильи Олега Григорьева Елена. - Но меня отговорили, и теперь я понимаю, что правильно, они должны быть все вместе.

По словам Елены, на лето 2002 года у семейства Григорьевых были большие планы. 2002 год для Григорьевых выдался удачным – семья приобрела через долевое строительство квартиру, купила поддержанную «девятку», а у Олега скоро намечался отпуск – планировали поехать к друзьям на Украину.

- 40 лет ему было в тот год, у него были планы работать, он только и грезил самолетами, - рассказывает супруга проверяющего. - Он нашел в Питере какой-то институт, и хотел получать образование психолога. Любил самостоятельно учиться, пилоты вообще бесконечно переучиваются. Английский самостоятельно выучил, а когда летал в Пакистан, самостоятельно учил местный язык. Я всегда его ревновала к самолетам. Частенько бывало, что на праздники – Новый год, 8 Марта, дни рождения – он оказывался на работе, - вспоминает супруга. – И прежде чем оставить нас, всегда извинялся: «Любимые, простите – рейс. Можно я полечу? – и мягко так, дипломатично: - Самолеты ведь наши кормильцы». Начинал на «Ан-24», и за границу полетел одним из первых. Летал в Африке много, под обстрелами. Ну, это только то, что он рассказывал. Деньги нужны были и летали.

История полета Олега Григорьева тоже странная. Заместитель командира авиационной эскадрильи и командир другого экипажа, Олег Григорьев мог и не лететь в тот рейс, но отправился с экипажем Гросса «проверяющим». Первое время, журналисты долго не могли понять, кем был 12 член экипажа и в чем заключались его функции. За разъяснениями мы обратились к друзьям Олега Григорьева, и бывшим сослуживцам по «БАЛу» Юрию Евстратову и Рашиду Мустафину.

- Кто такой проверяющий? Дело в том, что по авиационным правилам, существовавшим в то время, для полета на незнакомый аэродром существовала практика «провозок», - говорит г-н Мустафин. - Командир Гросс и до этого летал в Барселону, но только в качестве второго пилота, хотя отлично знал трассу.

- Первого числа экипаж Гросса вернулся из отпуска, они получили задание – забрать в Москве детей и лететь в Испанию, им дали тренажер – авиасимулятор, где они отработали трассу до Барселоны, а в качестве проверяющего был назначен Олег Григорьев, - объясняет г-н Евстратов. - Так полагается. И в этот раз экипажу назначили проворяющего для «провозки» по маршруту. И выходит, что если бы Гросс хоть раз летал бы в Барселону, в качестве командира, то необходимость в проверяющем отпала бы, и Григорьев не полетел. Сейчас частично правило «провозки» сохранилось, но касается только наиболее сложных аэродромов.

- Командиры двух эскадрилий Олег Григорьев и Олег Муклаков в тот день подошли ко мне и спрашивали, кто из них полетит проверяющим, выбор пал на Григорьева, - вспоминает Рашид Мустафин. – Я видел Григорьева перед их отлетом в Москву, ничего не было необычного, банальный перегон самолета в Домодедово.

- В то время мы жили в поселке Аэропорта, в двух шагах от места работы, - рассказывает вдова Олега Григорьева Елена. - Утром я пришла на работу, и появилось сообщение, о якобы упавшем самолете «БелАвиа» (в первые часы аббревиатуру «БАЛ» расшифровали как «Белорусские авиалинии» - ред.). Прошло время, все ходят, шушукаются, никто не подходит ко мне. Начальник отдела пошел в штаб, вернулся и тоже ко мне не подходит. Я не была трусихой и не верила до последнего, а все боялись озвучить мне правду. Я не выдержала, прибежала домой, дочка Дарья спала. Включила телевизор, а там наш самолет лежит. Дочь выходит и слышит все и в коридоре теряет сознание.

Кстати, у дочери Григорьева с тех пор к теме катастрофы болезненное отношение, девушка ни с кем не обсуждает гибель отца.

За месяц до Боденской трагедии в армию ушел сын Григорьева Павел. 18-летний парень успел месяц пробыть во Владивостоке, где его и настигла новость о смерти папы. У него досрочно и отдельно приняли присягу, и отправили в Уфе, транзитом через Москву.

– Сейчас сыну 28, он женат, живет отдельно, и в авиацию не пошел, хотя папа мечтал, конечно, - рассказывает мать.

Олег и Елена поженились 25 лет назад. Оба родом из Калининградской области – она родилась в Полесске, а он – в Черняховске. Познакомились во время учебы в политехническом техникуме. Потом Олег окончил Кировоградское высшее училище летчиков и молодые поженились. В Уфу приехали по распределению, и долгое время жили в аэропортовской гостинице, где последний этаж переделали под общежитие для молодых специалистов.

Любопытно, что за два дня до злополучного рейса Олег Павлович вместе с 14-летней дочерью Дашей сажал в саду помидоры. Отец, развлекая ее, вдруг начал рассказывать о работе иностранных диспетчеров.

- Папа, оказавшись в любой стране, тут же начинал изучать ее язык, - говорит Дарья. – И мне объяснял, что все иностранные диспетчеры говорят по-английски, но на своем диалекте. И особенно, почему-то, остановился на наречии швейцарцев… Как будто чувствовал.

В Германию на памятную дату Елена не полетела, потому что «могила Олега здесь – и поминать буду здесь».

- Как сложилась моя судьба? – спрашивает вдова. - Я живу в гражданском браке, и не считаю это постыдным. Дети приняли отчима нормально, правда, сын сложнее воспринял появление нового мужчины в доме. Мы общаемся с друзьями Олега, и мой нынешний супруг дружит с ними. Я не думаю, что Олег хотел бы, чтобы мы 10 лет ходили в трауре и плакали по нему. Ведь жизнь не стоит на месте.

Пусть мама услышит…

В истории Боденской трагедии есть случай, когда неродные люди стали друг другу почти родственниками. Например, дочь бортпроводницы Татьяны Кулешовой 14-летняя Катя, ее дед Николай Кулешов и Ирина Дегтярева, бывшая супруга экс-ректора УГАЭС, а ныне депутата Госдумы Александра Дегтярева, потерявшая в авиакатастрофе сына Кирилла, вместе вылетели в Фридрихсхафен. Г-жа Дегтярева постаралась заменить Катюше погибшую мать - все эти годы завкафедрой экономической теории УГАТУ помогает девушке. Отец Татьяны, 76-летний Николай Кулешов, считает такое покровительство важным для внучки, ведь после смерти супруги он один воспитывает девочку.

Воспоминаний о матери у 14-летнего подростка осталось немного.

- Самый яркий момент в памяти, когда однажды мы шли с ней по улице, в районе где сейчас располагается ТЦ «Семья», и повстречали мамину подругу. На мне были одеты белые новые колготки, а мне не хотелось стоять и смирно ждать, пока они наговорятся, и я испачкала одежду. По возвращению домой мне попало, и теперь думаю, что если бы мама могла меня слышать – я бы ей сказала, что никогда бы так не поступила, - говорит Катя Кулешова.

Прежде чем в то роковое утро четырехлетней девочке сообщили о смерти мамы, дед и бабушка наняли двух психологов. Хотя, по словам самой девушки это было напрасно, она сразу поняла, в чем дело.

- Я проснулась, дома много незнакомых людей, бабушке стало плохо, меня увели в другую комнату, а позже дед взял меня на руки и сказал, что мама на работе, но скоро вернется, - вспоминает утро 2 июля девушка. - Но сразу поняла, что она погибла. Я не знаю почему, так получилось, а может, дед хотел подсознательно до меня это донести.

Стюардесса Татьяна Кулешова, окончила уфимский авиаинститут и какое-то время работала на заводе металловедом, но затем изучила английский, и судьба привела ее в «БАЛ». К июлю 2002 года Татьяна имела 3,7 тысяч часов налета.

Еще в школе она подрабатывала на каникулах санитарской в одном из санаториев, так настояла ее мать, считавшая, что девушке пригодится ранний стаж работы. Интересно, что Татьяна окончила музыкальную школу с отличием по классу «аккордеон». Ее дочь, Катя сейчас также заканчивает «музыкалку», но уже играя на пианино.

Отец погибшей стюардессы неохотно рассказывает о работе дочери, Татьяна летала ради дочки, и всячески пыталась поддержать семью. Иногда, здесь в Уфе она с коллегами закупала на рынках фрукты, перед рейсами на Север, и продавала там с небольшой наценкой. В середине 90-х это была попытка прокормить близких.

Когда дочь должна была пойти в школу, Татьяна намеревалась подыскать работу на земле – через два месяца она планировала уйти из компании. К этому времени она уже поступила в один из ВУЗов на экономиста, и строила планы на будущее.

- Она очень чувствительный человек, я помню, когда мы смотрели по телевизору как рушатся башни-близнецы в 2001 году, она чуть не плакала, настолько она близко воспринимала боль других людей, - рассказывает Николай Феоктистович.

Рассказывают, что три женщины, летевшие из другого города ее самолетом, не смогли устроиться в Уфе на ночлег, тогда она привезла их домой.

- Я очень люблю ее, - говорит отец бортпроводницы. - Я всегда переживал за нее. Был случай, когда мать, работавшая в детском саду, оставила Таню ночевать в группе, чтобы не вести домой из-за метели. А я пошел ночью к детскому саду. Под окнами спальни росла черемуха, я взобрался на нее и заглянул в окно. Ночью нянечка подняла детей в туалет, и Татьяна, проснувшись, увидела меня в окне в свете луны, и сильно испугалась и закричала. Я убежал домой, и долго проклинал себя за этот поступок. А теперь я боюсь потерять Катю.

Катерина пока не определилась со своей судьбой, но рассчитывает поступать на факультет информатики и робототехники УГАТУ, а ее дед мечтает, чтобы девушка училась в Москве.

В составе экипажа находились три женщины, бортпроводницы – 45-летняя Ольга Багина, 35-летняя Татьяна Кулешова и 35-летняя Гульнара Билялова. У всех остались сиротами дети.

В разбившемся экипаже Гульнара, как и все, оказалась случайно. Ей позвонили и предложили полететь на злополучном рейсе, когда она затевала генеральную уборку. Соседи вспоминают, что стюардесса собирала экзотические растения, ими была увита вся ее квартира и из каждого полета старалась привезти какие-то ростки. А после ее смерти цветы, как будто почувствовав, что хозяйка не вернется никогда, почернели и умерли. Садоводы говорят, что никогда не видели, чтобы растения так скорбели.

Сама Гульнара упорно рвалась в небо, несмотря на то, что ее отец был пилотом и разбился. Гульнара осталась сиротой в 13 лет. Как и ее сын.

- Гульнара вбила себе в голову, что должна продолжить летную династию и очень гордилась, что стала преемницей родителя. А потом призналась мне, что каждый раз, заходя в салон самолета, боится, что не вернется из рейса, - рассказала подруга Биляловой Розалия Зурканаева.

Экипаж разбившегося рейса, как будто специально кто-то собирал вместе, чтобы в один миг лишить их жизни. Наверное, души этих людей заслужили райский покой.

Дмитрий КОЛПАКОВ,

Нина ЗОТОВА.

"